Статья "Особенности адаптационного периода " Первоклассник в школе"
статья (1 класс)
Данная статья поможет родителям первоклассников, педагогам и воспитателям узнать особенности адаптационного периода первоклассника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности адаптационного периода «Первоклассник в школе»»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области» Дьякова С.А.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения.
Особенности адаптационного периода первоклассника в условиях ФГОС включают: физиологическую, психологическую, личностную готовность к обучению в школе.
Адаптация (приспособление) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. Специалисты выделяют три основных этапа физиологической адаптации ребёнка к школе, каждый из которых имеет свои особенности:
1. Ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий организм ребёнка отвечает бурной реакцией.
2. Неустойчивое приспособление, когда организм ребёнка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.
3. Период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку, которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.
Продолжительность всех трех фаз – пять-шесть недель.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:
- Выявить особенности психолого - педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
- Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Чем же характеризуются первые недели обучения?
По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.
Режим учебных занятий
В соответствии с СанПиНом занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Обучение в 1-х классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
• продолжительность учебного года: 33 учебные недели;
• сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый (четвертые уроки проводились в нетрадиционной форме: это урок-игра, урок-экскурсия, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-театр и т. д.);
• ноябрь-декабрь - по 4 урока по 35 минут каждый;
• январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый, что отражено в Уставе учреждения и в правилах внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность учебной недели: 5 дней с максимально допустимой недельной нагрузкой в академических часах - 24 часа с учетом внеурочной деятельности. С учетом адаптационного периода и в первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Соблюдении гигиенических требований
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, в расписании уроки чередуются в течение дня и недели различные по сложности предметы: основные предметы (математика, грамота, казахский язык и познание мира) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, самопознания, физической культуры. Для обучающихся 1 класса наиболее интенсивные предметы проводятся на 2 уроке. На уроках и внеурочное время учащимся обеспечено максимальная двигательная активности:
• ежедневная физзарядка на уроках;
Занятия, классные часы и внеурочная деятельность направлены на освоение
детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. При организации
социально-психологической адаптации первоклассников были задействованы
следующие приемы и формы работы:
Межличностные контакты.
Они предполагают знакомство друг с другом.
*Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства.
*Приподнять ребенка в его собственных глазах помог социально-психологический тренинг «Я хочу рассказать вам о себе» с целью налаживания системы межличностных контактов в классе.
*Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т. п.), классные руководитель и учителя, работающие с 1 классом, адаптировали к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности, вовлекали в совместные мероприятия, привлекали к работе в парах, микрогруппах.
*Общие дела. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Мною были продуманы коллективные дела, направленные на создание классного содружества. Дети участвовали в традиционных школьных праздниках.
Создание благоприятного эмоционального климата в первых классах
Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Поэтому, мною были запланированы и проведены уроки-экскурсии по всем предметам.
На уроках обучения грамоте и математики я использую яркую наглядность, обращаюсь к личному опыту учащихся, предлагаю задания на классификацию, анализ и синтез, задачи на развитие логического мышления, нахождение геометрических фигур с доказательством их принадлежности, составление ломаной из карандашей, устный счет, решение неравенства у доски, решение примеров на уменьшение и увеличение, игру «Карусель» и др. Большое место на занятиях по математике отвожу дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников использую разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.). На своих уроках применяю игровые, ИКТ - технологии, технологии проблемного обучения, критического мышления, использую системно-действенный подход к обучению. Необходимо отметить, что большинство детей успешно проходят адаптационный период, положительно настроены на процесс обучения, умеют вести себя в школе, хорошие отношения с одноклассниками и учителями, добросовестно и без видимых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, но есть в классе обучающиеся с низким уровнем подготовки к школе. Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то всё вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка.
Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании. Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей, а также родительское собрание, которое я провела в 1-ом классе в течение адаптационного периода. На собрании я приглашаю родителей к сотрудничеству; знакомлю с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказываю о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, провожу анкетирование, которое помогает больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”, раздаю памятки родителям по адаптации. На родительское собрание был приглашен психолог школы, он ознакомил родителей с вопросом адаптационного периода детей, индивидуально родителям сообщил результаты тестирования детей «Уровень подготовленности ребенка к школе», предложил свою помощь родителям и обучающимся класса. Со второй четверти будут проходить индивидуальные занятия с психологом. Так же в классе каждую неделю психолог проводит коллективные занятия, направленные на сплочение коллектива, на спокойное прохождение адаптационного периода у обучающихся. Родителям класса была предложена для ознакомления памятка.
Памятка родителям первоклассника
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. «Задание задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
2. За занятие нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением заданий следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление рекомендаций с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
8. После выполнения рекомендаций, устных заданий похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.
Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период оказать правильную помощь первокласснику в период адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Адаптационный период первоклассника в школе.
Два года назад мои ученики были – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы адаптационный период у ребенка прошел быстро и безболезненно. Я ориентировала...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Адаптационный период первоклассников в школе
Статья раскрывает основные этапы адаптационного периода первоклассников в школе и содержит советы для родителей, следования которым может помочь юным школьникам ассимилироваться в новой среде и наслаж...

Адаптационный период первоклассников в школе
Проблемы и их решение в период адаптации детей 6-7 лет к школе...
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...
Родительское собрание "Адаптационный период первоклассников в школе". Памятка родителям.
Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения. Памятка родителям пероклассников....