Инновационные технологии в начальной школе
методическая разработка (4 класс) по теме

Назаренко Светлана Ивановна

Знакомство с новыми  технологиями обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в начальной школе.

Ляхова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением

 отдельных предметов».

Назаренко Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением

отдельных предметов».

     В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие современной педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

 Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

   Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование же несет собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования.

    Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании с использованием элементов компьютерных технологий дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление  учебным процессом.

      Все современные  технологии  обучения  в качестве важного компонента содержат применение элементов информационных технологий. В тематическое планирование включается перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. В нашей школе  все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами. При планировании урока применяется иллюстративный материал, тренировочные или контрольные задания на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями. Применение элементов компьютерных технологий индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

      Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, учитель может оптимизировать работу в группах. Особый эффект  дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках по ознакомлению с окружающим миром. При проведении динамических учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером.  Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, создает благоприятную психологическую атмосферу ситуации учения. Школьникам, выполняющим общие для всех задания качественно и быстро, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

      Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускавших занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, предложив им познакомится с изучаемым материалом, кратко и структурировано изложенным в компьютерных обучающих программах, во время проведения природоведческой разминки, фронтального опроса или повторения изученного Безусловно, использование компьютера и др. технических средств обучения возможно применять только при условии соблюдения гигиенических норм и требований к ним.

       Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. В нашей школе успешно используется соединение элементов компьютерной технологии с проектно-исследовательской работой.    

     Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

  Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение  планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем  составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.

  При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  1. З а д а ч и: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить.
  2. М е т о д ы: виды деятельности.
  3. Р е з у л ь т а т: проектная  деятельность успешно сочетается с исследовательской.

 Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

  Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.  

 Планирование проектной деятельности предполагает:

  1. определение источников информации;
  2. определение способов сбора и анализа информации;
  3. итоговый продукт (формы представления результата);
  4. выработку критериев оценки результатов работы;
  5. распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  1. подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  2. посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  3. спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  4. посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  5. используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  6. понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  7. провести эксперимент и записать план и результаты.

  В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

  Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности:   в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

       Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в начальной школе

Данный материал можно использовать на заседании метадической кафедры в начальной школе....

Инновационные технологии в начальной школе.

Инновационные технологии в начальной школе....

Инновационные технологии в начальной школе.

Инновационные технологии в начальной школе....

презентация "Инновационные технологии в начальной школе"

Инновации как педагогические технологиии внутри обновленного учебно- воспитательньгь процесса привлекают сегодня внимание всех, кто заботится  о будущем подрастающего поколения. В начальной школе...

презентация "Инновационные технологии в начальной школе"

Инновации как педагогические технологиии внутри обновленного учебно- воспитательньгь процесса привлекают сегодня внимание всех, кто заботится  о будущем подрастающего поколения. В начальной школе...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».

laquo;Цель начального обучения –общее развитие школьников»            В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, о...