Тест для родителей на определение типа темперамента ребенка
материал (1, 2, 3, 4 класс)

В качестве методического продукта для родителей был разработан онлайн-тест на сервисе «Online Test Pad» на определение типа темперамента ребёнка. По завершению теста родителям даётся краткое описание и рекомендации по взаимодействию с ребёнком определенного типа темперамента. 
Онлайн-тестирование было выбрано в качестве предпочтительного формата вместо бумажного по следующим причинам: исключение необходимости ручной обработки данных для определения результатов; обеспечение мгновенного отображения результатов тестирования в личном кабинете учителя, включая общую статистику и данные по каждому вопросу. Данная функциональность реализована посредством специализированного образовательного сервиса «Online Test Pad».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_tip_temperamenta.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) ОБУЧАЮЩИХСЯ

В качестве методического продукта для родителей был разработан онлайн-тест на сервисе «Online Test Pad» на определение типа темперамента ребёнка. По завершению теста родителям даётся краткое описание и рекомендации по взаимодействию с ребёнком определенного типа темперамента.

Онлайн-тестирование было выбрано в качестве предпочтительного формата вместо бумажного по следующим причинам: исключение необходимости ручной обработки данных для определения результатов; обеспечение мгновенного отображения результатов тестирования в личном кабинете учителя, включая общую статистику и данные по каждому вопросу. Данная функциональность реализована посредством специализированного образовательного сервиса «Online Test Pad».

Тест имел следующее содержание:

Тест на определение темперамента ребёнка

Уважаемые родители!

Этот тест поможет Вам определить тип темперамента Вашего ребенка, что поможет Вам лучше понять индивидуальные особенности ребенка, позволит определить причины возникающих проблем в развитии, воспитании, общении. В конце теста Вы получите рекомендации о том, как взаимодействовать с ребёнком определённого темперамента. Пожалуйста, отвечайте честно и искренне.

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один вариант ответа, который наиболее точно описывает поведение и особенности Вашего ребенка.

Вопросы:

1. Попробуйте описать ребёнка. Какие черты характера у него наиболее ярко выражены? Какой он?

А) Жизнелюбивый, оптимистичный, разговорчивый, общительный, склонен к лидерству.

Б) Спокойный, рассудительный, сдержанный, миролюбивый.

В) Энергичный, неугомонный, вспыльчивый, возбудимый, целеустремленный.

Г) Тревожный, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.

2. Какие из перечисленных ниже эмоций ребёнок проявляет сильнее и чаще всего?

А) Удивляется, радуется, смеётся.

Б) Почти никогда не реагирует бурно, преобладают позитивные эмоции.

В) Злится, гневается.

Г) Грустит, опасается, испытывает растерянность.

3. Как ребёнок обычно реагирует на наказания?

А) Он спокоен, не злится за наказание. Если злится, то быстро отходит.

Б) Как будто не замечает. Без ярких эмоций.

В) Всегда по-разному. Бывает спокойно, бывает бурно (крик, протест).

Г) Замыкается в себе, долго дуется, бывает реагирует истерикой, слезами.

4. Как ведет себя ребенок в неожиданных и нестандартных ситуациях?

А) Проявляет любопытство.

Б) Как и всегда спокоен, даже равнодушен.

В) Сопротивляется, пытается вернуться к прежнему положению вещей.

Г) Избегает нового (иногда просто на просто убегает).

5. В какие игры ребёнок предпочитает играть?

А) Нравятся любые, которые отвечают его интересам.

Б) Любит играть один в спокойные игры.

В) Обожает шумные, подвижные игры.

Г) Нравится играть во всевозможные игры, но только с близкими и знакомыми людьми.

6. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребёнок общителен?

А) Да, ему нравится находиться в обществе и детей, и взрослых. Знакомится с новыми людьми легко.

Б) Нет, больше любит одиночество, играет с хорошо знакомыми детьми и взрослыми.

В) Да. Любит восхищенных зрителей.

Г) Нет. Предпочитает быть в одиночестве, общается с близкими.

7. Как ребёнок ведает себя со сверстниками? Можете ли Вы сказать, что он лидер?

А) Он всегда заметен в любой компании – настоящий лидер.

Б) Лидер среди малочисленной компании друзей.

В) Сам считает себя лидером. А товарищи по-разному воспринимают его.

