Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
картотека

К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников

(для воспитателей, учителей и заботливых родителей)

         Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют достаточный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

     К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

     В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Вот примеры таких ошибок:

1) пропуск гласных и согласных букв (день - 'днь', между - 'межу');

2) перестановка букв, лишние буквы (лужа - 'нулжа');

3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - 'дожке', тишина - 'тишинына');

4) замена гласных в ударном положении (задача - 'задоча');

5) замена йотированных гласных (идёт - 'идют', посёлок - 'посялок');

6) замена согласных:

  • свистящих - шипящих (золотистый - 'жолотистый');
  • парных по звонкости - глухости (картофель - 'картовель');
  • сонорных (ржи - 'лжи', мебель - 'небель');
  • аффрикатов (птицы - 'птичы', цветы - 'чветы');

7) обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - 'крюгом', люди - 'луди');

8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки - 'василки', большие - 'болшие');

9) недописывание слов (мышка - 'мышк');

10) замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - 'требпечут');

11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - 'полицу', столбом - 'с толбом').

      У детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

   1) пропуск букв, слогов, предлогов;

   2) замена и перестановка букв, слогов;

   3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

   4) недочитывание окончаний слов;

   5) искажение слов;

   6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;

   7) «угадывание» слов.

   Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.

   Такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв, вот тогда для ошибок не на правила не останется места.

Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

 «Рыбалка».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: поймать слова со звуком [л] (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.

«Телевизор».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.  Количество играющих: один и более человек.

 «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.  Количество играющих 1-2 человека.

 «Цепочка слов».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Количество играющих: один человек и более.

«Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].  Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, группа, члены семьи).

 «Собери букет».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Ребёнок расставляет цветы. Синий цветок должен остаться.

«Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры.

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот? трава – дрова, усы – уши, кадушка – катушка, дом – дым.

  «Полминутки на шутку» 

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

-Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

-Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

-Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

-Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

-Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки

 «Эхо»

Цель: Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Ход игры. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Кроме того, можно предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

  «Путаница»

Игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

«Угадай, что звучит»
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Чудесный мешочек»
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
ВЫДЕЛИ СЛОВО.
 
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички).

НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО.
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. Звук "C": Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Звук "З": На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает на того, кого не знает? Потому она и лает –познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) и т.д.

КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ? 
Произнести три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спросить у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предложить определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь". Следить, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ. 
Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).
НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ. 
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)
ИСПРАВЬ ОШИБКИ 
Цель: развить слуховое внимание. Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку). Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак). Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок). Очень ласковый был
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
Рогатый дол
По дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица
Своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
На поляне лесной
Вырос зуб молодой (дуб).
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).
КТО ЗАМЕТИТ БОЛЬШЕ НЕБЫЛИЦ?
Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.
Задание: отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины.
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона.
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из пряжи,
Прядут там нити из сукна,
Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,
Там пьют из чашки бутерброд,
Из хлеба с сыром там котлеты,
Из мяса свежего конфеты.
С начинкой сладкой суп с фасолью,
В тарелках все там варят с солью… В. Чантурия.

Это верно или нет,
Что, как сажа, черен снег?
Сахар – горек,
Уголь – бел,
Ну а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы?
Что в упряжке ходят птицы?
Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак?
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд…
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).
ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЬ 
Цель: развить внимание.
Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».
1)Ты любишь лето?
2)Тебе нравится зелень парков?
3)Ты любишь солнце?
4)Тебе нравится купаться в море или реке?
5)Ты любишь рыбалку?
6)Ты любишь зиму?
7)Ты любишь кататься на санках?
8)Тебе нравится играть в снежки?
9)Ты любишь, когда холодно?
10)Тебе нравится лепить снежную бабу?
ГДЕ СТУЧАЛИ? 
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.
ДЯТЕЛ
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе
(… … .; … .. … и т. д.), а дети повторяют за ним.
КТО ЛУЧШЕ СЛУШАЕТ? 
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
НАЙДИ КАРТИНКУ
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Задание: взрослый раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Губы взрослого закрываются.
ХЛОПКИ
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
КТО ЛЕТИТ 
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.
УГАДАЙ ЗВУК 
Игра на выделение звука на фоне слога.
Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]). Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).
РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ
Игра на выделение звука на фоне слога.
Воспитатель называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.
МАГАЗИН
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
СВЕТОФОР
Игра на определение места звука в слове (позиции).
В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый.

КАКОЙ ЗВУК ПРОПУСТИЛ НЕЗНАЙКА? ( - тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО 
Игра способствует развитию фонематического слуха
и звукового анализа слов.
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”луна” — [л, у, н, а].

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Игры  и  упражнения для развития фонематического слуха • Игра «Будь внимательным!»Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук. Например,  зв...

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...

Игровые технологии. Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия у младших школьников

В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к пи...

«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»

         Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...