Адаптация ребенка в начальной школе
статья

Мы все стремимся чтобы адаптация ребенка в первом классе прошла как можно спокойнее.Давайте разберемся как это сделать...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Введение
Понятие адаптации к школьному обучению стало использоваться в последние
годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей
различного возраста в связи с обучением в школе.
В самом распространенном своем значении адаптация к школьному обучению
понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий,
новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму
жизнедеятельности. Первый год обучения определяет порой всю последующую
школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых
совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Следует отметить, что начало школьного обучения является для каждого
ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в
его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости,
гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают
тревогу, растерянность, напряжение. Некоторые первоклассники могут быть
очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам,
отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями; дерзить,
капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно,
не слушают; когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче,
замечании плачут.У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к
игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается
сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура, обостряться хронические заболевания.Конечно, не у всех детей
адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у
кого этот процесс сильно затягивается. Наблюдения за первоклассниками
показали, что психосоциальная адаптация может проходить по-разному.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить
психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников.
Объект исследования: адаптация к школе.
Предмет исследования: психологические факторы адаптации первоклассников
к обучению в школе.
Задачи исследования: 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования. 2)Определить особенности адаптации первоклассников
к школьному обучению.3) Раскрыть факторы успешности адаптации
первоклассников к школьному обучению.4) Разработать методические
рекомендации по адаптации первоклассников к обучению в школе.

Глава I. Адаптация к школьному обучению первоклассников как психолого-
педагогическая проблема 1.1. Особенности адаптации первоклассников к
школьному обучению.Первый класс школы – один из наиболее существенных
критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них
– эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип,
возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на
первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в
последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс
факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима,
непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление
новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается
к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо
успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы
поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым
условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач
связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в
поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в
достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды
и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед
ребенком задач.Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный
этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают
психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации
ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из
дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные
обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на
уроках, дисциплинированным и т. п.По существу, впервые в своей жизни
ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-
общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает
требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести,
что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей
деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно
игрой.
С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в
том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность
построена на основе произвольных усилий ребенка.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько
прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный
и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий
и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя
или непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает
проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и,
наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного
приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит
как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо
приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на
человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому
адаптировать приходится не только ребенка к классу, к своему месту в школе, к
учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Наибольшие
трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными
дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы.
В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в
двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической
тормозимости. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью
детей с инфантильным типом личности в условиях массовой школы,
определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации.
Подобное поведение приводит к нарушению адаптации. Школьная
дезадаптация неблагоприятно отражается на состоянии здоровья таких детей и
приводит к возникновению астенических и неврозоподобных симптомов.
1.2. Факторы успешности адаптации первоклассников к школьному
обучению.
При изучении различных аспектов адаптации отечественные авторы большое
внимание уделяют ее факторам. Необходимо отметить, что в некоторых
исследованиях происходит смешение понятий «факторы» и «критерии»
адаптации. Подобная ситуация обусловлена тем, что адаптация может
рассматриваться как процесс (развитие явления во времени) и как результат
(следствие этого развития). В случае, если адаптация рассматривается как
процесс, речь должна идти о ее факторах, о совокупности условий или
обстоятельств, которые определяют результат. Если анализируются результаты
этого процесса, то говорят о критериях и показателях, то есть о средствах
проверки эффективности протекания адаптации.Под факторами адаптации в
психологической науке понимаются причины, движущие силы данного
процесса, определяющие его характер. Наиболее распространено деление
факторов на объективные и субъективные (относящиеся к среде и личности
адаптанта). Как правило, объективные факторы рассматриваются иссле-