Г) Мне кажется, он не пользуется авторитетом.

8. Как ребёнок усваивает новое?

А) Все новое даётся ему быстро и легко.

Б) Медленно, но все усвоит.

В) Схватывает все на лету. Но и забывает быстро.

Г) Это зависит от ситуации.

9. Как ребёнок разговаривает?

А) Выразительно, связно. Помогает себе мимикой, жестами.

Б) Разговаривает медленно, невыразительно, эмоций не проявляет. Иногда бубнит что-то под нос.

В) Быстро, эмоционально, отрывисто, иногда переходит на крик, торопится, проглатывает звуки, слоги и даже слова.

Г) Выразительно, но тихо и неуверенно.

10. Как ребёнок осваивает возрастные навыки (те, которые «положены» по возрасту)?

А) Без труда. Все даётся легко.

Б) Навыки осваиваются трудно, но прочно.

В) Быстро и легко. Но делает только то, что интересно ему самому.

Г) Быстро, но непрочно. При стрессе может случиться откат или остановка в развитии навыка.

11. Как двигается ребёнок?

А) Уверенно, точно, ритмично.

Б) Аккуратно, неторопливо, манерно.

В) Порывисто, резко, эмоционально.

Г) Неуверенно, неточно, суетливо.

12. Как спит ребёнок?

А) Быстро и без сложностей засыпает, спит крепко, просыпается легко.

Б) Легко засыпает, спит хорошо, утром долго не может прийти в себя.

В) Не хочет засыпать, приходится уговаривать, спит неспокойно, просыпается каждый раз в новом настроении.

Г) Долго настраивается на сон, но быстро засыпает, просыпается в добром расположении духа, но требуется время на то, чтобы прийти в себя.

13. Как проходит адаптация к новым условиям?

А) Легко, быстро.

Б) Не хотел менять устоявшийся ход событий, адаптация была долгой.

В) Новая обстановка понравилась, долго адаптировался к требованиям учителя.

Г) Нельзя с уверенностью сказать, что адаптация уже позади. Никак не мог привыкнуть.

Результаты теста

Редко встречаются люди, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа. Поэтому не удивляйтесь, если в одних ситуациях Ваш ребёнок ведёт себя как сангвиник, а в других – как холерик. Однако в любом случае преобладающим будет один из этих типов темперамента.

Если в ответах чаще можно видеть вариант:

А) преобладающий тип темперамента ребёнка сангвинический.

Б) преобладающий тип темперамента ребёнка флегматический.

В) преобладающий тип темперамента ребёнка холерический.

Г) преобладающий тип темперамента ребёнка меланхолический.

Сангвиник

Описание:

В меру живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный. Легко контактирует с людьми, приспосабливается к новой обстановке, трудные ситуации не вызывают у него чувства тревожности.

Сангвиник легко понимает других людей, не особенно требователен к окружающим и склонен принимать людей такими, какие они есть. Незаметно для себя становится душой компании. Такой ребёнок может с интересом играть как в подвижные игры, так и сосредоточенно заниматься рисованием или конструированием. Но сангвиник часто не доводит до конца начатое им неинтересное дело, если оно ему надоедает.

Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Рекомендации:

  1. Необходимо организовать для ребёнка определенный ритм повседневной жизни: равновесие подвижности и спокойствия.
  2. Нужно следить, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца, не допускать небрежного выполнения школьных заданий.
  3. Сангвинику полезны занятия спортом, чтобы выплеснуть лишнюю энергию. Но в спорте он не будет сильно стремиться к результату. Его интересует сам процесс, найдите ему дружелюбного тренера. Для сангвиника подойдут занятия групповыми видами спорта (футбол, хоккей, волейбол и т.д.).
  4. Не беспокойтесь, если ребёнок меняет свои интересы: ему свойственны поиски себя. Но при этом нужно развивать и такое качество, как постоянство, иначе ребёнок привыкнет бросать очередное увлечение, как только потребуется проявить настойчивость и терпение.
  5. Воспитывайте усидчивость: конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.
  6. К сангвинику можно быть требовательным, но, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу: переписать буквы, перечитать рассказ.
  7. Очень важно поощрять настойчивость такого ребёнка, старательность и целеустремленность, постепенно повышать планку требований и, увеличивая нагрузку, добиваться устойчивости и результативности.
  8. Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как он имеет склонность к зазнайству.
  9. Терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок, тактично критикуйте небрежное оформление работ, развивайте его внимание к деталям и мелочам.
  10. Обсуждайте с ребёнком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих; присматривайтесь к внутреннему миру ребёнка, так как за внешним благополучием может скрываться глубокое переживание.

