«Нарушение письма и чтения у младших школьников»
консультация по логопедии (3 класс)

Пономарёва (Плетникова) Ольга Владимировна

Дать родителям первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их   устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc54 КБ
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: 

«Нарушение письма и чтения у младших школьников»

        Цель: Дать родителям первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их      устранения.

      В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Многие родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. в ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные проблемы: физиологические, психологические, неврологические проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. Очень часто эти 2 диагноза стоят рядом.

      Дисграфия  (от греч. «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» - писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры  слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

      Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие   работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

      Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов

  1. Акустический  (услышать и вы делить звук)
  2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков)
  3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки)
  4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
  5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил

         При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

          Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом  обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания  слова, либо какая – то часть из них  у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части  и препятствует точному распознанию  каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

          Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит: «Ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для этого существительного. Но если ребенок говорит: «Ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии  аграматизмов в устной речи, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама собой, ее нужно корригировать и исправлять.

     Дислексия  (от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать  - это состояния, основное проявление  которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих базис навыка чтения.

    Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

     Уметь читать – это значит, уметь:

  • Соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
  • Соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
  • Соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением – понять.

 Определяют 4 этапа в зависимости от механизма процесса чтения:

  1. Овладение звукобуквенными обозначениями.
  2. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква – слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение)
  3. Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
  4. Этап автоматизированного (синтетического) чтения , единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:

  • Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем)
  • Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи)
  • Сформированность зрительного анализа  и синтеза (определение сходства и различия букв)
  • Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.)
  • Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв)
  • Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов)
  • Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкции взрослого и т.п.)
  • Хорошо развитая мелкая и крупная моторика        
  • Сформированность умения общаться со сверстниками

В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:

  • Нарушение фонематического слуха
  • Нарушение пространственного восприятия
  • Нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями
  • Нарушение поведения и работоспособности
  • Плохое запоминание знаков
  • Плохая дифференциация звуков и букв
  • Плохое сливание звуков
  • Трудности осуществления звукового анализа слова.

        При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по - новому. Многие дети трудности при чтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть  слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо отсутствует (механическое чтение)

         Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок,  ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характ6ера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.

          Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться к специалисту (школьному логопеду или дефектологу), четко выполнять все рекомендации специалиста  и положительный результат обязательно придет.

           У родителей, как правило, возникает   вопрос: что делать?

Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть  чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего, не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.           Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить , как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая », чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т.п.). стремиться наращивать скорость чтения не нужно – ребенок должен основательно почувствовать  отдельные звуки.

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дисграфией:

  1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к с согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.

Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.

  1. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150-200 слов с проверкой ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

  1. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.

После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы, да ещё и проверяет не свой учитель, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться,  не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.


Предварительный просмотр:

1.«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

2.«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой произносить длительно звук [У] без участия голоса (зубы сомкнуты).

3.«Бегемотик». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

4.«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

5.«Часики». Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.

6.«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

7.«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед.

8. «Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз.

9.«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх, к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

10.«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

11.«Шар лопнул». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звук [С] (должен получиться звук, напоминающий шипение выходящего воздуха).

12.«Иголочка». Губы в положении «Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.

13.«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).

14. «Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук [Ы], не смыкая зубов.

15. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

16.«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

17.«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

18.«Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

19.«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).

20.«Накажем язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

21.«Ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произнести сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

22.«Чашечка». Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки.

23.«Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Правила проведения гимнастики

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения строго индивидуальна как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. В дальнейшем взрослый доводит количество повторений до 15-20. Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ребенок должен видеть лицо взрослого и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено.

Упражнения для выработки звуков С,З,Ц

№  1, 2, 4, 5, 6, 7, 10, 20, 21

Упражнения для выработки звуков Ш,Ж,Щ,Ч

№  1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 16, 20, 22

Упражнения для выработки  звука Л

№  1, 2, 4, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 20, 23

Упражнения для выработки звука Р

№  1, 2, 4, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»

г. Белгорода

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

 

Учитель – логопед

Плетникова Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма - распространенная патология у младших школьников

Нарушения письма(дисграфия) - имеет несколько причин : -органические,-функциональные,биологические,социальные.Нарушения письма у детей с сохранным интеллектом часто сочетаются с выраженной неравн...

Консультация для родителей: "Нарушение письма и чтения у младших школьников"

Материал для консультации родителей (родительского собрания), чьи дети зачислены на логопункт при общеобразовательной школе, на тему:«Нарушение письма и чтения у младших школьников»...

Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников

Статья посвящена влиянию  некомпенсированного общего недоразвития речи на формирование навыков письма и чтения у младших школьников. Рассматриваются причины, ведущие к трудностям овладения письмо...

Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...

Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников

Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....

Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников

Презентация "Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников" раскрывает направления, методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по коррекции дисграфии и дисле...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....