Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО.
статья (1 класс) по теме

Костенко Елена Геннадьевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Коченёвская СОШ №2

Внеурочная деятельность,

её роль и место в учебно-воспитательном процессе

в контексте ФГОС начального общего образования.

Костенко  Е.Г.

учитель МКОУ Коченёвская СОШ №2

2012 г.

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:

- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

-обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности  значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели  и участники учебного процесса. Они же  с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком  такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ  существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха  в соответствии  с собственными способностями  и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,  реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются  невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает  содержание и форму  занятий, может не бояться неудач.

Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё  и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Новый стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;        
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;                                                                                                                                            
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;                                                                                                                          
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ("Портрет выпускника начальной школы").  

Таким образом, целью внеурочной деятельности является:

-Создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

-Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
  2. Включать учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
  4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.
  6. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.  
  7. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  8. Углублять содержание, формы  и методы  занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Ориентирами  в организации внеурочной деятельности являются:

  1. запросы родителей, законных представителей обучающихся;
  2. приоритетные направления деятельности  школы;
  3. интересы и склонности педагогов;
  4. возможности образовательных учреждений дополнительного образования.
  5. внутришкольная система дополнительного образования

Модель организации внеурочной деятельности  строится на основе:

- взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования (детской музыкальной школой, ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школой), районным детским центром «Мечта»);

- взаимодействия школы с учреждениями культуры (сельской библиотекой, районным краеведческим музеем);

- взаимодействия школы с общественными организациями (пожарная часть, воинская часть, часть МЧС, районной центральной поликлиникой);

- использования внутришкольной системы дополнительного образования.

Учащиеся

школы

Администрация школы

Классный руководитель

Взаимодействие

Обществен-ные организациии

Родители

Педагоги

Учреждения культуры

Другие учреждения дополнительного

образования

Внеурочная деятельность школы  состоит из следующих направлений:

  1. спортивно-оздоровительное: баскетбол, футбол, подвижные игры, волейбол, шахматы;
  2. духовно-нравственное: «Дарим добро», «Жизневедение»;
  3. социальное: «Все цвета кроме чёрного»;
  4. общеинтеллектуальное: «Интеллектика», «Математика и конструирование», «Развитие познавательных способностей»;
  5. общекультурное: «Вернисаж», «Эстетика», «Школа мастеров», «Бисеринка», музыкальная школа.                                                    

Проектная  деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, исследовательских работ, конкурсов, выставок.

        На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления обучающихся. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта. Для снятия усталости обучающихся имеется игровая комната с  играми, видеотехникой. После уроков обучающиеся отдыхают не только в этой комнате, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя  активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.                                                                                                                               Режим работы строится по следующей схеме: первая половина дня отводится на урочную деятельность с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня обучающиеся сначала отдыхают и обедают, а затем посещают мероприятия внеурочной деятельности.

2011-12 учебный год

Время

Распорядок дня

08.30-10.10

Урочная деятельность

10.10-10.20

Завтрак

10.20-13.15

Урочная деятельность

13.15-13.45

Обед

13.45-14.15

Прогулка

С 14.15

Внеурочная деятельность

Какова роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности?  

        1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Классный руководитель ведет  «Журнал учета занятости обучающихся внеурочной деятельностью»,  в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к  организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в «Карте учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

        2. Организация, которая предполагает:

во-первых,  совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения;

во-вторых, ведение совместно с обучающимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

  1. Анализ  результатов внеурочной деятельности:
  1. приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  2. получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  1. получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

        Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.  

Педагоги школы и педагоги дополнительного образования  стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений и, кроме того, подавляющее большинство родителей считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся.87 % родителей готовы делегировать школе права по организации досуга своих детей.

Мы ожидаем, что в  результате, на выходе из начальной школы, получим:

 

  1. увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  2. увеличение доли детей, имеющих навыки здорового образа жизни
  3. сформированное уважительное отношение к своему посёлку, школе,  чувство гордости, что я – житель прекрасной  Коченёвской земли и Новосибирской  области;
  4. развитое чувство гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
  5. более высокий уровень социальной культуры учащихся  и их родителей.

 Работа над внедрением стандарта подводит   к следующим  выводам:

  1. внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  2. внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  3. происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.

Используемая литература и источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М, Просвещение, 2010г.

          3.Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

        4. Григорьев Д.В.  «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»

       5.Задачи  внеурочной деятельности: http://s229.shkola.hc.ru/

6.http://nsportal.ru

        7. http://40421s008.edusite.ru/DswMedia/

programmavneurochnoydeyatel-nosti.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»

Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очере...

Роль инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ΧΧΙ века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых ...

Роль здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС.

Научить здоровью нельзя ,нужно воспитать в детях потребность быть здоровыми....

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования.

Внеурочная деятельность,её роль и место в учебно-воспитательном процессев контексте ФГОС начального общего образования....