Флегматик

Описание:

Для флегматика характерны низкий уровень активности, невыразительность мимики и речи. Это усидчивый и внешне спокойный ребёнок, который обычно не доставляет хлопот взрослым.

Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. Флегматик способен часами заниматься игрой или рисованием, не мешая взрослым заниматься своими делами.

Однако он не любит, когда нарушается привычный ход жизни. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения.

Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго.

Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить.

Рекомендации:

  1. Не расстраивайтесь из-за первых низких оценок: новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.
  2. Наберитесь терпения и не раздражайтесь из-за медлительности ребёнка (и уж тем более не наказывайте) и не спешите сделать всё за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка «Тише едешь – дальше будешь». Также помните, что рассчитать время – Ваша задача.
  3. Однако время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно «не заснул». Если флегматик задумался, его можно изредка одёрнуть, именно в такие моменты «пробуждения» ребёнок способен что-то понять, постичь.
  4. В воспитании уделите внимание развитию самостоятельности и инициативы, так как у флегматичных детей активность невысока, и они склонны делать то, что им велят. Но делайте это тактично, чтобы у ребёнка не появился страх перед действием.
  5. Чтобы ребёнок научился контролировать себя, ограничьте его во времени: скажите, чтобы он постарался закончить упражнение по русскому языку к началу любимого мультфильма, или заведите будильник.
  6. Помогите ребёнку научиться переключаться с одного вида деятельности на другой, установите порядок выполнения домашних заданий: сначала письменные, потом устные уроки.
  7. Не бойтесь доверять ребёнку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело.
  8. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой. Беседуйте о прочитанных произведениях.
  9. Необходимо привлекать флегматика к играм и гимнастическим упражнениям. Но помните: его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции, например гимнастика.
  10. Часто в школе такой ребёнок успевает по какому-нибудь одному предмету. Помогите ребёнку расширить знания по остальным.
  11. Утром приучите флегматика умываться прохладной водой, чтобы окончательно проснуться.
  12. Вместе с ребёнком составьте распорядок дня, чтобы всё успевать и со всём справиться спокойно.
  13. Учите его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев.
  14. Обсуждая что-то, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не Вы, помогите ему сформировать своё мнение и научите защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения. С другой стороны – помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Холерик

Описание:

Ребёнок с высокой нервно-психической активностью. Он вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения.

Ребёнок-холерик – это непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить своё решение в последнюю минуту с точностью до наоборот. Стремится ответить на вопрос ещё до того, как его задали; часто, не дослушав инструкции, рвётся скорее выполнить задание.

Он контактен со взрослыми, среди сверстников легко находит друзей, но часто ссорится. Шумные групповые игры для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Новую информацию усвоит легко, забудет её так же быстро.

Рекомендации:

  1. Противопоставьте возбуждению спокойствие. Не говорите на повышенных тонах, это только сильнее взбудоражит ребёнка.
  2. Поощряйте любое проявление старательности, сдержанности и терпения.
  3. Помните, что Вам необходимо деликатно, но строго и последовательно контролировать холерика и следить, чтобы он доводил начатое дело до конца.
  4. Главная задача – повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта – тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Но командные виды спорта (например, футбол, хоккей и т. п.) вряд ли подойдут, так как скорее усилят возбуждение и агрессивные реакции. Рассмотрите возможность занятий плаванием, боксом, лёгкой атлетикой
  5. Холерику необходимо много жизненного пространства, поэтому чаще бывайте с ним на природе, заинтересуйте его туризмом.
  6. Помните: от неподвижности он утомляется и допускает срывы в поведении. Давайте ему подвигаться во время выполнения домашних заданий.
  7. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз – «Лучше меньше, да лучше!»
  8. Для формирования усидчивости занимайтесь вместе с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием.
  9. Перед тем как сесть за уроки, дайте ему набегаться вдоволь, а лучше погуляйте на свежем воздухе.
  10. Развивайте целенаправленность, сосредоточенность: учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану, обдумывать решения и рассчитывать свои силы.
  11. Побуждайте ребёнка анализировать своё поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы (особенно о героях и рыцарях), проговаривайте варианты верного поведения, восхищайтесь выдержкой, терпением героев произведений.
  12. Развивайте у ребёнка способность к самоконтролю (пусть посчитает про себя, поколотит спортивную грушу или подушку, порвёт старую газету, попьёт сок маленькими глотками, послушает спокойную музыку).
  13. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример другого ребёнка, это в ответ вызовет только злость.
  14. Иногда полезно давать холерику задания, несколько превышающие его силы, чтобы он почувствовал, что он не такой всемогущий, каким себе кажется.
  15. Помните, что у этого ребёнка ещё не созрела воля. И он вправе ждать от взрослых понимания.

