Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
методическая разработка (1 класс) по теме

В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichitelnye_osobennosti_uchebnikov_1_klassa.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

  Отличительные особенности  комплекта учебников развивающей    Образовательной системы «Школа 2100»                        

                                             для 1 класса.

      Подготовила выступление: учитель 1 класса «Б» Бабурова О.А.

Цель: познакомить участников семинара с учебниками для 1 класса развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Задачи: 1. Знакомство с отличительными особенностями учебников 1 класса                      развивающей Образовательной программы «Школа 2100»;

               2. Рассмотреть на примерах конкретных заданий, какие УУД формируются в процессе обучения по данным учебникам.

План выступления:

  1. Отличительные особенности учебника «Букварь» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной и прописей Мои волшебные пальчики» О.В.Прониной.
  2. Отличительные особенности учебника «Математика» Т.Е.Демидовой, .С.А.Козловой и А.П.Тонких.
  3. Отличительные особенности учебника «Я и мир вокруг» (окружающий мир) А.А.Вахрушева, О.В.Бурского и А.С.Раутиан.
  4. Подведение итогов. Рефлексия.

             Содержание выступления.

1. Обучение грамоте, письмо.

1.В «Букваре» и прописях «Мои волшебные пальчики» предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:

а). Необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;

б). Частотностью употребления этих букв в словах;

в). Возможностью сразу составлять и читать слоги и простые слова;

г). Особенностями начертания букв.

Пример из «Букваря» и прописей. Рефлексия: какие УУД формируем? (с.34-35)

      2.  Возможность проводить комбинированные уроки чтения и письма.

Пример из «Букваря» и прописей. . Рефлексия: какие УУД формируем?

  1. Значительное обогащение словарного запаса учащихся. (с.140)

Примеры из «Букваря». . Рефлексия: какие УУД формируем?

  1. Ознакомление детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии. (с.64 – предлоги, наречия; с.54 – местоимения; с.94 – однокоренные слова, правописание парных согласных)

Примеры из «Букваря» и прописей. . Рефлексия: какие УУД формируем?

  1. Принцип минимакса. Задания рассчитаны на детей с разной подготовкой.

Примеры из «Букваря» и прописей. . Рефлексия: какие УУД формируем?

  1. Возможность использовать на уроках групповую работу, работу в парах, технология продуктивного чтения.

Примеры из Букваря . . Рефлексия: какие УУД формируем?

Рефлексия: Формирует ли содержание «Букваря» все УУД?

2. Математика.

1. Учебник написан таким образом, что, работая с его заданиями, дети вступают в диалог с авторами учебника, друг с другом и с персонажами, вместе с которыми они учатся. Эти персонажи почти ничего не знают и не умеют. Задача школьников – помочь им научиться. Поэтому на уроках дети отвечают на их вопросы, пытаются объяснить то, чего они не знают, вместе с ними находят выход из затруднительных ситуаций. При этом, находясь в положении учителя, дети сами глубже понимают предмет объяснения. Они учатся не только находить значения выражений, решать уравнения и задачи, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать.

Система заданий учебника направлена как на развитие вычислительных навыков, навыков чистописания и черчения, так и на развитие мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии.

2. Большое количество этих заданий близки к игровым: «Какие фигуры спрятал чёрный ящик?», «Найди лишний предмет», «Отгадай слово», и др. Как известно, дидактическая игра является одним из эффективных путей возбуждения познавательного интереса. Она также приучает ученика размышлять, видеть главное, обобщать, развивает его мышление, память, способности.

3. Принцип минимакса. В учебнике представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме.

Примеры из учебника. Какие УУД формируются.

4.Появление содержательного  компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

В линии «Элементы стохастики» программой предусмотрено обязательное рассмотрение построения таблиц, работа со строками и столбцами, а также организация перебора вариантов при решении некоторых занимательных задач.

