Великий ученый М. В. Ломоносов
классный час (4 класс) по теме

Титоренко Людмила Андреевна

Предлагаемый материал содержит конспект и презентацию к уроку обобщению или классному часу о М. В. Ломоносове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lomonosov_prezentaciya.ppt724.5 КБ
Office presentation icon lomonosov.ppt1.48 МБ
Файл lomonosov.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Сообщение темы и целей урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

О Ломоносове узнать.

В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования.  Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)

- Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым.

На карте показать  родину Ломоносова.

1. Рассказ учителя о Ломоносове.

Петр 1 дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частые дворцовые перевороты, последовавшие за его смертью, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который, будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик по собственному желанию выучился грамоте и, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлась славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра 1; Ломоносов выпросил их и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра 1, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь ушел из дома, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Сказавшись сыном холмогорского дворянина, ему удалось поступить в Славяно –греко – латинскую академию. Ломоносова, несмотря на взрослые лета – 19 лет, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка – международного языка науки того времени. Нелегко пришлось ему на первых порах. По возрасту он был старше других учеников, которые смеялись над ним. Не хватало денег на жизнь. Но Ломоносов  с жаром принялся за учение и через пол года был переведен в следующий класс.  За пять лет он прошел курс академии, выучился латинскому и греческому языкам. Затем попросился в Киев, где по слухам, учили больше и лучше. В Киеве он нашел много книг и с жадностью прочитал их все. В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учебу в Петербург, а затеи в Германию. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около 4 лети все это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованию. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. По возращении на родину Ломоносов был определен профессором в Петербургскую академию наук. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло т дожди, что такое комета и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. Будучи уже профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось после вмешательства И.И. Шувалова, графа Воронцова и других почитателей его дарований. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается  первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

.

Закрепление изученного:

1.Чтение вопросов.

– В каком году и где родился М.В.Ломоносов? (В 1711 году неподалеку от города Холмогоры)

– Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком)

– Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (Чайка)

– Какие вопросы интересовали любознательного 10- летнего Ломоносова? (Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?)

– Во сколько Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет)

– Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви)

– Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого)

– Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? (Он решил отправиться в Москву)

– Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву? (В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву)

– Сколько лет ему тогда было? (19 лет)

– Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно – греко – латинскую академию)

– Какой язык был международным языком науки в то время? (Латинский)

– Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? (Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег)

– Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу? (В Петербург, потом в Германию)

– Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину? ( В Петербургской академии наук)

– В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк)

– Назовите его открытие. ( Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов)

– Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)

– Что сделал великий ученый для развития образования России? (По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова)

– Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль М.В.Ломоносова)

– О ком вы узнали на уроке? Можем ли мы его назвать патриотом России? Почему?

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первый русский ученый Михаил Ломоносов"

Презентация к уроку "Первый русский ученый М.Ломоносов"Видеофильм о жизненном пути великого русского ученого....

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова....

М. В. Ломоносов великий сын - великой страны.

             Предмет: окружающий мир.              Тип урока: комбиниро...

Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый.

На уроке окружающего мира обучающиеся познакомились с биографией и достижениями М.В.Ломоносова...

Первые шаги в науке "Великий ученый России" реферат на тему: " Алексей Фёдорович Лосев в городе Новочеркасске"

Целью данного реферата стало знакомство с выдающимся отечественным ученым, мыслителем, нашим земляком А.Ф.Ллсевым. В ходе работы были выполнены следующие задачи:- краткое описание биографии А.Ф.Лосева...

Презентация для 2-4 классов по теме "Великие ученые англо-говорящих стран. Исаак Ньютон"

Краткая учебная презентация об одном из самых известных ученых англо-говорящего мира Исааке Ньютоне. Может быть использована как обучающий материал, так и обобщающий по теме....

Классный час «Великий ученый России Александр Степанович Попов», 4 класс

Цель: познакомить ребят с разработкой Попова А.С., ролью радио в жизни людей....