Памятка для родителей: "Чистая речь"
консультация

Денисова Анастасия Евгеньевна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так правильно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждать  и устранять нарушения, которыми считаются любые отклонения от общественных норм родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horoshaya_rech.doc123.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так правильно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждать  и устранять нарушения, которыми считаются любые отклонения от общественных норм родного языка.

Звукопроизношение

На седьмом году жизни ребенок обязательно должен правильно произносить все звуки родного языка, фразы – четко и внятно, различной громкости, в зависимости от ситуации, а также менять темп речи (медленнее и быстрее), владеть нормами литературного произношения, пользоваться побудительной, повествовательной и восклицательной интонациями.

Неправильное произношение звуков нарушает фонематическое восприятие, затрудняется развитие навыков звукового анализа и синтеза, а это усложняет процесс усвоения грамоты.

Дефекты произношения звуков впоследствии могут отражаться на письме, что также отрицательно сказывается на успеваемости ученика.

Все нарушения звукопроизношения надо обязательно исправить до того, как ребенок отправится в первый класс, до начала обучения грамоте.

Словарь

В словаре ребенка 6-7 лет должно быть примерно 2000 слов, причем среди них представлены все части речи: существительные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание видовых  или обобщающих понятий: мебель, овощи, посуда и т.д. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, побольше времени находить для общения с ребенком, а в-третьих заниматься с ним. Помните, что ребенок слушает и слышит речь окружающих его взрослых; каждый день, каждый час узнает что-то новое, что-то пробует, набирается опыта. Рассказывая, он старается выражать свои мысли яснее, связывает причину и следствие, делает выводы. Ребенок должен уметь объяснить: кем работает мама, что она делает на работе.

К данному возрасту становятся понятны метафоры, сравнения.

Ребенок должен свободно описывать картинку, игрушку, предмет, давать ему характеристику, уметь пересказывать содержание рассказа, сказки, мультфильма. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст логически последовательно.

Подбери как можно больше действий к предметам

Ветер -  дует, воет, свистит, ревет,

Снег – падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится.

Собака – лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкает, скулит.

Мышь – скребется, шуршит, грызет, крадется, прячется, пищит

.

Назови слово, противоположное по смыслу

Самолет летит высоко, а жук - …

Дом близко, а лес - …

Озеро позади, а деревня - …

Я пойду прямо, а ты иди - …

Связная речь

Ребенок должен употреблять в речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложном (Я открыл книжку,  а брат достал конструктов).

Образуй из одного – много

Нужно образовать формы множественного числа:

Пол, плащи, стол, сапог, ларь, царь, берег, крендель.

Мелкая моторика

Для многих первоклассников нечеткий почерк  становится серьезной проблемой. Рука словно не подчиняется ребенку, отказывается выполнять поставленные задачи. Проблемы связанные с письмом встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс. Формирование навыка письма – сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка многих приемов. Ребенку трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно: и тетрадь должна быть в правильном направлении, и ручку не нужно слишком сжимать или давить. У ребенка главная задача  - написать букву, но контролировать все приемы одновременно ему не просто.

Тонкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребенка развита хорошо – писать он будет быстро, красиво и легко. Особое внимание мы уделяем тонкой моторики, если наблюдаются нарушения звукопроизношения. Т.к. уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любое упражнение для развития тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребенка к обучению грамоте, в частности письму.(упражнения: обведи по контуру, заштрихуй, проведи линию по середине дорожки и т.д.). существует множество специальных упражнений для развития пальцев и кисти, а также вспомогательные рисование, работа с пластичными материалами, шитье, шнуровка ботинок, застегивание пуговиц и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по развитию связной речи

Данный дидактический материал по русскому языку для формирования речевых умений, развития связной речи  можно использовать в работе со всеми УМК  3-4 классов. Памятки являются алгоритмом соз...

Памятки по развитию связной речи

Памятки по развитию связной речи...

Памятка "Суффиксы разных частей речи русского языка"

Памятка "Суффиксы разных частей речи русского языка"...

Памятка разбора как часть речи, 4 класс, русский язык Ермилова Н.Н.

Предназначена для тренировки умений владения морфологическим разбором части речи, как  письменно, так и устно....

Памятки -помощницы ( основные части речи )

1. имя  существительное2. имя прилагательное 3. местоимение...

Памятки для родителей. Тема: "Речь. Какие бывают звуки".

Материалы для индивидуальной работы....

Памятка по теме "Части речи"

Памятка по теме "Части речи" для 2 класса....