«Проектная деятельность в начальной школе».
статья по теме

 

проектная деятельность по выбранной теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_nachalnyh_klassov_po_teme.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО начальных классов по теме:

«Проектная деятельность в начальной школе».

Изменения в Российском образовании  требуют учителя нового подхода к процессу обучения. Новые стандарты второго поколения предполагают, что не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личности значимых качеств, в процессе выполнения учебного проекта.

Проектная деятельность позволяет выйти за рамки школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Для детей с пониженной мотивацией к обучению проектная деятельность особенно актуальна. У многих детей в классе есть огромное желание работать индивидуально, когда ребёнок не взаимодействует с одноклассниками. Речь у таких детей значительно отстаёт, недостаточен для успешного обучения активный словарь. Многие родителя отстраняются от школьной жизни своих детей, поэтому была необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной предметной деятельности каждого ребёнка. Участие в проектной деятельности по выбранной теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций:

-исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-оценочные (оценивать ход, результат своёй деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему необходимо научиться?»;адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

План разработки урока-проекта

1. Тема

2. Проблема: Что мы знаем о…..? Как можно ознакомить с этим других?

3. Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

-развитие у детей творческих способностей;

-повышение мотивации к обучению;

-повышение самооценки учащихся;

-приобщение родителей к совместной деятельности.

Задачи:

1.Разширить кругозор детей о……

2.Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.

3.Развивать у детей способность к созданию определённого продукта, уметь презентовать свой творческий труд.

4.Развивать коммуникативные навыки.

5.Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.

6.Воспитывать бережное отношение к …., патриотизма, гуманного отношения к окружающим.

Форма работы – метод учебных проектов.

Время работы над проектом 2-3 недели

Режим работы: использование учебных часов ( уроков окружающего мира, уроков ИЗО, технологии, музыки), дополнительные занятия.

Дополнительно привлекаемые участники: учитель музыки, школьный библиотекарь, родители.

План работы над проектом.

Первый этап. Подготовка

Предварительная подготовка учителя:

  1. Выбор темы и формирование задач проекта;
  2. Продумать ключевые понятия темы;
  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;
  4. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;
  5. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп;
  6. Консультация для родителей.

          Второй этап. Проектирование.

  1. Сообщается тема проекта « ………….»
  2. Предлагается создать проект книги для детей или презентацию. Какую бы вы хотели создать, чтобы были интересной для ребёнка (оформление, содержание).
  3. Классу можно предложить объединиться в творческие группы и выбрать, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.
  4. Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

 Тема совместного проекта определяется за 2-3 недели до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;

Учитель создаёт необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на группы, помогает формулировать тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала , помогает составить презентацию .

Ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы.

Учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу.

Ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения.

Ход урока

Третий этап. Практический.

Дети рассаживаются по своим группам.

В каждой группе своё задание

I Группа – тема……….

II Группа – тема………

III Группа – тема ………. и т.д.

Вступительное слово учителя (………..)

Помните, что конечный результат зависит от деятельности каждого члена группы, а самое главное- качество работы.

Итогом работы должно быть создание книги для детей и выставки для учащихся начальной школы.

Сообщение темы проекта.

Для направления деятельности учеников разрабатываются памятки начинающего исследователя.

  1. Выбери тему исследования
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
  3. Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  4. Поработай с источником информации, найди ответы на свои вопросы.
  5. Сделай выводы.
  6. Оформи результаты своей работы.
  7. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

          Определив задачи, учащиеся обсуждают ход работы, этапы её выполнения. Варианты проекта сопровождаются рисунками, краткими описаниями, схемами, ребусами. Каждая группа обсуждает информацию по теме, выбирает базовый вариант. Учитель помогает составить план действий.

Группы работают по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?».

Четвёртый этап. Защита проекта. Презентация.

Выступление 1 группы

В группе распределены роли. Каждый рассказывает  рассказ по выбранной теме в рамках определённой темы.

Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Выступление 2 группы.  Так выступают все группы

Пятый этап. Результаты.

Результат работы групп – создание книги, рефератов по теме, галерея детских рисунков. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Шестой этап. Оценка результатов.

Участники делятся мнениями, отвечают на вопросы:

-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?

-Разнообразны ли были идеи?

-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

-Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

-Чему научились?

-Что нового узнали?

-Что не получилось?

-Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?

-Кто был наиболее активен?

-Чья работа наиболее понравилась? Почему?

Как и над чем надо ещё поработать?

Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчета о проделанной работе.

Заключение.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка.

Раскрывается творческий потенциал каждого учащегося, каждый ученик публично демонстрирует достигнутый результат, дети могут выступать в различных ролях. Развивается кругозор детей, активизируется мыслительная деятельность.

Процесс и результат проекта приносит детям удовлетворение, радость, переживания успеха, происходит осознание собственных умений.

К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

-рост познавательной, творческой активности учащихся;

-раскрытие их творческого потенциала;

-формирование самостоятельности и ответственности;

-повышение мотивации к обучению;

-активное вовлечение родителей;

-расширение кругозора учащихся;

-создание условий для отношений сотрудничества.

Иногда бывают и отрицательные моменты, когда дети переоценивают свои собственные силы, не все доводят дело до положительного момента.

Литература.

1.Исследоваткльская и проектная деятельность школьников. Журнал Начальная школа – 2007 год №9.

2.Метод поректов. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Начальная школа – 2006, №10.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....