дователями в качестве внешних условий психической адаптации. Факторы
адаптации к обучению в школе.
Субъективные Объективные
- эмоциональное самочувствие; - продуктивность и успешность
- активность; деятельности;
- стабильность психофизиологи- - статус личности в коллективе;
ческого состояния; - экологические особенности
- удовлетворенность работой; страны и региона;
- возрастные и индивидуальные - программа обучения;
особенности; - личность педагога;
- семья и др.
По результатам исследований Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько позитивную
роль в адаптации к школе играют следующие факторы:
— благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие
конфликтных ситуаций;
— правильные методы воспитания в семье;
— полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка
к школе;
— тесный контакт родителей с учителем;
— выполнение ребенком требований школьного режима.
Можно выделить несколько уровней адаптации первоклассников к школе,
имеющих приблизительно одинаковые показатели по всем критериям. Я.Л.
Коломинский и Е.А. Панько, опираясь на исследования Г.М. Чуткиной,
определяют уровни адаптации следующим образом:
Высокий уровень.Первоклассник положительно относится к школе,
предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал
усваивает легко., глубоко и полно овладевает программным материалом,
решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает объяснения
учителя.
Средний уровень.Первоклассник положительно относится к школе, посещение
не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если
учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание
учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и
внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при
его контроле, бывает внимателен только тогда, когда занят чем-то для него
интересным, готовится к урокам и выполняет почти всегда домашние задания.

Низкий уровень.Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к
школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение,
наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал
усваивает фрагментарно. Для успешной адаптации младших школьников к
учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в
первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в
начальной школе:
— проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного
развития младших школьников; — на основе ее результатов осуществлять
целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;
— осуществлять коллективную, групповую работы с детьми;
— осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством
совместных воспитательных воздействий семьи и школы.
Глава II. Исследование адаптации первоклассников к школьному обучению
2.1. Этапы, методы и методики исследования
В начале опытно-экспериментальной работы необходимо определить цель и
задачи данного исследования. Цель опытно-экспериментальной работы:
экспериментально исследовать психологические факторы адаптации
первоклассников к обучению в школе. Задачи опытно-экспериментальной
работы:
1. Определить уровень мотивации учения, развития произвольной сферы,
сформированности наглядно-схематического мышления у первоклассников до
начала адаптационных мероприятий. 2. Разработать и применить программу
адаптации первоклассников к школьному обучению.
3. Определить уровень мотивации учения, развития произвольной сферы,
сформированности наглядно-схематического мышления у первоклассников до
начала адаптационных мероприятий. 4. Проанализировать и обобщить
результаты опытно-экспериментальной работы с помощью метода
математической статистики.
Первый этап опытно-экспериментальной работы – подготовительный. На
данном этапе работы нам необходимо выбрать школу, класс для проведения
эксперимента.
Второй этап исследования – основной. Он включает в себя весь основной объем
работы. Далее с учащимися мы провели тестирование по подобранным нами
методикам с целью определить уровень адаптации испытуемых на
констатирующем этапе исследования.
Далее нами была разработана программа по адаптации первоклассников к

обучению в школе и в течение трех месяцев с испытуемыми велась психолого-
педагогическая работа.
Третий этап – заключительный. На этом этапе работы, полученные в результате
проведенного исследования, данные были подвергнуты математической
обработке. После чего были сделаны выводы по проделанной работе и даны
методические рекомендации по улучшению адаптации первоклассников к
обучению в школе.
В данном исследовании были использованы следующие методы: тестирование,
анализ, психологический эксперимент и метод математической обработки
данных.
Анализ позволил нам сделать выводы по итогам проведенного тестирования.
Психологический эксперимент предполагает возможность активного
вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания
условий, отчетливо выявляющих психологический факт.
Метод математической обработки данных позволяет доказать правильность
выдвинутой в начале исследования гипотезы, либо опровергнуть ее.
Качественные характеристики изучаемых явлений будут полнее и глубже, если
накопленный эмпирический материал подвергнуть количественной обработке.
При исследовании проблем психологии и педагогики применяются методы
математической статистики. С их помощью решаются различные задачи:
обработка фактического материала, получение новых, дополнительных данных,
обоснование научной организации исследования и другие.
Для проведения исследовательской работы была выбрана методика мотивации
учения.
Методика «Мотивация учения».По изменениям этого параметра можно судить
об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной
деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся
начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее
интересный.
Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе».
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации
и преобладание других, чаще всего игровых мотивов.
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным
уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям.
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего
это свойственно детям с задержкой психического развития

