Бошюры для родителей первоклассников
методическая разработка (1 класс)

Анна Каранова

Представленный материал предназначен для родителей первоклассников. В предлагаемых брошюрах даны методические рекоментации по развитию графомоторного навыка,  обучению детей звуко-буквенному анализу слов и устранению зеркального письма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

имени А.С. Пушкина

;quality=95&sign=a79b9742982aa4c09033a7aa4d11d00e&type=album

Flache Sendetafel Mit Postkarten Und Briefen Für Den Urlaub Frau Auf Papier Schreiben Handgemachte Grußkarte Clips Und Dekorative Elemente Für Umschläge Tasse Tee Oder Kaffeevektor In Wohnung Stock Vektor Art und mehr

Ст. Медведовская

Брошюра предназначена для родителей старших дошкольников и первоклассников.

Составитель: учитель–логопед МБОУ СОШ №10 Каранова Анна Владимировна


«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».Кант, Иммануил — Википедия

Иммануил Кант

Как часто Вы слышите от родителей младших школьников следующие слова отчаяния: «Чем больше строк пишет мой ребенок, тем хуже становится его каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука – это вполне закономерное, при современном образе жизни, явление.

Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием являются следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а он не может управлять точными движениями рук. Например, очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку ребенка можно и необходимо развивать.

К сожалению, с проблемой координации движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Предупреждение и коррекция слабого состояния мелкой моторики

К 6–7 годам в основном заканчивается созревание моторных зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки, то есть самым благоприятным. (С. И. Гальперин, 1964 г.)Кора головного мозга

Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с стихотворным текстом (пальчиковая гимнастика), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое–многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму

Главное помнить: успешность работы над развитием мелкой моторики зависит от ее систематичности.

Психологи и физиологи в своих исследованиях доказали, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого элемента. Они не видят в буквах элементов, и не могут выделить из них целой буквы.

На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что «нужно писать какую–то букву», но и «как это сделать» правильно, в соответствии с требованиями и задачей действия. Характерной особенностью письма в это время является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование. И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, с отклонениями в состоянии здоровья.

При несоблюдении гигиенических правил обучения письму (повышенная резкая нагрузка) у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, участвующих в акте письма (дистония), возникает спазм, (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение, и акт письма становится невозможным.

Поэтому, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах, или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и, лишь потом, снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.

Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечного суставного чувства не только усложняет освоение навыков письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению

Методические рекомендации

Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать 7 лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения.

Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

Первые успехи вызовут раздражение и даже разочарование. Необходимо научиться самим и ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2–3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.

– при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;

– для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;

– время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякает: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.

Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

– поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
– упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
– перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
– пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока–белобока» , «Пальчик–мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Родителям детей 5–7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
– запускать пальцами мелкие «волчки»;
– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
– завязывать узелки на шнурке, веревке;
– застегивать (расстёгивать) пуговицы;
– играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

– выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
– мять руками поролоновые шарики, губки;
– рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
– резать (вырезать) ножницами;
– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
– выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

– перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

– уход за срезанными и живыми цветами;

– водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

– разбор круп и т.д.

Отдельно хочу описать процессы рисования и раскрашивания. Они важны для развития зрительно-моторной координации (система «глаз – рука»).

От года до 4-5 лет у ребенка постепенно формируется способность произвольно управлять движениями руки. Зрительного контроля сначала нет, ребенок использует кинестетику. Но постепенно рука «учит» глаз, а глаз начинает «учить» руку. Рука «понимает» где нужно притормозить, а где можно совершить размашистые движения, не боясь зайти за контур. Вершины эта способность достигает к 6-8 годам.

Помимо развития зрительно-моторной координации раскрашивание позволяет длительно и равномерно напрягать мышцы, которые участвую в акте письма, развивает движения кисти и, что не мало важно, хорошо успокаивает нервы.

Если Ваш ребенок не любит раскрашивать, чаще всего это означает, что ему тяжело. Поэтому применяем многоуровневый подход: от простого к сложному.

Правила организации работы:

1. Раскрашивание небольших фигур простых форм. При этом помним, что лучше правильно раскрасить маленький огурчик, чем неправильно большую картинку.

2. Подбор правильного инструмента. В самом начале работы или для детей младшего возраста допустим фломастер (не краски!): он не требует нажима, дает возможность увидеть результат. Затем переходим на мягкие трёхгранные толстые карандаши, затем на твёрдо-мягкие.

3. Следим за правильным захватом. Если ребенок не понимает как взять в руки карандаш, то помогаем ему своей рукой.

4. Можно в самом начале работы использовать раскраски с дополнительными опциями. Например, с объемным контуром, который не позволяет карандашу выходить за границы рисунка. Такие раскраски предназначены для маленьких детей (от 2 лет). Но важно их использовать только в самом начале и не долго, так как они не тренируют связь «рука-глаз», ребенок сам должен научится замедлять движения руки перед границей рисунка на основании зрительного контроля. Также есть раскраски на черном фоне, они призваны замаскировать неточности в работе ребенка, чтобы не расстраивать его.

5. Раскрашивать рисунок на первых порах ребенок должен под контролем взрослых. Как только у ребенка получается выполнить упражнение самостоятельно, то даем возможность самостоятельного бесконтрольного выполнения, а затем усложняем задачу.

