ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ Формирование проектных умений = развитию сфер индивидуальности школьника?
статья (4 класс) по теме

В материале представлены аргументы, доказывающие, при каких условиях формирование проектных умений равно  развитию сфер индивидуальности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ.

Формирование проектных умений = развитию сфер индивидуальности школьника?

 Дьякова Светлана Александровна, учитель МОУ «СОШ № 2» г.Ртищево

Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации. Одной из проблем  школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам. Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе, в проектной деятельности. Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.                          

Педагогическое обоснование метода проектов – учет сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов в работе и темпа работы, организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно- деятельностный подход в обучении. Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. В  школе мы , учителя,  должны ученику помочь научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Следовательно, учитель должен создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Какие сферы индивидуальности существуют?

И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством . Посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.), а как на цель развития в нем "человеческого" (В.Г. Белинский). "Усовершенствуй себя, - советовал Л.Н. Толстой, - и только так усовершенствуешь мир".

Я считаю, что основная задача  моя, как учителя - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направляется на  развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника. К ним относятся 7 сфер индивидуальности.  Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей. 

Есть Концепция педагогики индивидуальности О.С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:

интеллектуальная сфера;

мотивационная сфера;

эмоциональная сфера;

волевая сфера;

сфера саморегуляции;

предметно- практическая сфера;

экзистенциальная сфера. 

Интеллектуальная сфера, как известно, характеризуется видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания и др.), умениями учиться (выделять главное, планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями (представления о морали и общечеловеческих ценностях, нравственные поступки, позиции и пр.), предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.  

Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни. Существенную часть мотивационной сферы школьника составляет мотивация учения. Она формируется на определенном этапе жизни человека и связана с определенным местом его пребывания (мотивация первоклассника, старшего школьника, студента, работающего человека). Под мотивацией учения понимается система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают школьника овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.

Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. При высоком уровне тревожности учащийся легко раздражается, расстраивается по пустякам, теряется в простых ситуациях, не уверен, боится неудач, быстро возбуждается. При завышенной или заниженной самооценке он испытывает затруднение в общении, болезненно реагирует на замечания. Я считаю ,что  в педагогических целях крайне важно уделять внимание формированию и совершенствованию эмоциональной сферы: предусмотреть формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучить его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), научить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие.

Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Для развития волевой сферы у учащихся необходимо предусмотреть следующие цели: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения; обучение планированию деятельности и ее осуществлению, ведению контроля без посторонней помощи и т.д.

Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. В то же время свобода человека в выборе цели и средств деятельности, поведения, свобода творчества – целостное важнейшее свойство человека. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции учащихся в педагогических целях необходимо предусмотреть: перевод учащихся на более высокие уровни ее развития; формирование у них навыков психических и физических саморегуляций; развитие у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей; формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: «кем быть?», «каким стать?», необходимо решать «как жить?». Ибо цель жизни – жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.

Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Сегодня особенно актуально звучат мысли  П.Ф. Лесгафта о целях развития этой сферы: выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нем стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, управлять собой.

Гуманизм заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей, отмечу , что реальная цель школы – дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм. 

Какие сферы индивидуальности школьника развивает проектная деятельность?

Осуществляя нравственное воспитание учитель развивает в определенной мере все сферы индивидуальности: даёт  представление о морали, нравственных ценностях (интеллектуальная сфера), формирует нравственные отношения (мотивационная сфера), обеспечивает адекватные эмоциональные переживания, связанные с нравственными ценностями (эмоциональная сфера), стимулирует интенсивность нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков (волевая сфера), помогает индивиду сделать правильный и осознанный выбор нравственных идеалов и норм (сфера саморегуляции), добивается устойчивости нравственных поступков школьников (предметно-практическая сфера), формирует  уважение к человеческой личности и ее неприкосновенности – ни пальцем, ни словом, ни мыслью не оскорбить другого человека (экзистенциальная сфера). Иначе говоря, развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств.  В связи с этим  я считаю, что проектная деятельность развивает все семь сфер индивидуальности школьника.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: “участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работы проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…”.

В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников специфические умения и навыки.

  Какие умения и навыки формирует проектная деятельность?

                                       

Умения и навыки проектирования, а именно учить:

проблематизации;

целеполаганию;

планированию деятельности;

поиску нужной информации;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;

проведению исследования;

презентации деятельности и ее результатов;

самоанализу и рефлексии и т.д.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение)

- развивают мотивационную, волевую, предметно-практическую, интеллектуальную сферы;

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло) – развивают экзистенциальную , интеллектуальную, сферу саморегуляции, волевую сферу;

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других) – развивает сферу саморегуляции, интеллектуальную, волевую и т.д.;

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт) – развивает интеллектуальную, волевую сферы;

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности)  - развивают эмоциональную сферу;

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле) – развивают сферу саморегуляции;

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела)  – развивают волевую, интеллектуальную сферы.

