«Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс».
консультация (2 класс)

Ознакомить родителей с особенностями развития детей- учеников 2 класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phprcjwhn_lekciya-12-6-dlya-sbrosa-v-internet.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №1. «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс».

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников 2 класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.

Что нового для детей произошло во 2 классе? Это отметочное обучение и задавание домашних заданий.

Отношение к плохой отметке Не ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть хорошим в ваших глазах. Если быть таким не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда. Не заставляйте ребёнка вымаливать себе отметку ради вашего душевного спокойствия. Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради высокой отметки Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной отметки вашему ребёнку вслух. Есть сомнения – идите в школу, попытайтесь объективно разобраться. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается надолго и его хочется повторить. Демонстрируйте результаты своего труда, своих успехов, чтобы ребёнку хотелось вам подражать Каждый раз, когда вас хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно выполненное домашнее задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки. В конце концов радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Советы родителям при выполнении домашнего задания со своим ребёнком

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Приходится часто слышать подобные фразы: «зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи.

Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся... Миссия воспитателя, заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова в.а. сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык «лодыря» и не восклицайте в панике: «я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Среди причин могут быть:

Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случиться и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Советы по решаемой проблеме.

Вариант 1.

Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите показать тему в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше, а заодно вы поймете, насколько ребенок знает материал параграфа. Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.

Вариант 2.

Могут помочь заповеди доктора Добсона.

Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!».

Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет настоящим, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

Не вымогай обещаний. Обещание тоже относится к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Вариант 3.

Воспользуйтесь советами Д. Карнеги. 

«Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.

Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

Задавайте вопросы вместо приказаний.

Давай возможность ребенку спасти свое лицо.

Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь, легко выполнимым.

Делай так, чтобы ребенку было приятно исполнять то, что вы ему поручили.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учиться крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Лекция №2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

Цель: индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

1. Любить себя. Любить себя - это не значит делать только то, что хочется. Любить - это значит ценить собственную жизнь. Любить себя - это значит управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя - бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя - делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя - чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности - жизненно важная часть человеческого существования.

2. Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.

Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.

3. Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.

4. Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.

5. Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы.

6. Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом - очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа - это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.

7. Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение - не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждом человеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.

8. Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию "на равных", высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить "нет", отказываться от чего-то - это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать "нет

ПРИМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

«Лисичкина Наташа имеет пять наград, а Гарик, твой приятель, – уже лауреат». Знакомо? Ну еще бы! Лично мне все детство ставили кого-то в пример. И каждый раз хотелось спросить, а я-то вас, дорогие родственники, чем не устраиваю? «Я же лучше собаки»...

Родители ставят детям кого-то в пример из лучших побуждений. Считается, что таким образом ребенка можно простимулировать – стремясь догнать и перегнать талантливых сверстников, он разовьет бурную деятельность, а слава, знания и таланты посыпятся на него как из мешка.

И вот так из года в год родители наступают на одни и те же грабли. Потому что, как правило, такого «примерного» энтузиазма у человека хватает часа на два максимум. Потом запал проходит, и приходят невеселые мысли. За что вы меня, собственно, дорогие родители, любите? То есть, если я победил в районной олимпиаде по биологии, то от вас мне честь, хвала и пряники, а если я получил тройку, то вы со мной весь вечер не разговариваете? Потому что соседский Петя, к примеру, он не такой – он отлично учится, примерно себя ведет и на досуге выгуливает соседскую собаку – зарабатывает себе на велосипед. Так, может, поменяетесь с соседями детьми? Вам достанется прекрасный Петя, а соседям – я. Вдруг Петина мама и из меня сделает призера олимпиад и начинающего бизнесмена?

Может, стоит начать с себя и попробовать разобраться, в чем причина такого поведения? Видимо, тут срабатывает принцип «У соседей трава всегда зеленее». Нам так хочется, чтобы наш ребенок был самым-самым, что стараемся найти в нем все мыслимые и немыслимые достоинства. А если чего-то, с нашей точки зрения, не хватает, ищем это в других. Нам-то кажется, что мы работаем на благо ребенка, развиваем в нем лидерские качества и способность к конкуренции, а на деле оказывается, что дети просто обижаются.

