"Наша речь - наше богатство"
консультация

Щетилова Людмила Сергеевна

Разговор-консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rech_-_nashe_bogatstvo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щетилова Л.С.

НАША РЕЧЬ – НАШЕ БОГАТСТВО
(разговор-консультация)

Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некоторых логопедических речевых аспектах; показать, как можно помочь своему ребенку справиться с проблемой нарушения речи.

Ход родительского собрания

I. Приветствие.

II. Вступительное слово учителя.

При поступлении детей в школу родителей чаще всего волнует вопрос: как помочь ребенку приспособиться к новым социальным условиям? О полной адаптации ребенка к школе мы говорили на предыдущем собрании. Сегодня нам предстоит разговор-консультация о речи и нарушениях речи, о том, кто и как может помочь детям с подобными проблемами.

Прежде всего родителям необходимо помнить:

 Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.

 Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.

 Поощряйте его общение с другими детьми.

 Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях.

 Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

III. Основная часть собрания.

1. Речь. Механизм речи.

Речь – это драгоценный дар. С ее помощью мы с вами выражаем свои мысли, чувства, общаемся, достигаем взаимопонимания. Ведь именно труд и речь создали человека. Именно она имеет большое значение для умственного развития.

Речь – очень сложная и хитрая штука, с которой не сравнится самый мудреный механизм. И овладение речью – очень трудный, многострадальный психический процесс, а ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Формироваться она начинает тогда, когда головной мозг, слух, органы артикуляционного аппарата (а это губы, зубы, твердое небо, гортань) достигнут определенного уровня развития. Чтобы в дальнейшем правильно развивалась речь, необходима речевая среда.

Механизм нашей речи составляют такие приспособления, которые предназначены от природы для другой цели: губы, язык, зубы, гортань, легкие. И материалом здесь служит – воздух. То есть речь – это легкий шум, только ряд слабых сотрясений воздуха.

Рот мы используем не только для того, чтобы хватать, кушать и жевать пищу, но и для речи. Это музыкальный и шумовой инструмент.

Легкие – это меха, связки гортани дрожат, вибрируют, как струны, производя звук, который мы называем голосом.

А различные положения языка и губ формируют звуки.

Как будто просто. Но этот простой инструмент работает очень тонко. Чуть больше, чуть меньше раскрываются, растягиваются или выпячиваются губы, немножко круче выгибается спинка языка – и полость рта принимает различные формы, и слышатся разные звуки голоса – А, О, У, Э, Ы, И – это наши гласные.

Еще замечательнее шумовой аппарат, производящий шумы, которые называют «согласными». Одними губами произносится «б», прижимая нижнюю губу к верхним зубам произносим «в», прикладывая язык к верхним зубам, – «д», а несколько иначе – «з», упирая его в верхнюю десну, получаем «ж».

Шесть приемов – шесть согласных. И больше не нужно! Звонкие звуки б, в, г, д, ж, з отличаются только тем, что произносятся напряжением гортани, то есть с вибрацией голосовых связок. Поэтому когда у нас нет голоса, шепотом мы можем произнести только глухие звуки.

Следовательно, чтобы звучала чистая, четкая речь, наши артикуляционные органы должны быть абсолютно здоровы.

У нас с вами есть речевой центр – центр управления речью (он помещается в определенном участке левого полушария мозга, отдельно от общего управления движениями языка, губ и т. д.). И поражение этого центра влечет за собой потерю навыков речи. И эта потеря речи у взрослых называется – афазия, а у детей – алалия.

2. Речевые нарушения у детей.

То есть мы с вами подошли к речевым нарушениям, которые бывают у людей. Если у ребенка есть отклонения в строении органов артикуляционного аппарата (твердого неба, зубов, языка и т. д.), есть нарушения в их подвижности, то речь пойдет о таких речевых нарушениях, как ринолалия (гнусавость), дизартрия (ДЦП), дислалия, заикание.

Прежде всего мы обращаем внимание на нарушенное звукопроизношение. Бывает и так, что неправильное произношение закрепляется и сопутствует человеку всю жизнь. Все мы знаем, что эти недостатки приносят и детям и взрослым много огорчений.

Иногда родители, сами того не желая, бывают повинны в том, что дети говорят неправильно. Сначала они не обращают внимание на неправильное произношение, а порой умиляются и даже подражают ребенку. Таким образом задерживается его речевое развитие.

Конечно же, это мешает детям учиться, усваивать программный материал, мешает адаптироваться, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе.

Мы не будем сегодня давать подробную характеристику этим нарушениям. У детей-логопатов могут быть нарушены все компоненты речи: фонетика (произношение), лексика (словарь), грамматика, а может, только какие-то из них.

Мы обязаны помочь детям справиться с «непослушными» звуками. Делать это надо терпеливо, осторожно и настойчиво. Логопедическое воздействие должно охватить все стороны речевого развития ребенка.

Первое – это работа по воспитанию слухового внимания. Ребенок должен научиться слушать речь, вслушиваться в речь окружающих. Постоянно нужна работа по развитию навыков звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов.

Ученик должен уметь делить слова на слоги. Это умение будет всегда помогать правильно произносить слова со сложной слоговой структурой. И еще просто необходимо научить ребенка контролировать свою речь и речь товарищей.

