Основная образовательная программа по ФГОС
материал по теме
Выступление на семинаре руководителей ОУ района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Дедовичская средняя общеобразовательная школа №2
Выступление на семинаре руководителей ОУ Дедовичского района
Балабан Татьяна Викторовна,
заместитель директора по УВР
2011 г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.
Одним из критериев готовности ОУ к введению ФГОС второго поколения является разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения. До сих пор школы, как правило, пользовались готовыми авторскими рабочими программами по отдельным предметам, курсам и дисциплинам.
Основная образовательная программа начального общего образования – новый вид ОП для образовательного учреждения. Программа - объект проектирования, участие в котором принимает весь педагогический коллектив, администрация, представители родительской общественности, дополнительного образования, МО учителей начальных классов, а не только педагоги начальной школы.
Основная программа начального общего образования разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. При формировании ООП образовательное учреждение:
- имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть ООП, увеличивая объем часов для учебных курсов обязательной части, либо вводя дополнительные учебные, интегративные курсы и образовательные модули в соответствии с потребностями детей и их родителей, а также спецификой деятельности образовательного учреждения;
- в рамках внеучебной образовательной деятельности имеет право определять для обучающихся набор клубов, секций, студий и кружков, а также общественно-полезной, социальной практики и др.;
- обязано ежегодно обновлять ООП НОО (в части состава учебных, развивающих курсов, образовательных модулей и внеучебной образовательной деятельности, установленных ОУ в учебном плане, и (или) содержания рабочих учебных программ, развивающих курсов и образовательных модулей, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом запросов детей и их родителей, а также с учетом особенностей развития региона в рамках, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом;
- обязано в рабочих учебных программах курсов и образовательных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: предметным знаниям и умениям, метапредметным умениям (ключевым компетентностям) и социальному опыту (личностному развитию);
- обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу (индивидуальную учебную деятельность) обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны педагогов;
- обязано обеспечить обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития младших школьников, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие общественного управления и участие обучающихся в различных формах внеурочной образовательной деятельности;
- в целях реализации компетентностного подхода должно предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевых игр, тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеурочной работой для формирования современного качества образования;
- обязано создать условия для получения начального общего образования детьми, имеющими отклонения в физическом и соматическом здоровье и вынужденными обучаться по индивидуальным программам или на дому.
Разработанная программа рассматривается и обсуждается на педагогическом совете ОУ, проходит внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов и утверждается коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ (управляющим Советом школы).
ООП НОО разрабатывается на четыре года и является объектом экспертной оценки при лицензировании и аккредитации ОУ в соответствии с общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО).
Рассмотрим структура образовательной программы, она содержит следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
3) учебный план НОО;
4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО;
5) программы отдельных предметов, курсов;
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;
7) программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы;
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО;
Титульный лист программы содержит:
- полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
- где, когда и кем утверждена рабочая программа;
- указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
- срок реализации данной программы;
- указание примерной программы и её авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа.
Пояснительная записка
к основной образовательной программе должна раскрывать:
- цели реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
- принципы и подходы к формированию основной образовательной программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
- общую характеристику основной образовательной программы.
Планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:
- обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценок при промежуточной аттестации;
- являются основой для разработки основных образовательных программ образовательных учреждений;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.
Структура учебного плана образовательного учреждения
В Стандарте определено, что Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам.
На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Это введение 3 –его часа физкультуры.
- Обязательная (инвариантная) часть учебного плана:
Русский язык - 4 часа
Литературное чтение – 4 часа
Математика – 4 часа
Окружающий мир – 2 часа
Технология – 1 час
Изобразительное искусство – 1 час
Музыка – 1 час
Физическая культура – 3 часа
Итого: 20 часов
2. Внеурочная деятельность – 10 часов
Программа формирования универсальных учебных действий учащихся
Программа формирования универсальных учебных действий учащихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Данную программу можно разработать в виде таблицы.
Составление рабочих учебных программ
первого года обучения
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, основывающийся на государственном образовательном стандарте, примерной или авторской программе по учебному предмету.
Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Технология разработки рабочей программы:
1. Рабочая программа составляется учителем по определенному учебному предмету на учебный год или ступень обучения;
2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины ;
3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.
Структура рабочей программы:
Структура Программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист - «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы:
- полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы
(одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы;
- пояснительная записка:
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели, задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
3. содержание тем учебного курса:
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• требования к знаниям и умениям обучающихся;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся;
- региональный компонент.
4. учебно-тематический план:
- перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
6.«Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений и навыков, а также уровень подготовленности обучающихся на различных этапах (стартовый, промежуточный, итоговый) изучения предмета.
6. Перечень учебно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
7. Список литературы - элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Утверждение рабочей программы:
1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение Программы на заседании предметного методического объединения;
- получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по УВР. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
2. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна содержать рекомендации:
- по организации урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
- ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
- формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций, гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в творческой деятельности;
- развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
- формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;
- воспитанию экологической культуры.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (далее – программа) должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программа должна обеспечивать:
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, другие вещества);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу)
и оценку эффективности деятельности школы; - позволять вести оценку динамики учебных достижений обучающихся.
ВЫВОД:
- 1. Образовательная программа не может противоречить ФГОС.
- 2. Она должна быть документом практического действия, поэтому в ней должно быть как можно меньше общих слов.
- 3. Программа должна отражать специфику образовательного учреждения, особенности запросов учащихся и родителей.
- 4. Программа должна иметь оптимальный объём; все излишние подробности лучше выносить в другие документы или в приложение.
- 5. Программа должна быть хорошо структурирована, содержание всех разделов должно быть взаимосвязано.
Методическая литература - выставка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образо...
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
ФГОС, Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования составлена в соответствии с УМК "Школа России"...
основная образовательная программа начального общего образования для 1-3 классов (ФГОС НОО)
основная образовательная программа (адаптированный к нашим условиям интернет-плагиат)...
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульской области в рамках реализации ФГОС на 2015- 2020 г.г.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульскойобласти (далее ...
Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ.
Этот материал можно использовать педагогам, которые работают с обучающимися с ОВЗ...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...