Заключение

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности.


Сайт с раскрасками простых форм



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

имени А.С. Пушкина

;quality=95&sign=a79b9742982aa4c09033a7aa4d11d00e&type=album

буква у | Шаблоны алфавита, Трафареты букв, Алфавит

Ст. Медведовская

Брошюра предназначена для родителей старших дошкольников и первоклассников.

Составитель: учитель-логопед МБОУ СОШ №10 Каранова Анна Владимировна


Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.

Звуко-буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения.

Звуко-буквенный анализ слова - это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить.

Немножко теории

Наша цель – ознакомить школьника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове).

Уважаемые родители, помните:

Существуют понятия «буква» и «звук».

Звук – мы слышим и произносим.

Векторный клипарт Глаза (1) скачать для дизайна125,901 стоковых иллюстраций по запросу Escrever | Depositphotos

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом выходящий воздух не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. выходящий воздух при их произнесении встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-[йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.Изображение колокольчика - фото и картинки

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Мультипликационная подушка Stock Vector by ©lineartestpilot 248274958

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

  1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
  4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, ребенок готов к полному звуковому анализу и синтезу слов.

Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм)

1. Произнести слово и послушать себя.

2. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.

3. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).

4. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Немного о чтении

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференци-ровать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)

Можно выполнять следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Дидактические игры с детьми для формирования звукового анализа и синтеза

1. «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

2. «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.

4. «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова с определённым звуком (например, С), а ребёнок определяет его позицию в слове.

5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

6. Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.

7. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

8. «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, Д, О, М, а ребёнок должен догадаться, какое это слово.

9. Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.

10. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.
11. «Выложи слово»
Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.
Примерные слоги и слова для звукового анализа:
- Слова из двух звуков: УМ, УС, АХ, ОХ.
- Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
- Слова из четырёх звуков: МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
- Слова из пяти звуков: СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т.д.


Подведем итоги

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко-буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе, и который входит в ЕГЭ.

Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!

Желаем успеха Вам и Вашим детям!


Фонетический разбор онлайн в помощь родителям



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

имени А.С. Пушкина

;quality=95&sign=a79b9742982aa4c09033a7aa4d11d00e&type=album

Ст. Медведовская

Брошюра предназначена для родителей старших дошкольников и первоклассников.

Составитель: учитель-логопед МБОУ СОШ №10 Каранова Анна Владимировна


Что такое зеркальное письмо?

Леонардо да Винчи — Вегетарианец | Veggie People

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?

Существуют три основные теории:

1. Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.

2. Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобнее и быстрее писать буквы зеркальным способом.

3. Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Зеркальное письмо у детей: причины его появления

Когда начинать бить тревогу? Прежде всего, надо помнить, у детей вплоть до окончания 1 класса допустимы различные (но не стабильные) отклонения при письме. Это укладывается в показатели нормы.

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Если Вашему ребенку более семи лет, то стоит задуматься о сформированности у него пространственно-временных представлений, так как если ребенок путает право/лево в схеме собственного тела, то он будет путаться в пространстве знаков (букв, цифр).

Но если у ребенка зеркальное письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры:

— Для начала можно обратиться к психологу: возможно причина зеркального письма вашего малыша в ведущем правом полушарии головного мозга. В таком случае не стоит слишком беспокоиться, можно помочь ребенку справиться с этой проблемой.

— Затем стоит обратиться к логопеду. Бывает, что причина зеркального письма является признаком дисграфии — нарушение письменной речи ребенка.

— Если у ребенка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придется проконсультироваться у невропатолога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.

ВАЖНО: Не пытайтесь лечить ребенка, слушая советы подруг и всезнающих соседок. Если проблема возникла, обращайтесь только к специалистам, ведь от этого во многом будет зависеть успеваемость ребенка в школе и его адаптация в обществе в дальнейшей жизни.

Рекомендации родителям!

Упражнения для занятий с детьми с целью устранения «зеркального письма»

1. Ориентация в схеме собственного тела.

Четко определять правую и левую руку:

1) Поиск клада по словесной инструкции

(3 шага вправо, 1 шаг вперёд, 2 шага влево…)

2) Капитаны (лево руля, право руля)

2. Ориентация в пространстве.

Назови, что находится:
над – под тобой
впереди – за
слева – справа

3. Ориентация в тетради.

Перед ребенок положите чистый тетрадный лист.

Покажи и назови: правый верхний, правый нижний,

левый верхний, левый нижний угол, затем нарисуй в левом верхнем солнышко, в правом верхнем тучку, в левом нижнем цветочек, в правом нижнем себя, в середине листа бабочку.

4. Дидактические игры

1) графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву.

2) Зазеркалье – сложная, но очень важная игра! Копирование картинки в зеркальном отображении. Задаётся ось симметрии (зеркало) и обговаривается, что в картинке остаётся без изменений, а что меняется на противоположное.

Работа с буквами.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

3) Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами

Игра «Чудесный сундучок».

Как играть? Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

4) Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

5) Определение букв, наложенных друг на друга

Игра «Узнай буквы»

6) Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

7) Нахождение правильно написанных букв

Игра «Что неправильно?»


Желаем успеха Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

Рекомендации родителям первоклассников Адаптация первоклассников: советы родителям

Статья адресована родителям. В ней даны рекомендации родителям первоклассников по адаптации первоклассников в школе....