Обучение проектированию можно начать с курса  “Учимся проектировать”. / слайд7 /

В нём предпринята попытка соотнести формирование проектных умений обучающихся с развитием, с совершенствованием сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции). Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта; способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;

помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;

способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Занятия курса “Учимся проектировать” разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Тема

Сфера индивидуальности

Умения и навыки проектирования

1

Учимся проектировать

2

Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы.

Мотивационная сфера

Проблематизация

3

Развитие воли и успешности.

Учимся ставить цели.

Волевая сфера

Целеполагание

4

Мой интеллект.

Учимся планировать.

Интеллектуальная сфера

Планирование

5

Мой интеллект.

Учимся планировать.

Интеллектуальная сфера

Планирование

6

Мои способности и проект.

Учимся применять способности.

Предметно-практическая сфера

Практическое применение знаний, навыков

7

Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать.

Экзистенциональная сфера

Коммуникативные

8

Мои чувства и эмоции.

Учимся презентации.

Эмоциональная сфера

Презентационные умения

9

Способность управлять собой.

Учимся рефлексировать.

Сфера саморегуляции

Рефлексивные умения

10

Подводим итоги.

Проектная деятельность рассматривается  мной  как инструмент развития индивидуальности обучающихся.

В своей работе я использую метод проекта. С учащимися класса выполняли следующие проекты:

а) «Сохраним красоту природы». Цель проекта – убедить людей беречь красоту природы и не истреблять лесные и полевые цветы. Защита прошла в виде устного журнала,  в ходе которого дети познакомились  с редкими растениями Саратовской области, их свойствами. Нарисовали плакаты с текстами о важности охраны этих растений. Совместно создали папку.

б) Коллективный проект «Наш Зимний сад»

ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ МИНИ - САДА ИЗ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

ГИПОТЕЗА: «Могут ль комнатные растения  не только озеленять класс, украшать его, но и  лечить  людей ?»

ВЫВОДЫ: 1) комнатные растения озеленяют класс;

2) комнатные растения  украшают класс;

3) многие комнатные растения обладают лечебными свойствами т.е.  являются докторами нашего здоровья;

ОБОРУДОВАНИЕ: растение в горке, кашпо, посадочный материал, инструменты и приспособления для цветов, журналы и книги по растениеводству

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

1.Распредели роли.

2.Сконструируйте  оформление мини – сада.

3. Используйте  набор растений из списка композиций.

4.Составьте композицию по разработанным эскизам и внесите  необходимые изменения в готовую композицию

5.Защитите свой проект.

6. Сообщите о своих результатах; докажите, что вы правильно выполнили все технологические этапы посадки черенков, отпрысков.

Выполняя коллективный проект , сначала мы обсудили тему (проблему) . «Наш зимний сад»  Как вы его себе представляете? Для чего нам нужен этот сад ?  Что необходимо ,чтобы его создать?  Что мы хотим узнать в ходе выполнения проекта? У детей развивалась мотивационная и волевая сфера развития . В ходе совместного планирования шло развитие интеллектуальной сферы развития учащихся. Распределение ролей внутри 3 групп происходило по желанию. Менеджеры организовывали работу внутри групп. Коммуникативные умения и навыки, формирующиеся у детей,  способствовали развитию экзистенциональной сферы школьника. Дизайнеры и флористы применяли свои умения и навыки в ходе разработки эскизов  композиций из горшков и их расположения на окне, сажали , пересаживали цветы.  Налицо развитие предметно - практической сферы учащихся. Выполняя задание: «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» - Какими свойствами обладают  эти растения? ( Кипр. мята, мелиса, герань душистая, пилея, каланхое и т.д. ) учащиеся учились искать, отбирать нужную информацию, развивая интеллектуальную сферу. Защита проекта – в виде выступления для определенного круга лиц. Каждая группа выбрала представителя, который  доказал гипотезу. Презентационные умения развивали эмоциональную сферу школьника. Рефлексивные умения , формирующиеся на этапе рефлексии, развивали  сферу саморегуляции учащихся. В ходе работы над проектом у учащихся формировались проектные умения. 

Формирование проектных умений  = развитию сфер индивидуальности школьника?

 Я считаю, что формирование проектных умений будет равно развитию сфер индивидуальности школьника в том случаи, когда учитель будет развивать в определённой мере все сферы индивидуальности учащегося.