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной
активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов) –
высокий уровень мотивации учения; б) ситуации не учебного характера с
внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным
отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов) – средний уровень
мотивации учения;
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением
к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов) – низкий уровень
мотивации учения.
2.2. Методические рекомендации по адаптации первоклассников к обучению в
школе Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и
психологическим нагрузкам. Но при чем здесь физиология?
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть
физиологическая адаптация. Продленка для первоклассников - мера настолько
вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая
возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей
работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить
плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И
не всегда этот выход - продленный день.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки
детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые,
которых по закону в первом классе не должны задавать - вечером перед сном
готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать
уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток
имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет
рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш
первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться
перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать
первые два урока в школе.
С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность.
Необходимо прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит
свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн,
приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это
пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.
Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от

книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не
только осанка, но и зрение. Последние дни перед 1 сентября и начало учебы -
трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не
возражает против школы. Но, вдруг, ни с того ни с сего, начинаются капризы,
даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не
обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у
первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие перепады
настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы.
Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!
Нельзя считать, что агрессия ребенка имеет отношение к вам как к родителю,
как к личности. Он сбрасывает накопившуюся отрицательную энергию, он
надеется, жаждет, чает - быть понятым и принятым со всеми потрохами, и
неуклюже, как умеет, просит о помощи. Нужно заниматься с ребенком тем, что
ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух
интересную книжку. Не нужно спрашивать ребенка, как он себя вел в школе!
Вопрос о поведении усиливает напряженность.

Заключение
Адаптация – очень важный процесс. В самом распространенном значении
школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе
социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности,
режиму жизнедеятельности. Результатом адаптации является
«адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности,
умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей
жизнедеятельности ребенка в школе. Основная цель педагогического
коллектива школы в направлении адаптации первоклассников к школьному
обучению - создание общего фона, благоприятного для развития детей:
физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим деятельность
школы направлена на: -максимальное обеспечение двигательной
активности детей к школе;
- создание в школе развивающей предметной среды, являющейся
продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;
- широкое применение игровых приемов;
- изменение стиля взаимоотношения взрослых и детей с авторитарного
на стиль доверительного сотрудничества;
- введение в педагогический процесс разнообразных видов детской
творческой деятельности;
- использование многообразных форм обучения неурочного типа;
- создание щадящего режима учебной деятельности.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что проблема адаптации
первоклассников к школьному обучению очень актуальна.
Теперь, анализируя полученные результаты исследований, можно сказать, что
предположения сделанные в начале работы верны. Итак, опираясь на
результаты проведенного исследования, их математическую обработку, можно
сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна,
следовательно, адаптация первоклассников к обучению в школе будет
протекать успешнее, если применяются специально разработанные
адаптационные мероприятия. Задачи, поставленные перед началом работы,
выполнены.
Цель работы достигнута. То есть нами была исследована проблема адаптации
первоклассников к обучению в школе. В ходе выполнения исследовательской
работы были получены необходимые знания, которые будут использованы в
будущей практической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...

Влияние особенностей семейного воспитания на адаптацию детей в начальной школе

Социальная адаптация личности, семья, школьная успеваемость......

Программа "Адаптация дошкольника к начальной школе".

             Переход из  старшего   дошкольного  возраста  в младший  школьный – важный  момент  в жизни  р...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка в новой школе.

Первокласснику всегда трудно адаптироваться в новой обстановке, и этому всегда сопуствует кризис 7 лет. Данный материал поможет родителям узнать как следует поддерживать ребенка в данной ситуации....

Адаптация ребенка в начальной школе.

Адаптация первоклассников в школе является актуальной проблемой для всей системы образования. Ежегодно увеличивается число неуспевающих школьников – первоклассников. Приходя в школу, приходя в н...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка в новой школе.

С поступление ребенка в новое учебное заведение в его жизни происходит множество изменений, он должен приспособиться к новым условиям,  т.е. адаптироваться. В этом файле вы найдете всю необходиму...

Пение, как метод адаптации ребенка в начальной школе

в материале рассматриваются причины, по которым ребенку стоит заниматься пением и как  занятия вокалом поможет адаптироваться к школьному обучению в 1 классе...