Кроме того, постоянные сравнения ребенка с кем-то из сверстников могут нанести не только душевную травму. Моя подруга до сих пор пишет как курица лапой, потому что в ее классе училась девочка, обладающая идеальным почерком. На каком-то родительском собрании этот почерк похвалили, и бабушка подруги решила, что ее внучка должна писать не хуже. Пару месяцев девочка училась писать «как Оля», и испортила себе почерк, потому что бабушка не учла одного – внучка была левшой. Этот незначительный эпизод, я помню, так меня потряс, что теперь я стараюсь не ставить в пример детям их сверстников. Потому что от примера до прямого принуждения всего один шаг и пройти его очень просто – сами не заметите. Ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей-правшей. Лучше сравните его поступки... с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Но совсем без примеров обойтись трудно – все равно ребенку нужно давать какие-то ориентиры. Отличным примером могут служить родители. Папа, который нашел свое призвание и любит свою работу или мама, у которой найдется ответ на любой вопрос. Тут главное не скатиться в патетику и не объяснять надрывно, что папа ради достижения своей цели учился по профилю с четырнадцати лет, а мама «в твои годы из библиотеки не вылезала, не то что ты». Как показывает практика, искушение создать свою семейную мифологию в этом случае велико.

Не стоит указывать ребенку, с кого конкретно и в чем именно ему надо брать пример. Проще не представлять человека объектом для жесткой конкуренции. Да, старшеклассники играют в футбол лучше тебя, но у тебя впереди есть несколько лет, чтобы научиться играть не хуже. Три человека из группы получили пояс другого цвета, а ты все еще носишь белый? У тебя впереди еще один экзамен, к тому времени вы будете равны в своих знаниях и подготовке. Такой подход не унижает ребенка и не заставляет его чувствовать себя человеком второго сорта.

Часто мы приводим в пример ребенку литературных героев, но тут тоже следует быть настороже. Мой сын сам себе в пример выбрал «Эмиля из Ленненберги» и попробовал разбить миску с салатом. Пришлось объяснять, что лучше брать с Эмиля пример, когда мальчик помогает жителям дома престарелых, а бить миски – это просто глупость. Зато теперь большое значение для ребенка имеет пример Алексея Мересьева – после «Повести о настоящем человеке» сын перестал капризничать по пустякам и теперь знает, что бывают в жизни вещи и посерьезнее разбитого носа.

Лекция №3

«Роль семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе»

Цель: обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся и их сознательному отношению к учебе.

Задачи:

• формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;

• замотивировать родителей к участию в воспитании у детей сознательного отношения к учебе.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родительской приходятся дошкольный, подростковый и юношеский возрасты. Это стадии наиболее интенсивного биологического и психического развития.

В подростковом возрасте во всей жизни детей доминирует школа. Роль ученика влечет за собой ответственность за успехи в учебе и связанную с этим работу в школе и дома. В школе ученик должен справляться с многочисленными требованиями. Долг родителей – помочь ребенку в выполнении школьных обязанностей, хорошо к ним подготовить и облегчить их выполнение дома. Родителям необходимо наблюдать за всем процессом учебы. Причем интерес к этому должен быть естественным и наглядным, так как в начальный период большинство детей учится как бы для родителей или учителей и лишь позже у них развивается познавательная мотивация, связанная с увлечением тем или иным предметом.

Ребенок становится членом школьного коллектива. У родителей появляется новая задача – помочь ему спокойно, безболезненно войти в необычную для него социальную среду. Вполне понятно, что при этом возникает необходимость в сотрудничестве с педагогами и школьными психологами. Даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родители могут поделиться знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.

От того, как мы общаемся друг с другом, как организуем свой быт, чем заполняем свой досуг, к чему проявляем интерес, зависит культурный климат семьи. Постоянно находясь в этом «климате», ребенок пропитывается нашими вкусами, подхватывает наши привычки, жесты, манеру поведения. Присмотритесь к своему ребенку: как он общается со сверстниками и взрослыми? Как ведет себя на людях? Не случается ли, что его поведение вызывает осуждение окружающих? Уже ребенку дошкольного возраста необходимо объяснить, что вести себя развязно, привлекая внимание окружающих, неприлично; что громкий разговор и капризные притязания вызывают у людей осуждение, что грубое слово или жест – это признак невоспитанности. Если в семье принято свободно курить, сквернословить и употреблять алкогольные напитки как прохладительные, то как объяснить учащемуся, что это делать не просто плохо, а недопустимо!

Много времени отнимают у родителей-активистов общественные дела в школе и список этих дел многообразен. Учитель один без помощи родителей, не в состоянии все это выполнить, и долг родителей помочь ему. Ведя общественную работу в школе, родители всегда должны стремиться, своим собственным примером воздействовать на формирование у детей сознательного отношения к общественно-полезному труду. Если мать, выполняя общественное поручение школы, говорит о нем как об обузе, то и дети станут так же относиться к общественной работе, а совместно выполненные домашние задания, проекты, доклады помогут изменить отношения детей к учебе.

Внимательное отношение родителей к школьным делам заставляет и детей ответственно относиться к учебе и делам класса.

Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка, а так же играет огромную роль, на всем периоде обучения. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Из истории образования. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский

Школа — семья — ребенок

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает!

Из истории образования. «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами».

В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав.», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями, но не решайте за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБЕ.

Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы! Обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.

