Доклад на ШМО начальных классов)
материал на тему

Полубедова Евгения Васильевна

Особенности преподавания по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_umk_perspektivnaya_nach.shkola.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПО УМК

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ  НАЧАЛЬНАЯ

ШКОЛА»»

                                              Выполнила:

                                                      учитель начальных классов                                                                    

                                   Полубедова Е.В.

2012 год

Тема: «Особенности преподавания по  УМК

« Перспективная начальная школа»

         УМК « Перспективная начальная   школа» - один из первых комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.

 Приоритетом начального общего образования является формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Это становится возможным только в условиях предотвращения межпредметной разобщенности, при разработке принципиально нового учебно-методического комплекта.

Основные положения комплекта в свете новых требований, предъявляемых к начальному общему образованию.

При отборе учебного материала, разработки языка изложения материала, разработки методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.

  1. Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период  в начале обучения.
  2. Топографическая принадлежность школьника.  Это не только городской, но и сельский школьник. Отбор материала учитывает опыт жизни школьника, проживающего как в городской, так и  в сельской местности;  учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и преимущество, которые дает жизнь в сельской местности (богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной среде, естественно- природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, высокая степень социального контроля).
  3. Разная наполняемость класса.  Этот учебно-методический комплект не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно. Учитель же в это время может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.
  4. Разный уровень владения русским языком.  Наши учащиеся – это не всегда школьник, являющийся носителем московской нормы произношения; не всегда школьник, у которого русский язык – единственный язык общения; это часто школьник с большим количеством логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций преподавания русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.
  5. Особенности мировосприятия школьника,  который  часто общается с одним носителем знаний – своей учительницей. Это означает, что есть проблема дефицита общения и проблема поддержания статуса учителя. Понимание этих проблем выдвинуло два направления работы:

- создание двух интеллектуальных клубов и организация предметной переписки со школьниками;

- создание методических пособий для учителя, содержащих помимо поурочно-тематического планирования теоретическую часть для повышения его квалификации.  

  1. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.  Система  взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждая из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность  в процессе обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.
  2. Необходимость формирования умений поиска, передачи, преобразования и хранения информации согласно требованию государственного образовательного  стандарта обусловило такое нововведение методической системы комплекта, как интерактивность. Интерактивность понимается  авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и  учебника  за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.

           Интернет–адреса в учебниках комплекта  приведены в     расчете на создания условий использования компьютеров в школах и на перспективное развитие школ. Поскольку для многих школ пользование Интернет- адресами остается пока еще делом будущего, в комплекте выстраивается  система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие  в работе  клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и окружающий мир» (клуб естественно - научных дисциплин). Через систему  заданий в учебниках организуется обмен письмами  между сюжетными героями комплекта (это брат и сестра- разновозрастные сверстники наших учащихся) и школьниками. Психологические характеристики героев учебников настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними .

  1. Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в формате каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование государственного стандарта, как формирование деятельности  учебного сотрудничества- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.

Основные содержательные линии по предметам:

  1. формирование общих учебных умений,     определенных государственным стандартом;

  1.  формирование специальных умений;

  1. интеграция программных знаний в   различных   образовательных  направлениях.

Русский язык.     

     Работа со словарями;  устное повседневное общение со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; написание записки, письма, поздравительной открытки.

Литературное чтение.   

    Умение работать с книгой, несколькими источниками информации, ориентироваться в каталоге библиотеки, работать со словарями.

Математика.       

     Развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

Окружающий мир.   

     Работа с географической картой, с простейшими измерительными приборами, проведение фенологических наблюдений, физических опытов и экспериментов.

Технология. 

     Овладение начальными трудовыми умениями и навыками, способами планирования  и организации трудовой деятельности; формирование опыта практической деятельности по созданию объектов труда и опыта объективной оценки своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для учителей начальных классов

 Доклад на тему "Организацияконтроля и самоконтроля учащихсяв процессе обучения списыванию"...

доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"

доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"...

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...

ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"

Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.  Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель.     Младший школьный возраст является таким период...