Учебная деятельность без домашнего задания
статья по теме

В нашей гимназии проходил "круглый" стол.Камнем преткновения стал вопрос:"Обучение без домашнего задания:за и против".Оппонентами выступали учителя, родители и сами ученики.Моя статья отображает мое видение по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_deyatelnost_bez_domashnego_zadaniya_-_kopiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

     учебная деятельность без домашнего задания

Литяйкина Т.Н.

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Для начала нужно разобраться, а для чего вообще  дается задание на дом? Какова его роль в обучении и образовании ребенка? Для всех ли возрастных категорий это приемлемо?

Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

В педагогической науке принято выделять несколько функций домашнего задания:

-  Выравнивание  знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему                                                       - Стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме

 - Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и    ответственности за выполняемое учебное задание.                                                                                                                                      А учитывая специфику обучения в начальной школе, хочется добавить и еще одну, более прозаическую функцию – практические навыки обучения, становление ребенка как ученика, как полноправного участника образовательного процесса.

Так почему же так важно для ребенка выполнять домашние задания?

Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  1. воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  2. овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  3. формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  4. формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

А теперь, давайте перечеркнем все вышеизложенное и отменим домашние задания!                                                                                                                                     Еще очень долго  придется взывать к сознательности тех учеников, которые с радостью воспримут это известие!

Очень скоропалительное это может быть решение.  Возможно, должно пройти какое-то время ,с учетом новых требований ФГОС , когда мы научим детей ощущать потребность и ответственность в самостоятельном получении новой информации, в углубленном изучении темы (причем самоосознанно!), вот тогда сама по себе безболезненно  ( причем для обоих участников образовательного процесса)отпадет проблема с домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Совет родителям

Как помочь ребёнку, а не навредить в выполнение домошних заданий.  Совет  родителям:·      Не  превращайте  выполнение  ребёнком  домашних...

Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника

о важности выполнения домашнего задания, материал для родителей...

"Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника".Родительское собрание.

Задача собрания показать родителям значение учебной домашней работы школьника в умственном труде, выявить особенности   выполнения домашних заданий   по отдельным предметам....

Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"

quot;Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"...

Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС

Виды домашних заданий (по дидактическим целям). Рекомендации по объему и содержанию домашней работы. Дифференцированные домашние задания. Нетрадиционные формы домашнего задания....