Очень важна работа с детьми по развитию правильного дыхания. Чтобы ребенок научился произносить слитно все слова, необходимо проводить дыхательные гимнастики, а эти упражнения в свое время помогают развивать голос детей. Работа над развитием дыхания связана с воспитанием нужного темпа, ритма и выразительности речи. Это речевая зарядка, потешки, стихи, подражания, сказки, скороговорки, чистоговорки.

Есть дети, которые не могут овладеть письмом и чтением. Эта неспособность к письму известна под названием дисграфия – расстройство письма, а неспособность к чтению называется  дислексия – расстройство чтения.

Анализ ошибок письма показал, что эти ошибки происходят за счет того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух, из-за чего он не представляет себе звукового состава слова. Ему трудно слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы ему известны. Читает, набирая слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и в результате произносится не то слово, которое написано. Таких детей необходимо научить анализировать слова, а также приучить их работать самостоятельно.

Очень важна работа по расширению (обогащению) словарного запаса.

Вся система занятий и подхода к ребенку должна быть пронизана стремлением не только выработать у него навыки правильной речи, но и прочно закрепить эти навыки. К сожалению, не всегда закрепление речевых навыков происходит так быстро, как бы нам хотелось. Поэтому возникает необходимость закрепления этих навыков в домашних условиях, терпеливой и продолжительной работы родителей с детьми в этом направлении. Но не все родители могут создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка.

Вы, уважаемые родители, знаете, что перевоспитывать очень трудно. Поэтому речевые тренировки в домашних условиях имеют большое значение. Необходимый минимум знаний об особенностях воспитания детей с речевыми нарушениями вы можете получить, посетив логопедические занятия, побеседовав с логопедом.

Поощряйте успехи ребенка, не фиксируйте его внимание на дефекте речи.

3. Культура речи.

Именно в семье должна закладываться основа культуры речи.

Яркие, образные слова первых сказок, стихов, песен ребенок усваивает тогда, когда их читает и поет мама, он с ее голосом, речью впитывает красоту и богатство родного языка.

Конечно, в школе дети знакомятся с требованиями литературной речи. С каждым годом их речь совершенствуется. Вместе с тем, родителей не снимается забота о развитии речи детей. Они должны наблюдать за детским чтением.

Очень большую пользу приносит коллективное чтение вслух и обсуждение книг дома. Если в семье звучат строки из произведений Пушкина, Лермонтова, дети рано начинают чувствовать красоту и богатство слова. Чтобы человеку стать Человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире, во всех подробностях.

К сожалению, сейчас издается много книг, предающих интересы ребенка. В наши дни общество, проводя реформы, просто забывает о ребенке, оно слишком устало от жизни само и не желает знать, на какой духовной пище возрастают граждане, которым жить в XXI веке. Очень хочется, чтобы рядом с нашими детьми были Робинзоны, Том Сойер, Пиноккио, Винни-Пух, Тимур. Такие книги не дают искалечить детскую душу, учат трудолюбию, благородству, великодушию.

Русская земля, русский народ, русский язык на всем протяжении истории сохраняли коренное и неразрывное единство. И мы должны быть патриотически преданы своему родному языку, защищать его, как всегда защищали свою Родину.

Надо бороться за культуру речи, за ее чистоту. Сейчас в речь и взрослых, и детей все больше проникают грубые слова и жаргонные выражения. Наш язык красив и богат. Грешно засорять его словами-паразитами, словами-сорняками, иностранными словами. Исправляя речь, мы не должны ее портить.

IV. Организационные вопросы.

1. Анкетирование.

Уважаемые родители. Просим вас заполнить анкету, данные которой помогут нам вместе с вами идти рука об руку на пути к пониманию детей, вести их по дороге мудрого и тонкого воспитания.

Все о моем ребенке

Вопросы

Ответы

Количество детей в семье

Количество членов семьи

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

да   нет

Соблюдается ли режим дня ребенком?

да   нет

С кем ребенок проводит большую часть времени?

Чем ребенок чаще занят дома?

Как организован досуг ребенка? Посещает ли кружки, спортивные секции и т. д.? Какие?

Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?

Как ребенок чаще всего реагирует на замечание родителей?

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

Сколько времени ребенок может самостоятельно заниматься одним делом (например, рисовать, рассматривать картинки в книге, играть)?

Охотно ли ребенок посещает школу?

Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке?

Что больше всего огорчает, беспокоит?

2. Анализ успеваемости класса.

3. Работа с памяткой.

Памятка для родителей первоклассников

 Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей, а учитель – ваш союзник и друг в этом нелегком деле.

 Ежедневно интересуйтесь учебными успехами вашего ребенка.

 Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте посильную и разумную помощь в них детям.

 Помните, что чтение – окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка в школе по всем предметам. Необходимо знать основные требования беглого, выразительного и осознанного чтения.

 Заинтересовывайте ребенка художественной литературой. Истина верна: много будешь читать – много будешь знать.

 Содействуйте тому, чтобы ваш ребенок участвовал во всех общеклассных и общешкольных мероприятиях.

 И последнее: выслушивайте рассказы ваших детей (о себе, о школе, о друзьях) до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.

V. Итог родительского собрания.

Индивидуальные вопросы родителей.

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Сабир Абулла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс

Презентация по русскому языку "Наша речь.  Виды речи" 3 класс...

Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи

Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...