Развитие орфографической зоркости в начальных классах
материал по теме

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_v_nachalnyh_klassah.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 6

 

Развитие орфографической зоркости

в начальных классах

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №6

Лысенко О. В.

2012

Развитие орфографической зоркости

в начальных классах

      Проблема формирования прочных орфографических навыков учащихся начальных классов неизменно остаётся актуальной. Причин этому множество: недостаточно развитые фонематический слух и орфографическая зоркость: умение сопоставлять произношение и написание, находить в слове область применения орфографического правила, отсутствие необходимого количества тренировочных упражнений (орфографическая работа требует больших затрат учебного времени).

      С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, и состоит орфографическая зоркость.

      Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.  Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.  Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение имеет орфографическое проговаривание.       Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

      Наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

      Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.

      Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся работа над слогом и словом, развивается фонематический слух.

      Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

      В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы» , но допускают ошибки на тоже правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу; т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

      Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его  зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так,  как надо писать. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.

Зрительный диктант - эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся, его цель – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова,  закрыть глаза и представить это слово. Текст на время закрывается, и дети еще раз проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он имеет право оставить пропуск на месте сомнительной буквы.

Списывание. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв и т.п. Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми составляем  алгоритм списывания:
1. Прочитай слово (предложение).
2. Повтори слово (предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте).
4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано. 
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное (читай по слогам; подчеркни орфограммы; сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

Особое внимание следует уделять и  выборочному списыванию, так как оно является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

3.     Спиши слова определённой части речи  и т.п.

Письмо с пропусками - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;

 «Диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать выбор ее написания;

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя исправят, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (чтение задач, правил и т.д.).

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.     Комментированное письмо - один из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверять их орфографические навыки.  Ученик должен, прежде всего, найти орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся.

      Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, т.к. дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте. А некоторые подчеркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у.

Диктант “ Проверяю себя”. Учащимся даётся возможность спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Проблема в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Преимущество диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

      Работа со словарями также необходима на уроках. Сначала происходит знакомство с орфографическим словарём, затем со словарями других видов.

Какографические упражнения - упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Работа над ошибками. При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются, вместо этого учитель ставит на полях палочку,  а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, ищет ошибки в той строке, где на полях поставлена палочка, выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками. После того, как работа над ошибками выполнена, выставляется отметка.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант. Дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания этих слов проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова, после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками, далее работы сдаются на проверку учителю.

      Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Литература

  1. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов» Н Челны 1997г
  1. Начальная школа плюс До и После. - 2010г. -  №1.
  2. Начальная школа плюс До и После. - 2010г. -  №2.
  3. Начальная школа плюс До и После. - 2011г. - №2.
  4. Начальная школа плюс До и После. - 2011г. - №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости в начальных классах.

Описание передового педагогического опыта учителя....

Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Из опыта работы.

В статье рассказывается об используемых мною приёмах по развитию орфографической зоркости учащихся....

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова......

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония»....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов

Виды упражнений для развития орфографической зоркости....

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной ...

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

Развитие орфографической зоркости в начальных классах...