Доклад "Система работы учителя школы 1 ступени обучения по реализации ФГОС НОО 2 поколения"
статья (1 класс) на тему

Смирнова Юлия Павловна

Выступление на педсовете, МО  сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sistema_raboty_uchitelya.zip1.94 МБ

Предварительный просмотр:

   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов № 56»  города Курска

Система  работы  учителя школы  1 ступени обучения

по реализации  ФГОС
начального  общего  образования  2 поколения

                                                                                                     подготовила

                                                                                                     руководитель методического объединения

                                                                                                     учителей школы 1 ступени обучения,

                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                     высшей квалификационной  категории

                                                                                                     Смирнова Юлия Павловна

               

 

Курск

  2013 г.

  Второй год наша начальная школа работает в условиях   внедрения ФГОС  второго  поколения,  а  в  частности  учителя,  работающие  в 1 и  2  классах.

      Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;  преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.  Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса детской личности.

 Я  хочу   познакомить   учителей  основной  школы  с  работой  учителей  начальных  классов по реализации  ФГОС  НОО.

     Тема, над которой работает методическое  объединение  учителей школы 1 ступени  обучения:  «Формирование творческого потенциала учителя в процессе обеспечения личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках внедрения ФГОС НОО».

Что является отличительной особенностью ФГОС НОО?

       Отличительной особенностью ФГОС НОО является его   деятельностный

характер, ставящий главной целью развитие личности   обучающегося.               Система образования отказывается от традиционного представления результатов   обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта   указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения,  т. е.  универсальные  учебные  действия.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде

личностных,   метапредметных    и   предметных результатов.

       Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших основную образовательную программу начального общего

образования:

       личностным, включающим готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные

качества; сформированность основ гражданской идентичности.

       метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,

составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

       предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения

учебного предмета опыт специфической для данной предметной области

деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

    Все  эти  УУД  чётко  отражены  в   рабочих  программах   по  предметам  учителей  1  и 2  классов  нашей  школы,  которые  составлены  на  основе   нормативных  документов ФГОС  НОО.

 

  В  разделе  рабочей  программы «Календарно-тематическое  планирование»   на  каждый  урок  учитель   указывает,  какие  УУД  должны  быть сформированы .    А в   конспекте    -  и  на каждом  этапе  урока   прослеживается  формирование УУД.

     Важным элементом формирования универсальных учебных действий

 обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в

информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование

способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование

современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому

в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ- компетентности.

Все  учителя  нашей  начальной  школы  прошли  курсовую  подготовку «Компьютерные  технологии  в  обучении» и  готовы  творчески  работать  в  этом  направлении,  но из-за   отсутствия  компьютерного  оборудования  это  является    проблемой  № 1, что   не  позволяет   реализовать  требования ФГОС   НОО в полном объёме , отсюда  вытекает

 методическая  проблема  МО учителей начальных классов 

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках»

        

Одним  из  этапов  реализации  ФГОС  НОО  является  внеурочная  деятельности,

Под внеурочной деятельностью   следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

     Формы могут  быть  различны: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы»,  конференции, диспуты, КВНы,   школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования

 Внеурочная деятельность  организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В нашей  школе  по  этим  пяти  направлениям  работают  различные кружки.

     Духовно-нравственное. Кружки: «Лучик», «Истоки», «Растим патриотов  России», «Мы- граждане  России», «Любим природу».

Социальное. Кружки: «Забота», «Психологическая азбука», «Дорожная  азбука»

Спортивно-оздоровительное. Кружок: «Здоровячок»

Общеинтеллектуальное. Кружки: «Всезнайка», «Создаём проекты», «Развивайка», «Эрудиты», «Родное слово», «Занимательная математика».

 Общекультурное. Кружки: «Этика», «Театр»,  «Весёлые  нотки», хореографические  кружки «Вдохновение», «Задорный  каблучок», изостудия «Волшебная палитра»

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).   Внеурочная  деятельность  должна  дать  возможность  каждому  ребёнку  реализовать  себя  как   личность,  открыть  в себе  новые  способности,  проявить свою  инициативу, творчество,  компетентность,  достичь  определённых  результатов.

       Об  этом говорится   в   Концепции   духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где   сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –  Новая цель образования:   воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и  развития высоконравственного, ответственного, творческого,   инициативного, компетентного гражданина России

   Остановлюсь  на  программе  общеинтеллектуального  направления Общеинтеллектуальное   направление   внеурочной деятельности   в школе  тесно связано   с основным образованием и является его логическим продолжением,   неотъемлемой частью школьного  образовательного   пространства.  Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели  и участники учебного процесса. Они же  с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность.     В  этом  направлении  я  разработала  программу     «Всезнайка» на 4 года.  Первая  ступень – «Хочу  всё  знать»  направлена  на   более  подробное  знакомство  с  окружающим  миром.  

Во  2  классе  эта  работа  продолжится   по  направлению    «Мы - друзья природы»   В  3   классе – работа по   краеведению   «Мой    край»,      4 класс   -  «Я на  планете Земля»

      Внеурочная  деятельность, связанная с изучением курса  «Окружающий  мир», предусматривает  большое  количество  экскурсий, в ходе  которых    может    быть    организована   исследовательская    проектная   деятельность.  

 Данная  программа  предполагает

 Ожидаемые результаты.

  1. Приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе.
  2. Развитие ценностных отношений к родному Отечеству,  родной природе.
  3. Приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.

  Работая  в этом  направлении,   хочу  отметить  эффективность  этой  работы:

  1. Изучение изменений в личности школьника- субъекта внеурочной деятельности
  2. Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности
  3. Изучение профессиональной позиции педагога – организатора внеурочной деятельности

   В заключении  хочется  отметить,  что  стандарт   для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.

   Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Таким образом, работая  в 1 классе,  хочется  отметить, что  новый  стандарт даёт возможность  каждому  ученику  раскрыться,  стать самостоятельным,  эрудированным,  инициативным, коммуникативным , что требует  современное общество,  и   задача  учителя – убедить  учеников, их   родителей в необходимости   развития  этих качеств, работая  над  внедрением  стандарта  второго  поколения.

Литература:

  1. Григорьев Д.В.,  Кожурова О.Ю., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности в школе. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей. М.: Просвещение, 2011
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

Моделирование муниципальных мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО второго поколения на 1 ступени обучения

Презентация. Моделирование муниципальных мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО второго поколения на 1 ступени обучения....

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (начальная ступень обучения)

Психолого-педагогические исследования, а также практика  обучения показывают, что все дети нуждаются в оценке их  учебно- познавательной деятельности. Педагогически правильно построенная ...

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения...

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней ступенью обучения

С какими трудностями сталкиваются учащиеся при переходе из начальной школы в среднюю и как их преодолеть (на примере уроков английского языка)...