Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».
материал на тему

Логинова Оксана Руслановна

анализ профессиональной компетентности педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян, россиян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_o_russkih_obychayah._tradiciyah_iskusstve.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

   Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

Цель: анализ профессиональной компетентности педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян, россиян.

До начала деловой игры необходимо подготовить аудиторию, в которой свободно разместятся микрогруппы педагогов  и аналитиков (жюри деловой игры).

Материалы и оборудование: слайдпроектор, нетбук, презентация, доска с маркерами для записи результатов,

  1. Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. 

Жюри следит за правильностью ответов и оценивает педагогов по следующим критериям:

За правильные ответы:

5 баллов – полный, развёрнутый правильный ответ на вопрос;

3 балла – ответ частично правильный, но неполный;

0 баллов – нет ответа.

Каждая микрогруппа педагогов получает вопрос, на который нужно подготовить ответ  не более чем за  30 секунд

Первое задание – Русская кухня

  1.  1.Без  какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
  2. 2.Как  назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
  3. 3.Какое блюдо солят трижды? (Пельмени.  Соль кладут в тесто,  начинку и при варке)
  4. 4.Что такое кулебяка? (пирог с рыбой)
  5. 5.На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это значило? (Приглашение на праздник).
  6. 6.Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы? (блины).

Второе задание – народное декоративно-прикладное искусство.

  1. 1.Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, жёлтый, золотой).
  2. 2.Эту игрушку делали из отходов дерева, её не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
  3. 3.Первая такая игрушка  была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.    Что это за игрушка? (Матрёшка)
  4. 4.Основную массу изделий  этих  мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Что это за игрушки?  (филимоновские игрушки)
  5. 5. Художественные изделия из этого материала - оригинальный  вид народного творчества. С давних пор этот материал  привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность. Что  это за материал? Как назывался промысел? (Береста. Берестяной промысел)
  6. 6.Эта роспись - древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие этой росписи от других  - обилие красок, яркие и ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов и птиц и др. элементов. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии. Назовите эту роспись. (Жостовская роспись).

Далее  познакомить педагогов с:

Основные виды декоративно-прикладного искусства

  1. Батик 
  1. Холодный батик
  2. Горячий батик
  1. Гобелен
  2. Нитяная графика
  3. Кружевоплетение
  4. Художественная резьба 
  1. Резьба по камню
  2. Резьба по дереву
  3. Резьба по кости
  1. Керамика
  2. Вышивка 
  1. Древнерусское лицевое шитье
  1. Вязание 
  1. Вязание крючком
  2. Вязание спицами
  1. Макраме
  2. Ковроделие 
  1. Ворсовый ковёр
  2. Безворсовый ковёр
  1. Ювелирное искусство
  2. Лаковая миниатюра 
  1. Палехская миниатюра
  2. Федоскинская миниатюра
  3. Холуйская миниатюра
  4. Мстерская миниатюра
  1. Художественная роспись по дереву 
  1. Городецкая роспись
  2. Хохлома
  3. Мезенская роспись по дереву
  1. Художественная роспись по металу 
  1. Жостовская роспись
  1. Художественная роспись по керамике 
  1. Гжель
  2. Дымковская игрушка
  3. Филимоновская игрушка
  1. Художественное вырезание из бумаги
  2. Художественная обработка кожи
  3. Художественная обработка металла 
  1. Христианская оловянная миниатюра
  2. Художественная ковка
  3. Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
  4. Художественное литье из чугуна
  1. Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  2. Работа со стеклом 
  1. Витраж
  2. Витражная роспись
  3. Мозаика
  1. Набойка
  2. Бисероплетение
  3. Песочное шоу

Обратить внимание педагогов на разнообразие искусства, предложить по желанию познакомиться с основами искусства на сайте wikipedia.org

Третье задание - Описание русских   народных   праздников, календарных российских праздников.

Угадать название праздника по картинке.(5 баллов) Вторая попытка даётся с подсказкой(3 балла) Выделенные части  большого текста содержатся в презентации.

