Принцип фасциации
статья по теме

инновационные формы обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_e.v_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: Принцип  фасциации (принцип привлекательности). 

Автор – Иванова Елена Валерьевна

Полное наименование образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»,

г. Прокопьевска, Кемеровской области

  Фрагменты  уроков, на которых используются ИКТ, соответствуют одному из главных принципов современного урока – принципу  фасциации.

 Мой стаж работы составляет двадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

    Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать  активизации  познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом уроке и внеклассном занятии можно применить компьютерные технологии. Данные  уроки и занятия

  • усиливают положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
  • повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения ;
  • расширяют возможность самостоятельной деятельности; формируют навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

  В своей работе я использую презентации уроков, выполненные в программе Microsoft Power Point. Презентация – это представление чего-то нового, включающее компьютерную анимацию, графику,   видео, музыку и звуковой ряд.

Восприятие материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что реализуется на уроке 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, можно осуществляться демонстрацию примеров, задач, цепочек для устного счета, провести проверочные и контрольные работы, организовать самопроверка.

      В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

Для уроков окружающий мир презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое.

    Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

 Применяю    « Энциклопедию Кирилла и Мефодия», в которой материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов, «Окружающий мир» ( Уроки Кирилла   Мефодия) и другие.

      Анализ таких занятий  с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет увеличить время активной работы учеников на уроке в 2-3раза.

   С целью совершенствования навыков работы с компьютером прошу детей принимать участие в подготовке презентаций к уроку или внеклассному мероприятию, а также к защите своих учебных проектов. В некоторых ситуациях дети оказываются более умелыми, более «продвинутыми» в ИКТ.  Все доклады на научно практических конференциях, сегодня обязательно сопровождаются компьютерными презентациями, которые мы создаем совместно. Мои ученики стали постоянными участники таких конференций. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что информационно-коммуникационные технологии всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества, открывающие новые возможности для педагога и ученика, для их совместного творчества и личностного развития.

  Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет также на мой профессиональной рост.  Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет мне:

  • пользоваться учебно-методическими материалами, созданными участниками сообщества;
  • участвовать в различных конкурсах учебно-методических разработок с применением ИКТ;
  • получать консультации по вопросам применения ИКТ в образовательной деятельности;
  • обсуждать различные проблемы образования в режиме тематических форумов и чатов;
  • записаться на очные курсы, проводимые кафедрой Информатизации образования;
  • обмениваться наработками и идеями по различным вопросам;
  • посещать очные семинары, организуемые для участников сообщества по использованию ИКТ в учебном процессе;

и многое другое!