Вторая важнейшая задача - воспитание сознательного отношения к учебе, целеустремленности, трудолюбия, в основе которой лежит формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения. Стиль воспитательной работы педагогов школы - это тактичность в отношениях с обучающимися и родителями, убеждение как основной метод разрешения проблемных ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку, уважительное отношение к его достоинству, соблюдение прав ребенка в его самоопределении. Воспитание ответственного отношения школьника к учебе будет наиболее эффективным при условии побуждения интереса школьника к учебной деятельности, развитии у него адекватной самооценки, при содействии семьи в развитии ответственного отношения школьника к учению.

Семья имеет все возможности для воспитания у детей сознательного отношения к труду и учебе. Пример родителей является главным фактором воспитания в семье. Отношение родителей к труду, к повышению своего образовательного уровня является главным ориентиром для детей в семье. Однако всю значимость труда дети осознают лишь в процессе собственной трудовой деятельности.

Дети и подростки, которые в семье регулярно выполняли посильные дела, отличаются более сознательным отношением к учебе в школе и общественной деятельности. Отношение ребенка к учебе, к приобретению знаний тоже может формироваться в семье, в ее интеллектуально-культурной обстановке. В семье необходимо удовлетворять и развивать многосторонние детские интересы к политике, науке и технике, литературе, спорту и туризму.

«Как помочь детям хорошо учиться»

Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты. «Некогда возиться с ним(ней), - рассуждают они. А уж когда в школу пошёл, то и подавно: «Вырос уже. Пусть школа воспитывает». Поэтому дети в основном слышат однообразные вопросы: «Поел? Погулял? Уроки выучил?» И если всё в порядке, то общение на этом прекращается; ребёнок остаётся наедине со своими заботами, а иногда и бедами.

В некоторых семьях полагают, что главное- одеть, обуть и накормить детей, а остальное- дело школы.

Как помочь детям хорошо учиться?

Этот вопрос интересует многих родителей. Главным условием является внимание семьи к учебной работе ребёнка, отношение к школьной жизни детей как к большому и ответственному делу.

Как правило, в тех семьях, где к учению детей относятся внимательно, школьники с самых первых дней учёбы начинают заниматься серьёзно, проявляют интерес к знаниям и добросовестно относятся к своим обязанностям.

Но помимо внимательного отношения к учебному труду детей, часто им требуется и конкретная помощь. Эта помощь на разных ступенях обучения бывает различной. Особенно в ней нуждаются школьники младшего и среднего возраста.

Младшие школьники часто учатся хуже своих возможностей, потому что многие из них ещё не умеют самостоятельно заниматься, контролировать самих себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Особенно ярко это проявляется при подготовке домашних заданий, которым в системе обучения принадлежит важная роль. Готовя уроки дома, ребёнок закрепляет знания, полученные в школе, учится самостоятельно применять их на практике. Вот тут-то и необходимы контроль и помощь со стороны родителей.

Необходимо создать ребёнку дома условия, при которых он мог бы излагать свои знания кому-нибудь из старших членов семьи.

Однажды я в одной из радиопередач по проблеме воспитания детей в семье услышала интересный рассказ бабушки, которая занималась воспитанием внука. Она ежедневно проверяла уроки у своего внука-пятиклассника, включая и немецкий язык, хотя ни читать, ни писать по-немецки не могла. А внук даже и не подозревал о том. А хитрость заключалась в том, что бабушка очень внимательно слушала ребёнка, и если внук ошибался и запинался, то она просила его подучить немного.

Все родители, независимо от образования, могут послушать школьника, как он рассказывает, и по учебнику проверить выученный урок, посмотреть, аккуратно ли он выполнил письменные работы.

Иногда родители, успокаивая себя отличными отметками своего чада, совсем не интересуются их учебной работой. Правы ли эти родители? Конечно, нет. Родители должны внимательно следить за учебной работой даже самых хороших и старательных учеников. Внимательное отношение родителей к выполнению ребёнком домашних заданий даёт возможность совершенствовать его знания, приучает его лучше осмысливать выполненную работу, активизирует мышление, заставляет ещё раз подумать, так ли он всё понял и всё ли, что нужно заполнил, правильно ли рассказал выученное; приучает быть внимательным при подготовке уроков.

Полезно поставить перед ребёнком какой-нибудь интересный вопрос, дать ему возможность подумать, поспорить, поволноваться. Задавайте ему вопросы типа: «Почему ты так делаешь? Отчего так получается?»

Большую помощь могут оказать ребёнку родители, показывая насколько полезно то, что он узнал. Очень важно, чтобы дети с ранних лет поняли, что знания, приобретённые ими в детстве, в школе, будут нужны им всю жизнь. А ведь у родителей во многих случаях больше, чем у учителей возможностей помочь детям в этом. Например, они могут предложить им вымерить площадь квартиры, дома, двора, определить расстояние между различными пунктами, сколько краски потребуется, чтобы выкрасить пол в доме и т.д.

