Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
статья по теме

Пужаева Светлана Владимировна

Выступление на МО начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_shkol.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

начальных классов

«Эстетическое  воспитание младших  школьников  на уроках  интеграции»

МОУ СОШ № 41

Пужаева Светлана Владимировна

Саратов 2010 г.


        Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей. Учитель начальных классов стоит у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности. Чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальнее как личность будет он сам.

        Когда же эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства?

        Это бывает тогда, когда человек подходит к окружающим явлениям, предметам с особой оценкой, исходя из категорий прекрасного.

        При этом возникает переживания, характеризующиеся специфическими чертами. О некоторых особенностях такого переживания писал Н.Г. Чернышевский «Это светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся радуемся на него. Из этого следует, что в прекрасном есть что-то милое, дорогое нашему сердцу».

        Искусство как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в детях эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с помощью которого они ощущают истинную ценность явлений окружающего мира.

        Эстетическое воспитание пробуждает в душе ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, который не позволяют ему творить зло. Искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости.

        В своей практике я использую интегрированные уроки. Я объединяю элементы учебных предметов: чтение, музыка, изобразительное искусство.

        Однотипность – в общем источнике, предмете, эстетической природе и развитии законов искусства. На основе этого происходит формирование целостного эстетического представления об окружающем мире.

        Музыка и изобразительное искусство – вот хорошие помощники на уроках чтения. В если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и то же содержание, то понять, прочувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как  может быть никаким другим путем.

        Младшего школьника сегодня невозможно, на мой взгляд, представить без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Идея интеграции возникает на основе всеобщности и единства законов природы, целостности, восприятия субъектом окружающего мира.

        Проведя анализ программ по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству, нетрудно заметить, что они обеспечивают широкие возможности внедрения принципа интеграла.

        Например, по теме «Зима» в уроки были включены музыкальное произведения А.К. Гладунова «Иней. Лед. Град. Снег» (танцы из балета «Времена года»), П.И. Чайковского «Декабрь. Святки», «Вальс снежных хлопьев», С.С. Прокофьева «Вариации феи Зимы». Демонстрировались картины А.К. Саврасова «зимний пейзаж», И.И. Шишкина «Первый снег», Н.Ф. Юона «Русская зима», С.В. Герасимова «Зима» и др.

        Взаимная согласованность литературы с изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели. На таких интегрированных уроках у учащихся развивается эмоционально-эстетическое отношение к природе и объектам изображения; формируется целостно-личностное отношение ученика к жизни, развивает общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям, создают условия для развития воображения, фантазии, активизации познавательной деятельности, реализации творческих способностей.

        Я считаю, все это сыграет огромную роль в формировании эстетических вкусов детей.


Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 1998 г.
  2. Воспитание младшего школьника. М. Изд. Центр «Академия», 2009 г.
  3. Подласный И.П. Педагогика начальной школы. М., ВЛАДОС, 2000 г.
  4. Полякова Н.А. Воспитание нравственных ценностей учащихся средствами эстетического воспитания. Саратов. Научная книга, 2002 г.
  5. Целимбровская Г.Б., Кошкина И.В. Интеграция в начальной школе // Начальная школа // 2003 г. № 10.