Доклад на родительское собрание на тему «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»
консультация (1 класс)

Бахтина Софья Эдуардовна

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на родительское собрание  на тему: «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания.  Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»

   В начале, хотелось бы сказать, что главный этап у детей в этом возрасте – это развитие. Главный труд это учеба в школе учение. Мозг сейчас активно готов впитывать информацию более сложного характера.

Игра «Разброс мнений».

  • Наш ребенок выполняет домашнее задание…
  • Самостоятельно справляется с…
  • Готовит с трудом…
  • Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в…
  • Когда ребенок учит уроки, мы…
  • Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …
  • Мы думаем, что на выходные  …
  • Ребенок начинает приготовление домашнего задания с …
  • При приготовлении домашнего задания необходимо …
  • Если ребенок включается в работу медленно, то …
  • Если ребенок допускает ошибки мы……

2. Сообщение

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

    Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

     С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая  функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Вот некоторые советы, как помочь ребёнку в обучении:

– возьмите на себя только, то, что он не может выполнить;

– по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.

Часто возникает проблема, когда ребенок не хочет что-то делать. Заставлять его или нет? Все зависит от причины отказа, чаще всего она кроется в отношениях между вами и ребенком. Если ваш тон теплый, дружественный, ладится и совместная работа, как только появляются руководящие указания, исчезает желание работать на равных.

Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам.

Процесс передачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребенок нуждается и в отрицательном опыте.

1. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят но, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

•   на строчку, где допущена ошибка;

•   на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

3. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

4. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится.

В каком порядке следует учить уроки?

Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

до 1 часа – в первом классе;

ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие.

Как приучить к самостоятельности?

Кл. рук: Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите.

hello_html_505e97a7.jpghello_html_70a41309.jpg

  • Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.
  • Замок (родители).
  • Правильно, замок. Какой это замок?
  • Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).
  • Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
  • Ключ (родители).
  • Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
  • Нет (родители).
  • Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
  • Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку. (родители).
  • Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно, ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
  • Да, возможно (родители).
  • Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

НЕ ХОЧУ ИДТИ В ШКОЛУ!

Причина первая: неадекватные ожидания

Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.

Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности. Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Поиграйте в школу, это самый лучший способ для ребенка заранее потренироваться быть учеником. Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.

Обсуждайте с ребенком его школьные дела и после 1 сентября, до тех пор, пока вы не убедитесь, что в голове у него сложилась правильная картинка школьной жизни. Первоклассник должен быть в курсе и ближайших событий, и более отдаленных: знать, что может произойти на уроках, когда вы встретите его после школы, чем будете заниматься в выходные, как планируете провести каникулы. Объясняйте в деталях разные моменты, особенно те, с которыми ребенок еще не сталкивался. А если в обычной программе дня предстоят какие-то изменения, не забудьте предупредить своего первоклашку.

Причина вторая: усиленная подготовка перед школой

Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. «Разве может быть слишком много знаний?» — спросите вы. Оказывается, может. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса. Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации. Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.

Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, то важно разными способами показывать ему актуальность тех знаний, которые он получает на уроках. Основная ошибка, которую могут сделать родители, если первоклассник жалуется на то, что ему скучно в школе, это найти ему множество разных дополнительных занятий, чтобы он «работал головой». Тем самым они переключают интересы ребенка на внешкольную жизнь и еще больше отвлекают его от процесса обучения.

Причина третья: несоответствие требований взрослых возможностям ребенка

Она в каком-то смысле является противоположностью второй. Если детям с высоким уровнем подготовки становится скучно от того, что им все слишком легко, то первоклассники, которые не могут справиться с заданиями, теряют интерес из-за того, что не достигают успеха. А быть все время неуспешным никому не нравится, не только детям. При этом совсем не обязательно, чтобы уровень развития ребенка был низким. Бывает, что взрослые предъявляют к детям завышенные требования, идя на поводу своих амбиций. В роли таких взрослых могут оказаться и родители, и учителя.

Что делать? Прежде всего, «снизить планку», не ждать от ребенка, что у него все сразу будет получаться хорошо. Помнить о том, что он еще только учится быть школьником. Тем более что, по разным оценкам, до 60% детей приходят в школу не вполне готовыми к обучению, и это не всегда касается умственного развития. Незрелость эмоциональной сферы, несформированность навыков общения, даже недостаточный уровень физического развития — все это (и не только) может мешать первокласснику успешно учиться.