Меланхолик

Описание:

Ребёнок-меланхолик медлителен, эмоционально неустойчив. У него тихая речь, невыразительная мимика, неторопливые движения. Он очень чувствителен, склонен к слезам и обидам, насторожен ко всему новому. Меланхолик не уверен в себе. Такой ребёнок теряется в незнакомой обстановке и испытывает трудности в установлении социальных контактов. Редко спорит и ссорится, чаще подчиняется более сильным людям. Он быстро устаёт, пугается трудностей, быстро опускает руки.

Однако внутренний мир меланхолика богат, ему свойственны глубина и устойчивость чувств. Он ведёт себя как «маленький взрослый» – очень рассудителен, любит находить всему объяснение, он не скучает в одиночестве. Среди окружающих выбирает одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится с ним своими переживаниями.

Рекомендации:

  1. Помните, что меланхолик дольше и труднее всех адаптируется к школе.
  2. В домашней обстановке ребёнок нуждается в подбадривании, ласке родных. Хвалите и ещё раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Подчеркивайте, что Вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах. Не смейтесь над его обидами, но с пониманием относитесь к жалобам и слезам.
  3. Однако дозируйте проявление заботы, не допускайте излишней опеки: это может окончательно изнежить меланхолика, сделать его эмоционально незакаленным.
  4. Общаясь с ребёнком-меланхоликом, избегайте приказного тона и публичной критики. Чаще и искренне говорите слова похвалы.
  5. Для снижения нервно-психического напряжения используйте тактильный контакт (погладьте по спинке, взъерошьте волосы, возьмите за руку во время разговора).
  6. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Беседуйте с ним, обсуждайте ситуации, которые Вы наблюдаете, проявляйте искренний интерес, слушая его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать своё мнение, но ни в коем случае не давите на него.
  7. Помогите ребёнку не фиксироваться на школьных неудачах, так как он очень болезненно реагирует на отрицательные оценки. Ваш девиз в общении с меланхоликом - «Людям свойственно ошибаться».
  8. В первом классе такому ребёнку может быть показан и дневной сон, так как он быстро устаёт от любой работы.
  9. Побуждайте его к физическим упражнениям, тренируйте ловкость, выносливость и силу.
  10. Вечером и утром бережно отнеситесь к неустойчивой психике меланхолика, никаких выяснений отношений, подбодрите ребёнка - впереди у него трудный школьный день.
  11. Этот ребёнок любит работать по инструкции, составьте с ним план выполнения какого-либо задания.
  12. Повышайте авторитет ребёнка, работайте вместе с ним: если он хорошо рисует – сделайте с ним стенгазету для школьного праздника, поёт - выучите с ним популярную песню и т.п. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Для прохождения теста родителям предлагается отсканировать QR-код:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fonlinetestpad.com%2Fusjtaejm4ko3u&4&0

Основная ссылка: https://onlinetestpad.com/usjtaejm4ko3u


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Тест поможет родителям определить, готов ли ребенок к школе,владеет ли необходимыми умениями и навыками для учебной деятельности....

Тест для родителей по определению готовности ребенка к школе

Тест для родителей на первом родительском собрании...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе.

С помощью данного теста родители смогут определить, хочет ли ребенок пойти в первый класс, готов ли он поцти в первй класс, поможет узнать, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем нужно потрен...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе.

Определение готовности ребенка к школе....

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

В тесте даны задания, показывающие уровень готовности ркбенка к школе...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

В тесте даны задания, показывающие уровень готовности ребенка к школе...