Учебная деятельность без домашнего задания
статья по теме
В нашей гимназии проходил "круглый" стол.Камнем преткновения стал вопрос:"Обучение без домашнего задания:за и против".Оппонентами выступали учителя, родители и сами ученики.Моя статья отображает мое видение по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учебная деятельность без домашнего задания
Литяйкина Т.Н.
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Для начала нужно разобраться, а для чего вообще дается задание на дом? Какова его роль в обучении и образовании ребенка? Для всех ли возрастных категорий это приемлемо?
Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
В педагогической науке принято выделять несколько функций домашнего задания:
- Выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему - Стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме
- Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. А учитывая специфику обучения в начальной школе, хочется добавить и еще одну, более прозаическую функцию – практические навыки обучения, становление ребенка как ученика, как полноправного участника образовательного процесса.
Так почему же так важно для ребенка выполнять домашние задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
- формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
А теперь, давайте перечеркнем все вышеизложенное и отменим домашние задания! Еще очень долго придется взывать к сознательности тех учеников, которые с радостью воспримут это известие!
Очень скоропалительное это может быть решение. Возможно, должно пройти какое-то время ,с учетом новых требований ФГОС , когда мы научим детей ощущать потребность и ответственность в самостоятельном получении новой информации, в углубленном изучении темы (причем самоосознанно!), вот тогда сама по себе безболезненно ( причем для обоих участников образовательного процесса)отпадет проблема с домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Совет родителям
Как помочь ребёнку, а не навредить в выполнение домошних заданий. Совет родителям:· Не превращайте выполнение ребёнком домашних...
Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника
Родительское собрание в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-327535-1383215330.jpg)
Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника
о важности выполнения домашнего задания, материал для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-214100-1362331730.jpg)
"Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника".Родительское собрание.
Задача собрания показать родителям значение учебной домашней работы школьника в умственном труде, выявить особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013898-1519060235.jpg)
Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"
quot;Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1077853-1541335412.jpg)
Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС
Виды домашних заданий (по дидактическим целям). Рекомендации по объему и содержанию домашней работы. Дифференцированные домашние задания. Нетрадиционные формы домашнего задания....