Что нужно знать родителям первоклассников при поступлении в 1 класс VIII вида. Рекомендации для родителей.
учебно-методический материал (1 класс)
Рекомендации родителям первоклассников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям первоклассников при поступлении в 1 класс VIII вида.
Рекомендации для родителей.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности - учебная деятельность.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Обычно адаптационный период составляет от 1 до 2 месяцев. Дети, поступающие в 1 класс образовательного учреждения VIII вида имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.
В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
В 1 класс пришли дети с различными диагнозами. Из 9 человек - 6 человек с легкой умственной отсталостью и 3 человека с умеренной умственной отсталостью (инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в особых условиях получения образования), двое из них с расстройствами аутистического спектра, не говорящие дети, с выраженным нарушением поведения (аффективно-возбудимый тип).
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее ― СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети, поступающие в 1 класс имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.
Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в образовательное учрежение меняется многое:
- место ребенка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.
Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.
Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.
Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:
- Показатель интеллектуального развития.
- Показатель эмоционального развития.
- Показатель сформированности коммуникативных навыков.
- Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:
- Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.
- Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками.
- Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.
Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь своему первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению.
Удовлетворение особых, образовательных потребностей обучающихся,
с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью обеспечивается:
- Созданием оптимальных путей развития;
- Использованием специфических методов и средств обучения;
- Дифференцированным, «пошаговым» обучением;
- Обязательной индивидуализацией обучения;
- Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
- Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
- Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;
- Организацией обучения в разновозрастных группах;
- Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей первоклассников
Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации учителю и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников....
Беседа для родителей 1 коррекционного класса VIII вида
"Обучение в 1 классе" - беседа для родителей коррекционного класса VIII вида...

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"
Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"
Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

Рекомендации для родителей первоклассников "Как помочь первокласснику адаптироваться в школе"
Материал поможет родителям, педагогам способствовать улучшению адаптации детей к обучению в школе....
Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны» 4 класс VIII вида
Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: Развитие интереса к профессиям. Задачи:- обобщить знания о разнообразии профессий, о важности каждой профессии; прод...