Так родители могут помочь детям связывать теоретические знания с жизнью, с практикой, показывая практическое значение полученных знаний, и тогда интерес к учению у детей будет повышаться.

К сожалению, не все родители понимают, как это важно. Часто они ограничивают свои разговоры о необходимости учиться назиданиями в духе старинной поговорки «Ученье- свет, неученье- тьма», либо твердят, что их ребёнок должен быть образцовым человеком. Это отвлечённое понятие, и детям оно не понятно.

Верным залогом успеха в обучении является систематическая учебная работа. Прочность знаний зависит от того, насколько вдумчиво и планомерно занимался школьник в течение года. Важная роль в этом принадлежит повседневному выполнению всего того, что предусмотрено программой и правильной организации закрепления всего изученного дома.

Ученик не сможет понять, что такое наречие, если плохо усвоит особенности глагола и прилагательного. Поэтому очень важно, чтобы дети систематически работали как в школе, так и дома при выполнении домашних заданий.

Домашнее задание обычно записывается в дневник, и родителям необходимо регулярно просматривать дневник и следить за тем, чтобы всё было выполнено.

Помогать детям в выполнении домашних заданий нужно регулярно. Эта помощь должна быть организована так, чтобы не мешать детям самостоятельно работать, не подсказывать пути решения задач и способы решения и уж ни в коем случае не выполнять за них задания. Кроме вреда такая «помощь» ничего не принесёт.

Правильно поступают те родители, которые заботятся о создании условий для подготовки школьниками домашних заданий и внимательно контролируют их выполнение, приучая детей садиться за уроки ежедневно в одно и то же время, и не отвлекаться во время занятий.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети готовили уроки сразу после школы. Сначала нужно хорошо отдохнуть. Но нельзя допускать, чтобы ребёнок готовил уроки наспех перед сном, или утром, перед уходом в школу. Очень важна и последовательность выполнения домашних заданий. Со свежими силами лучше готовить трудные уроки. При решении задачи следует обратить внимание на то, чтобы ребёнок хорошо разобрал условие задачи, выяснил, что дано и что следуёт узнать, определил тип задачи, а уж потом начал решать. При выполнении упражнений по русскому языку ребёнок должен разобрать содержание, уяснить, что надо сделать, повторить правила, а потом выполнять работу.

Иногда родители успокаиваются, услышав от ребёнка, что все уроки выучены. Этого делать не следует. Часто ребёнок совершенно искренне уверен в этом, а когда начинает рассказывать, то выясняется, что где-то необходимо подучить, вспомнить.

При заучивании стихотворений наизусть следует текст разбивать на отдельные, логически обоснованные части и заучивать их каждую в отдельности, а затем уж связывать текст и повторять его полностью.

При подготовке устных предметов необходимо помогать детям установить логический план рассказываемого, выделить основные мысли, определить их последовательность.

Родителям следует почаще просматривать рабочие тетради детей, чтобы знать, как они работают в классе, выполняют ли домашние задания. А то ведь бывает и такое, что в тетрадях одни классные работы.

Чтобы дети безошибочно и аккуратно выполняли уроки, нужно в комнате, где ребёнок готовится, создать рабочую атмосферу. Разговоры взрослых, радио, телевизор отвлекают ребёнка. У ребёнка должно быть постоянное место для занятий, удобное и хорошо освещённое.

Важное значение для успешной учёбы имеет организационная сторона дела. Важно, чтобы ученик имел к началу учебного года всё необходимое: книги, ручки, линейки, ластики, альбомы и т д. Иногда родители на это обращают мало внимания.

Подводя итог, отмечу: чтобы помочь детям хорошо учиться, следует прежде всего развивать и поддерживать у них интерес к знаниям, проявлять заботу о создании условий для успешной учёбы, контролировать их и помогать им.

Всё это будет способствовать тому, что у школьника будет стремление учиться хорошо, он научится систематически работать и ответственно относиться к своим обязанностям.

Какую помощь может оказать семья ребенку, обучающемуся в школе?

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

3. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?

4. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Я надеюсь, что Вы возьмёте на вооружение эти советы и воспользуетесь ими. Хочу закончить своё выступление словами Великого педагога А.Макаренко:

"Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, будущие слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям об отношениях ребенка с друзьями

Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых также. Пытаемся выбрать для ребенка по своему желанию. Искусственно ограничивая круг общения ребенка, родители...

Что нужно знать родителям об отношениях ребенка с друзьями

Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых также. Пытаемся выбрать для ребенка по своему желанию. Искусственно ограничивая круг общения ребенка, родители...

Работа с родителями. "Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс".

Материал к родительскому собранию( анкеты, памятки) " Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс"....

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс...

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?

В 4 классе  заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фу...

«Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?»

В 4 классе  заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома....