Главные вкладки

    лекция модуля "Примерные программы начального общего образования"
    материал по теме

    Ярмоленко Галина Геннадьевна

    В материале данной лекции дана характеристика примерных программ начального общего образования. Материал будет интересен для тьюторов курсов по введению ФГОС НОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon primernye_programmy_po_predmetam.doc182 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примерные программы по предметам

    Цель модуля:

    Формирование у педагогов начальной школы целостного представления о целях и  вариативном содержании современного начального общего образования и его отражении  в примерных программах по предметам и рабочих программах учителя

    Одним из сопроводительных документов рекомендательного характера являются примерные программы начального общего образования, цель которых - продемонстрировать вариант реализации содержания образования по конкретному предмету с учетом основных положений стандарта.

    Подчеркну: примерная программа конкретного предмета не является рабочей, учитель не может ее использовать в своей повседневной деятельности, так как материал программы представлен не по годам обучения. Этот документ предназначен для разработчиков авторских предметных программ, в качестве которых могут выступить и коллективы школ, и конкретные учителя.

    Особенности первой ступени современного общего образования

    Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

    С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

    Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

    Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только    русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь  изменилась социальная ситуация развития детей.

    1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности — информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.

    2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

    Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

    3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места,     подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.

    Результат этого — трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

    4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе, бассейн, языки, хореография, музыкальная школа, фигурное катание... Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

    5. Большинство современных детей в отличие от детей прошедшего, XX в. не участвуют в деятельности детских и    подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

    Рост национального самосознания граждан современного общества оказывает неоднозначное воздействие на современных детей, что не только способствует формированию гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, но и нередко приводит к детской враждебности к «чужим». Всё это должно учитываться школой при организации воспитательного процесса. Только при этом условии в процессе обучения будет формироваться осознанная система пред- ставлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношениях.

    6. Наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят относят к группе риска, т. е. к проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специальными нуждами». Повышенная уязвимость детей и подростков из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей в развитии и обучении.

    Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

    Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ даёт основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

    Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

    Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

    Разработка примерных программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских программ и позволяет на её основе выбирать вариант разработки авторского курса, определять его акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий.

    Сравнительная характеристика примерных программ стандартов первого и вотрого поколения

    Основные цели и задачи начального предметного образования на разных этапах развития начальной школы (Стандарты 2004 г., Стандарты второго поколения).

    Основные цели и задачи предметного начального образования стандартов 2004 года и стандарта второго поколения – тождественны. Можно ли ожидать изменения качества образования по предметам, если и содержание осталось таким, каким было?

    Конечно же, да, так как задачи и цели в стандарте второго поколения формулируются в деятельностной парадигме.

    Структурные компоненты примерных программ стандарта первого и второго поколения и их характеристика.

    2004 год

    1. Пояснительная записка (общая характеристика предмета)
    2. Содержание предмета (по классам)
    3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по годам обучения

    2009 год

    1. Пояснительная записка (общая характеристика предмета)
    2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
    3. Результаты изучения (личностные, метапредметные, предметные)
    4. Содержание предмета
    5. Примерное тематическое планирование (без деления на классы)

    Особенности новых структурных компонентов.

    1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек»[1]. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:

    1. патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
    2. социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
    3. гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
    4. семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
    5. труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
    6. наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
    7. традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
    8. искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
    9. природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
    10. человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для  образования, но также для организации жизни в нашей стране. Эта система определяет самосознание российского народа,  расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни. Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны.

    Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и  дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

    1. Результаты изучения (личностные, метапредметные, предметные)

    Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

    Под метапредметными результатами понимаются  освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

    В результате изучения  всех без исключения предметов  в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая  учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. (Термин, означающий механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении, позиции человека)

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В  сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

    В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий  выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    «Личностные универсальные учебные действия»

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    • широкая мотивационная основа учебной деятельности,

    включающая социальные, учебно-познавательные и внешние

    мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

    • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    • основы гражданской идентичности личности в форме

    осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального (доморальный) к конвенциональному (условный, общепринятый, соответствующий традициям) уровню;

    • установка на здоровый образ жизни;

    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

    знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    • эмпатия (способность поставить себя на место другого человека, сопереживанию) как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета  позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и

    чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

    осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    «Регулятивные универсальные учебные действия»

    Выпускник научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    • адекватно воспринимать оценку учителя;

    • различать способ и результат действия;

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце

    действия

    «Познавательные универсальные учебные действия»

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

    • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей;

    • проводить сравнение, сериацию (объединение в ряд в последовательном порядке) и классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

    • осуществлять подведение под понятие  на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    • устанавливать аналогии;

    • владеть общим приемом решения задач.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

    • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

    «Коммуникативные универсальные учебные действия»

    Выпускник научится:

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

    • задавать вопросы;

    • контролировать действия партнера;

    • использовать речь для регуляции своего действия;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

    • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    1. Примерное тематическое планирование (без деления на годы обучения)

    В тематическом планировании три столбца: содержание курса; тематическое планирование, характеристика деятельности учащихся.

    В характеристике деятельности учащихся как раз даны деятельностные формулировки6 не просто название темы, но и указания на то, что должен делать ученик – находить, устанавливать, выявлять, различать и так далее.

    Основные содержательные разделы примерных программ стандарта первого и второго поколения и их характеристика.

    Содержание, а именно объем тем, понятий, правил  не изменилось.

    Практика преподавания в начальной школе за многие десятилетия определила тот объем материала, с которым должны ознакомиться учащиеся, но и обосновала: необходимо сформировать такие знания, умения и навыки, которые помогут продолжить обучение на следующей ступени образования.

    На основе единства содержания определяется преемственность между стандартами первого и второго поколения.

    Особенности примерных программ учебных предметов

    1. Примерная программа по русскому языку
    2. Примерная программа по литературному чтению
    3. Примерная программа по математике
    4. Примерная программа окружающему миру
    5. Примерная программа по технологии
    6. Примерная программа изобразительному искусству
    7. Примерная программа по музыке
    8. Примерная программа по физической культуре
    9. Примерная программа по иностранному языку
    10. Информационная грамотность в начальной школе
    11. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе

    Примерная программа включает следующие разделы:

    — пояснительную записку, в которой приводятся общая  характеристика названного предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета      в учебном плане, результаты изучения учебного предмета;

    — основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала. Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников. Материал этих тем не является обязательным для усвоения (предлагается учителем с учётом уровня подготовленности и типа работы учеников) и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся;

    — варианты тематического планирования, в которых дано ориентировочное распределение учебных часов по основным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета);

    — рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета. Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

    Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

    К — полный комплект (на каждого ученика класса);

    Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

    П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).

    Тематическое планирование по каждому предмету представлено разными вариантами. Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе.

    Русский язык и литературное чтение представлены первым базовым вариантом; вторым вариантом, ориентированным на детей, имеющих проблемы с изучением русского языка (русский язык); первым вариантом для школ с русским  (неродным) языком обучения; вторым вариантом для школ с родным (нерусским) языком обучения.

    Нас интересует вариант для школ с родным русским языком обучения - базовый вариант, в котором определены цели и задачи изучения предмета.

    Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирования на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

    Социокультурная цель - изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

    1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    2. Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике;
    3. Овладение обучающимися умениями правильно читать, писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания т письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объема;
    4. Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    В данном варианте программы материал курса представлен такими содержательными линиями, как:

    1. основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
    2. орфография и пунктуация;
    3. развитие речи.

    Согласно базисному (образовательному плану) образовательных учреждений всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе – 165 часов (5 часов в неделю 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5 часов в неделю 34 учебные недели в каждом классе). На изучение литературного чтения  в начальной школе выделяется 444 часа из них в 1 классе  - 36 часов (4 часа в неделю 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю 34 учебные недели в каждом классе). (По стандарту первого поколения на изучение литературы в 3-4 классах выделялось по  3 часа в неделю).

    Следующий структурный компонент программы - результаты изучения предмета «Русский язык» и «Литературное чтение». Три группы результатов - личностные, метапредметные и предметные, даны как общий результат обучения младших школьников (которые не распределены по годам обучения) и являются обязательной частью рабочей программы  учителя по предмету.

    Если  рассмотрим  содержание начального общего образования по русскому языку и литературному чтению, то не увидим привычного нам распределения учебного материала по классам и распределения тем по часам. В тематическом планировании дано общее количество часов на обучение грамоте (207 часов, из них 115 русский язык и 92 литературное чтение) и  разделы систематического курса (предмет русский язык):

    1. фонетика и орфоэпия – 20 часов;
    2. графика – 5 часов;
    3. лексика 20 часов;
    4. состав слова (морфемика) – 25 часов;
    5. морфология - 118 часов;
    6. синтаксис – 47 часов;
    7. орфография и пунктуация – 195 часов;
    8. развитие речи - 75 часов;

    Разделы литературного чтения:

    1. аудирование (слушание) – 30-40 часов;
    2. чтение – 190-225 часов;
    3. культура речевого общения – 100-110 часов;
    4. культура письменной речи – 20-25 часов;

    В программе даны рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета. Указаны наименования объектов и средств материально-технического обеспечения:

    1. Библиотечный фонд;
    2. Печатные пособия;
    3. Технические средства обучения;
    4. Экранно-звуковые пособия;
    5. Игры и игрушки;
    6. Оборудование класса.

    Математика представлена базовым вариантом и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса. Первый вариант планирования обеспечивает предметную подготовку, достаточную для продолжения образования, а также расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира. Второй вариант планирования способствует более углублённому рассмотрению вопросов, связанных с геометрией; особое внимание уделяется развитию пространственного мышления   и ориентировке в окружающем мире. Третий вариант планирования ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с математической информацией.

    Образовательное учреждение самостоятельно выбирает вариант планирования с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, а также исходя из выбора УМК.

    В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе выделяется 4 часа в неделю, всего 540 часов.

    Содержание  предмета базового варианта планирования распределяется по разделам:

    1. Числа и величины – 70 часов;
    2. Арифметические действия -  190 часов;
    3. Работа с текстовыми задачами – 110 часов;
    4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 50 часов;
    5. Геометрические величины – 40 часов;
    6.  Работа с информацией – 40 часов;

    Второй вариант планирования:

    1. Числа и величины – 70 часов;
    2. Арифметические действия -  160 часов;
    3. Работа с текстовыми задачами – 110 часов;
    4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 70 часов;
    5. Геометрические величины – 50 часов;
    6.  Работа с информацией – 40 часов;

    Третий вариант планирования:

    1. Числа и величины – 70 часов;
    2. Арифметические действия -  160 часов;
    3. Работа с текстовыми задачами – 110 часов;
    4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 50 часов;
    5. Геометрические величины – 40 часов;
    6.  Работа с информацией – 70 часов;

    Окружающий мир также представлен тремя вариантами. Первый условно назван исходным. Он является базовым и интегрирует знания о человеке, природе и обществе. Во втором варианте усилена естественно-научная составляющая курса, а в третьем расширены социально-гуманитарная и историко-обществоведческая составляющие.

    В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе – 66 часов ( 2 часа в неделю, 33 учебные недели) во 2-4 классах 68 часов ( 2 часа в неделю 34 учебные недели в каждом учебном классе).

    Содержание курса

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    Человек и природа

    108

    150

    108

    Человек и общество

    108

    108

    150

    Резерв

    54

    12

    12

    Планирование по 1 варианту

    Человек и природа

    1. Времена года – 12 часов;
    2. Природа вокруг нас – 15 часов;
    3. Природа неживая и живая – 24 часа;
    4. Единство живого и неживого – 10 часов;
    5. Человек часть природы – 5 часов;
    6.  Тело человека – 12 часов;
    7. Наша страна на карте и глобусе – 30 часов;

    Человек и общество

    1. Я – школьник – 7 часов;
    2. Правила безопасной жизнедеятельности – 7 часов;
    3. Моя Родина – 11 часов;
    4. Родной край частица Родины – 15 часов;
    5. Человек – член общества -3 часа;
    6. Значение труда для человека и общества – 5 часов;
    7. Наша Родина - Россия, РФ - 27 часов;
    8. Страницы истории Отечества – 27 часов;
    9. Страны и народы мира - 6 часов;
    10. Резерв – 54 часа.

    Второй вариант

    Человек и природа

    1. Как человек узнает мир – 10 часов;
    2.  Природа вокруг нас – 20 часов;
    3.  Что такое природа – 5 часов;
    4.  Земля и Солнце – 10 часов;
    5. Что изображают на карте и глобусе – 27 часов
    6. Вещество и энергия – 5 часов;
    7. Воздух вода и горные породы – 15 часов;
    8. Экосистемы и их компоненты – 18 часов;
    9. Природные зоны России – 15 часов;
    10. Человек часть природы – 10 часов;
    11. Тело человека – 15 часов;

    Человек и общество

    1. Я – школьник – 7 часов;
    2. Правила безопасной жизнедеятельности – 7 часов;
    3. Моя Родина – 12 часов;
    4. Родной край частица Родины – 15 часов;
    5. Человек – член общества -3 часа;
    6. Значение труда для человека и общества – 6 часов;
    7. Наша Родина - Россия, РФ- 27 часов;
    8. Страницы истории Отечества – 27 часов;
    9. Страны и народы мира - 4 часа;
    10. Резерв – 12 часов

    Третий вариант

    Человек и общество

    1. Семья – частица Родины – 15 часов;
    2. Я - школьник – 10 часов;
    3. Правила безопасной жизнедеятельности – 9часов;
    4. Родной край частица Родины – 15 часов;
    5. Человек – член общества -9 часов;
    6. Значение труда для человека и общества – 9 часов;
    7. Наша Родина - Россия, РФ- 32 часа;
    8. Страницы истории Отечества – 45 часа;
    9. Земля наш общий дом – 6 часов;

             Природа

    1. Времена года – 15 часов;
    2. Природа вокруг нас – 15 часов;
    3. Природа неживая и живая – 27 часов;
    4. Единство живого и неживого 8 часов;
    5. Наша страна на карте и глобусе – 23 часа;
    6. Человек часть природы – 5 часов;
    7.  Тело человека – 15 часов;
    8.  Резерв – 12 часов.

    Технология представлена вариантами под условными названиями «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» (интеграция с учебным предметом «Окружающий мир»), «Человек, технология и искусство» (интеграция с учебными предметами «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «Музыка»), «Человек, технология и техническая среда» (интеграция с предметами «Математика» и «Информатика»).

    Эти варианты являются примерными, наряду с ними возможны и другие варианты тематического планирования содержания учебного предмета «Технология». В конкретных программах по данному курсу отдельные предметные связи и направления могут быть представлены в большей или меньшей степени, но при условии обязательного сохранения содержательного ядра предмета.

    В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Технология» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе – 33 часов ( 1час в неделю, 33 учебные недели) во 2-4 классах 34 часов ( 1часв неделю 34 учебные недели в каждом учебном классе).

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.  Учебный материал предмета представлен в двух вариантах планирования.

    Основные содержательные линии 1 варианта

    Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:

    1. «Виды художественной деятельности»
    2. «Азбука искусства»
    3. «Значимые темы искусства»
    4. «Опыт художественно-творческой деятельности»

    Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.

    Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

    Основные содержательные линии 2 варианта

    Данный вариант планирования интегрирует предметы «Изобразительное искусство» и «Технология». Рассчитан на 2 часа в неделю.

    Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования:

    1. «Учимся у природы»
    2. «Фантастические образы в изобразительном искусстве»
    3. «Учимся на традициях своего народа»
    4. «Приобщаемся к культуре народов мира»

    Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 32 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

    В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 134 часа.

            Если изучается интегрированный вариант учебного предмета, то на его изучение отводится 2 часа в неделю, всего 268 часов.

    Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

    Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.

    Согласно базисному образовательному плану на изучение предмета «Музыка» отводится всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа ( 1 час в неделю), во 2-4 классах по 34 часа (1 час в неделю).

    Предлагается два варианта тематического планирования учебного содержания. Первый обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях непрерывного образования, предусматривает формирование основ музыкальной культуры и приобретение первоначального музыкально-творческого опыта. Второй ориентирован на расширенное изучение отдельных разделов курса: музыкально-поэтического народного творчества, современной детской музыки, в том числе электронной, истории создания музыкальных инструментов,  а также более активную индивидуально-творческую деятельность.

    Содержание разделов и распределение часов по разделам в 1 и во 2 варианте одинаково, различна характеристика деятельности учащихся.

    1. Музыка в жизни человека – 30 часов
    2. Основные закономерности музыкального искусства – 60 часов
    3. Музыкальная картина мира – 30 часов
    4. Резерв 15 часов

    Предметом обучения физической культуре является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

    Согласно базисному образовательному плану на изучение предмета «Физическая культура» отводится всего 270часов, из них в 1 классе 66 часа ( 2 часа в неделю), во 2-4 классах по 68 часа (2 часа в неделю).

    Содержание разделов и распределение часов по разделам:

    1. Знание о физической культуре – 12 часов
    1. Физическая культура – 4 часа
    2. Из истории физической культуры – 4 часа
    3. Физические упражнении – 4 час
    1. Способы физкультурной деятельности – 12 часов
    1. Самостоятельные занятия – 4часа
    2. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и подготовленностью – 4 часа
    3. Самостоятельные игры и развлечения – 4 часа
    1. Физическое совершенствование – 246 часов
    1. Физкультурно- оздоровительная деятельность – 8 часов
    2. Спортивно-оздоровительная деятельность – 238
    1. гимнастика с основами акробатики – 64 часа
    2. легкая атлетика – 50 часов
    3. лыжные гонки – 48 часов
    4. плавание -22 часа
    5. подвижные и спортивные игры – 54 часа

    Информационная грамотность в начальной школе. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску и обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например при работе над проектами.

    Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе.  Под  термином «культура безопасности жизнедеятельности» будем понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

    Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также во внеурочное время в кружках и на факультативах, на занятиях в группах продленного дня.

    Программы по учебным предметам ориентированы:

    1. на знания о сущности и об особенностях объектов и явлений действительности (природные, социальные, культурные, технические и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
    2. владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
    3. умение представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах (в форме текста, рисунка, таблицы и диаграммы);
    4. способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений;
    5. умение применять приобретенные знания для решения различных типовых жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей (член семьи, ученик, товарищ, член классного школьного коллектива).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

    РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

    РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...