Причина четвертая: возрастной «разрыв»

По существующим сегодня правилам в первый класс можно записывать детей от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в год означает довольно серьезные отличия в уровне развития. Если ребенок окажется существенно старше или младше основной массы своих одноклассников, он может «выпадать» из общего процесса обучения, т. к. учитель поневоле будет ориентироваться на большинство.

Детям постарше может быть скучно, а детям помладше — сложно учиться в одном темпе с одноклассниками. И то, и другое также может привести к снижению мотивации

Младшим детям необходимо избегать перегрузки и стрессов, здесь нужны щадящий режим, своевременный отдых, поддержка родителей. Для старших, которым поначалу программа обучения покажется слишком легкой, подойдут способы поддержки мотивации, приведенные в описании второй причины.

Причина пятая: низкая познавательная активность

Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде. Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка. К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.

Первый шаг, который стоит сделать, чтобы исправить ситуацию — ограничить информационный поток и создать хотя бы небольшой дефицит впечатлений.

Современным школьникам не всегда понятно, зачем учиться писать и считать, если все уже активно пользуются голосовыми помощниками, банковскими картами и прочими достижениями цивилизации. И все же для первоклассников еще можно придумать какие-то привлекательные стимулы.

Причина шестая: инфантильность

Ученик — это новая социальная роль, ступенька взросления, которая предполагает новый статус, новый стиль взаимоотношений со взрослыми, расширение возможностей и обязанностей. Не все первоклассники оказываются готовы к этой роли, а в последние годы число таких детей увеличивается. С одной стороны, это происходит потому, что дошкольное детство современных детей в большинстве случаев очень комфортное. Желания принять на себя другую роль у ребенка не возникает, ведь у него в жизни и так все хорошо, зачем же что-то менять? С другой, сегодня видна тенденция к обеднению игры у дошкольников, да и времени на игры у них все меньше. В результате в первый класс нередко приходят дети, которые не доиграли и не очень понимают, почему они теперь должны соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.

Для таких детей особенно важно как можно скорее подружиться с одноклассниками.

Безусловно, на игровой мотивации далеко не уедешь, постепенно нужно менять ее на учебную. Начать можно с внешних изменений — сделать перестановку, привлекательно оформить рабочее место первоклассника дома, выделить дополнительную полку для учебников, купить новые часы и тому подобное. При каждом удобном случае подчеркивайте новый статус ребенка, давайте ему понять, что вы рады его взрослению, гордитесь его успехами и готовы принимать его в новой роли. От слов переходите к делу: поменяйте распределение обязанностей в семье, поручите ребенку какие-то более «взрослые» дела, привлеките к принятию семейных решений, доступных его уровню. Демонстрируйте новые возможности, которых у него не было в дошкольном возрасте. Через какое-то время внешние изменения перейдут во внутренние, ребенок примет себя как ученика. Следующая задача — разбудить интерес к тем знаниям, которые даются в школе, для этого подойдут рекомендации, данные в предыдущих пунктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом»"

Методическая разработка (ИКТ) к  родительскому собранию в начальной школе по теме: «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»Цель собрания: актуализировать знания родителей какие труднос...

Презентация к родительскому собранию по теме: " Ребёнок не хочет учиться, делать домашнее задание. Что делать?"

В презентации представлены основны моменты  родительского собрания по теме " Ребёнок не хочет учиться, делать домашнее задание.   Что делать?":  * преимущества выполнения домашнег...

Родительское собрание на тему: "Что должны знать родители о домашних заданиях"

Данная разработка родительского собрания поможет родителям  понять то, что следует и чего не следует делать  при оказании помощи детям в приготовлении...

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку научиться выполнять домашнее задание самостоятельно»

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку научиться выполнять домашнее задание самостоятельно»Цель: построить с родителями простейший алгоритм выполнения домашнего задания; сформировать ...

Родительское собрание на тему "Как приучить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание"

    Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения проблем с детьми....

Материал видеолекции по теме "Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания?"

Домашние задания играют решающую роль в успеваемости детей, и мы хотим убедиться, что вы обладаете необходимыми знаниями, чтобы поддерживать своих детей в этом процессе.Сначала нужно понять для чего ш...