Масленица.

Народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.

Коляда́ (также Каляда, Коледа) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству  и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Новый год — один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года.

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одним из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Но по-настоящему всероссийским праздником Новый Год стал в ХХ веке. Традиций празднования Нового Года в России довольно много. От времен славянского язычества были унаследованы народные гулянья, ряженые, скоморохи и шуты, новогодние гадания. Православные традиции принесли традиционные украшенные ели, новогодние колядки. Эпоха Петра Первого и последующих правителей-реформаторов принесла фейерверки, Санта Клауса и новогодний стол. При этом зарубежные веяния обычно русифицировались. Так Санта Клаус быстро отождествился с Дедом Морозом, утратил оленей, но приобрёл себе помощницу внучку Снегурочку, появившуюся в советские времена. Именно в советское время обязательными атрибутами нового года стали: шампанское, мандарины на столе, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов и торжественная речь государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

День Победы — праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 19411945 годов. Отмечается 9 мая. Праздничные шествия в честь Дня Победы традиционно проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

«Международный день защиты детей» (англ. «International Children's Day») — отмечается ежегодно 1 июня. Был учрежден в ноябре 1949 года в столице Франции городе Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые «Международный день защиты детей» отмечался в 1950-м году. Праздник, отмечаемый 1 июня, не зря носит название День Защиты Детей. «От улыбки станет всем светлей» поётся в доброй детской песенке, и, действительно, порой одной чистой детской улыбки достаточно, чтобы растопить сердце вечно занятого и усталого взрослого. Как это не печально, в мире миллиарды детей, которые больше других нуждаются в защите и помощи. У них слишком редко бывает повод для улыбки и их детство нельзя назвать счастливым. Подарить  детям повод для улыбки – значит сделать мир светлее, а детей счастливее.

Четвёртое задание – Творческие знатоки поэтических образов птиц, славянского мира зверей.

Педагогам жестами и мимикой показать образ, другим микрогруппам педагогов  надо угадать кто это, по показу и описанию.

1.Эта птица (мужского рода) жила до трёхсот лет и могла приносить живую и мёртвую воду.(ворон)

2.В крестьянском быту эта птица почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Это изображение и сейчас встречается на крышах домов(петух).

3.Загадочная птица, народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц(сова).

4.По преданиям. Это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес(медведь).

5.В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека»(конь).

6.Это животное считается спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлёное животное. С ним связано множество примет и пословиц (кот,кошка).

Пятое задание – знатоки русского быта и музыкального мира.

1.Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство(Лучина).

2.Универсальный предмет мебели в русской избе для того чтобы сидеть, а иногда и спать(скамья).

3.Назовите самую распространённую  на Руси обувь у бедняков(лапти).

4.Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (балалайка).

5.Как называется самый популярный жанр русской народной песни?(частушка)

6.Назовите самый распространённый русский народный  деревянный инструмент, имевшийся раньше в каждом доме (деревянные ложки).

После проведённых конкурсов жюри подводит итоги.

Проводим рефлексию «Ладошки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по русскому языку 4 класс

Деловая игра по русскому языку на уроке  обощения по теме "Глагол". Урок построен в виде деловой игры, заседание редакционного совета газеты. На уроке ведется проектная работа по созданию по...

Деловая игра по русскому языку в 4 классе.

Урок создан в форме деловой игры. Используются методы: работа в группах, наглядный, проблемный....

Деловая игра "Знатоки русского языка"

Урок русского языкав 3-м классе "Морфемный разбор" с использованием игровых технологий....

Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.

Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса,  помогает ученикам  проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....

Деловая игра по русскому языку

Командная игра по русскому языку для 3 класса...

Деловая игра по русскому языку "Знатоки русского языка" 3 класс

Презентация к деловой игре "Знатоки русского языка"...

Деловая игра. Урок русского языка в 4 классе

Тема "Роль имен существительных в речи"...