работа с отстающими детьми
статья по теме

Как спланировать урок, чтобы было комфортно каждому и даже слабому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi_uchenikami.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата современного урока

1.         Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя

2.         Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры

3.         Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства

Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Организационные основания урока

1.         Работают все и работает каждый

2.         Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого

3.         Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям

4.         Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение

5.         Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия

Система организационных правил на уроке

1.         Доводить педагогические требования до своего логического конца

2.         Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого

3.         Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо

4.         Не предъявлять детям непосильных требований

5.         Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали

Правила совместного общения на уроке

1.         НЕ произносить резких, категоричньгх суждений

2.         НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо

3.         НЕ пренебрегать мнением других

4.         НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях

5.         НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо

6.         Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого

7.         Выражать благодарность в адрес присутствующих

Этапы философского восхождения к истине

1.         Фиксируется этап обыденной действительности

2.         Определяется научное явление, скрытое в данном факте

3.         Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей

4.         Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества

5.         Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении

6.         Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни

Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.

Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока

Характеристика степени обученности учащегося

Показатель 1. Различение, распознавание.

Характеризует низшую степень обученности. Учащийся может лишь констатировать, что материал объяснялся учителем, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащегося односложны, наблюдаются попытки угадать ответ.

Показатель 2. Запоминание.

Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, однако, до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не ее смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания.  Опора на заучивание  - это одна из причин формализма в обучении.

Показатель 3. Понимание.

Может найти признаки, связи, умеет анализировать и обобщать. Применяет правила логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материал, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может   воспроизвести знания на практике.

Показатель 4. Элементарные умения и навыки

Отработано элементарное умение использовать полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила

Показатель 5. Перенос ЗУН (знания, умения, навыки) в новые ситуации.

Умеет творчески применить полученные знания в новой нестандартной ситуации, дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

1.         Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.         Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

3.         Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

4.         Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

5.         Ученик не может воспроизвести определения понятий, правил, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов с целью предупреждения неуспеваемости школьников

      ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБЫМИ УЧЕНИКАМИ

                        на 2010 – 2011 уч.год.

                              в 3 «В» классе

     Учитель : Воробьёва Татьяна Николаевна

Основные формы организации работы со слабыми

учениками:

 - индивидуальная работа на уроке;

 - работа в группе с сильным учеником;

 - работа по карточкам с дифференцированными заданиями;

 - выполнение «трудных» заданий с помощью опорных схем,

   карточек;

 - подготовка устных ответов, пересказов, правил с помощью

    памяток;

 - дополнительные занятия с учащимися в группе продлённого

    дня;

 - вовлечение учащихся в активное участие во внеурочных

    мероприятиях, жизни класса, выполнение общественных

    поручений, внеклассных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.

В этой статье рассказывается как надо работать со слабыми детьми, приведён план работы с такими детьми и описаны мероприятия по предупреждению ошибок....

Работа с отстающими детьми

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и ...

Работа с отстающими детьми в начальной школе.

Работа с отстающими детьми в начальной школе....

Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.

Работа со слабоуспевающими  и отстающими детьми....

«Эффективные приемы работы с отстающими детьми»

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.     Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень вы...