В линии «Занимательные и нестандартные задачи» программой предусмотрено обязательное рассмотрение числовых головоломок и арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию. Решение числовых головоломок начинается при изучении сложения и вычитания чисел первого десятка. Система заданий построена по нарастанию сложности. Пропедевтически в этой линии рассматриваются задачи на разрезание и составление фигур, задачи с палочками, арифметические лабиринты, математические фокусы, логические задачи на упорядочение и т.п.

  1. Большое место в учебнике занимает геометрический материал. Работа начинается со знакомства с кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником, овалом; далее последовательно рассматриваются такие фигуры, как точка, прямая и кривая линии, луч, отрезок, ломаная, угол (с выделением прямых и непрямых углов). Пропедевтически рассматривается периметр треугольника, квадрата, прямоугольника и многоугольника как длина замкнутой ломаной линии.

Примеры из учебника. Какие УУД формируются.

6.Возможность работы в парах и в малых группах.

Примеры из учебника. Какие УУД формируются.

7.Элементы алгебры (уравнения).

Примеры из учебника. Какие УУД формируются.

Рефлексия: даёт ли содержание учебника возможность формирования всех необходимых УУД?

3.Окружающий мир.

1. Диалог с авторами учебника, персонажами, вместе с которыми дети учатся (Миша и Лена). (См. п.1 в Математике)

1.Принцип минимакса. Учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут воспринять, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить.

Примеры из учебника и рабочих тетрадей. Какие УУД формируем?

2.Основная задача – не сообщение новых знаний, а систематизация жизненного опыта ребенка и применение его для ориентации ученика в окружающем мире. В учебнике помечены синим кружочком задания, которые учат работать с информацией и познавать мир. К ним нет прямых подсказок в тексте учебника, школьнику придется поразмышлять. (с.79 – пословицы) Серым кружочком помечены задания, на которые можно найти ответы в тексте. (с.48)

Примеры из учебника. Какие УУД формируем?

3.Использование технологии проблемного диалога – создание проблемной ситуации. Ребята осваивают умение решать проблемы на примере отдельных проблемных вопросов, которые помечены в учебнике значком ?! (с. 50 – Почему большинство птиц улетает на зиму?)

Пример из учебника. Какие УУД формируем? (познавательные)

4. Возможность работы в паре или группами, задания помечены специальным значком. (с. 18, 20) Какие УУД формируем? (коммуникативные)

5. Возможность оценивать свои и чужие поступки – красный кружочек. (с.78) Какие УУД формируем? (личностные)

6. Возможность самостоятельной работы – значок микроскопа (с.49).

Рефлексия: Какие УУД формируются у ребенка на уроках окружающего мира при работе с учебником «Я и мир вокруг»?

4.Подведение итогов.

Проанализировав содержание учебников математики, обучения грамоте и окружающего мира Образовательной системы «Школа 2100», какой вывод мы можем сделать? Формирует ли содержание учебников все необходимые  УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебника " Русский язык" А.В. Поляковой для 1 класса

Данный материал раскрывает особенности учебника " Русский язык" А.В.Поляковой для 1 класса. Автор статьи на протяжение многих лет работала по этому учебнику, ею накоплен огромный материал, проведен тщ...

Выступление на тему "Особенности процесса обучения в информационном обществе"

Из этого материала можно узнать, как правильно организовывать учебный процесс в условиях информационного общества...

Особенность учебников русского языка по программе «Перспективная начальная школа»

Статья "Особенности учебников  русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...

Выступление на педсовете "Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах"

В выступлении раскрываются особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах, требования к результатам освоения ООП, к структуре ООП, к условиям реализации ООП. Также рассматриваются некоторые разде...

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА " РУССКИЙ ЯЗЫК" Р.Н. БУНЕЕВ, Е.В. БУНЕЕВА 3 класс.

Мне нравится работать по учебникам этих авторов....

Статья "Особенности учебников по русскому языку по программе "Перспективная начальная школа"

В данной статье рассматриваются методические особенности построения учебников русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...