Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога
статья по теме

Кардашина Светлана Геннадьевна

 

 В статье дано краткое описание системы работы по повышению квалификации педагогов в стенах учреждения: цели, мотив, этапы и направления деятельности, показатели эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение

как ресурс формирования и развития

 инновационной культуры педагога

С. Г. Кардашина,

учитель МКОУ «СОШ №29» г.  Ревда

Учитель способен к осуществлению инновационной деятельности в школе  лишь тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. Но знания специалистов неизбежно устаревают. По данным  социологических исследований компетентность учителя через каждые 4 года понижается на 50%.

 Ни для кого не секрет, что в наших школах очень мало молодежи, Педагогические коллективы состоят, в основном, из учителей, получивших педагогическое образование десятки лет назад. Это люди с богатейшим опытом, преданные своему делу, Но за долгие годы у них выработались определенные стереотипы, им свойственна инертность, настороженное отношение ко всему новому. Угроза профессионального  выгорания — проблема многих  методических объединений школ, проблема качественного состава кадров.

В нашей школе разработана система организации работы методического объединения, позволяющая решать эту проблему. Цель работы — создание условий для раскрытия и совершенствования интеллектуально-творческого потенциала каждого педагога.

Концептуальной основой деятельности МО является непрерывное психолого-педагогическое  самообразование педагога, повышение его квалификации в стенах учреждения. В своем выборе мы опираемся на мнение Немовой Н.В., которая считает, что «обучение кадров непосредственно в стенах учреждения, несомненно, в наибольшей степени, чем другие формы повышения квалификации, способствует развитию педагогического коллектива» [1].

 Для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой, сформированная мотивация, поэтому нам близка позиция, сформулированная Н.В. Неливой: «Заинтересовать учителей в профессиональном развитии — значит надолго обеспечить успех в развитии всей организации». Основной мотив наших учителей — формирование компетентностей, соответствующих требованиям профессионального стандарта современного педагога, увеличивающих конкурентоспособность каждого. Не административные указания, а стимулирование личной инициативы, установка на творчество определили механизм инновационных преобразований в нашем МО.

Быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс, согласно исследованиям Кузьмина С.В., могут обеспечить коллективные решения его членов, поэтому главный принцип инновационной деятельности в нашем МО — освоение нового посредством коллективных творческих дел. Коллективный подход дает возможность почувствовать каждому учителю личную сопричастность к общему делу. А человека, осознающего свою значимость, характеризуют и самоопределение, и самовыражение, и самореализация. У него изменяется стереотип мышления, поведения, происходит саморазвитие, формируется инновационная культура.

В процессе формирования инновационной культуры педагогов можно выделить 4 этапа.

Первый этап — диагностический:

а) выявление индивидуальных потребностей и проблем педагогов в ходе бесед;

б) определение зоны ближайшего развития объединения в процессе группового обсуждения новых нормативных документов;

в) определение направлений деятельности в результате анализа запросов учащихся и их родителей.

Второй этап — теоретический. Он включает изучение

а) нормативных документов;

б) особенностей новых технологий;

в) особенностей новых УМК;

г) опыта коллег.

На этом этапе используются различные формы получения новых знаний:

а) занятия на курсах повышении я квалификации;

б) дистанционное обучение;

в) обучение в вузах;

г) обсуждение нововведений на ШМО;

д) работа в школьных мобильных творческих группах;

е) работа в городских творческих группах;

ж) самообразование.        

Третий этап — практический: закрепление педагогами полученных знаний и выработка новых умений в процессе практической деятельности. Этот этап предполагает следующие формы работы:

а) организация крупных общешкольных мероприятий, подготовка к которым потребует применения новых знаний;

б) организация коллективной деятельности педагогов по разработке рекомендаций, памяток, технологических карт;

в) проведение уроков для коллег в течение недели взаимопосещений;

г) индивидуальная работа с учащимися, основанная на деятельности по новой технологии.

Формы оказания помощи педагогам:

а) подготовка памяток;

б) индивидуальное консультирование;

в) организация обмена литературными источниками;

г) оформление ссылок на интернет-ресурсы;

д)  работа в творческих группах сменного состава.

Четвертый этап — оценочный: коллективная и индивидуальная рефлексия инновационной деятельности, оценка уровня усвоения, планирование дальнейшей деятельности.

Пятый этап — личностный: процесс перевода новых знаний в личностную плоскость, владение технологией, интеграция новшества в повседневную образовательную деятельность педагога.

В деятельности по формированию инновационной культуры педагогов объединения можно выделить несколько направлений:

1) изучение нормативных документов;

2) освоение новых УМК;

3) внедрение современных образовательных технологий;

4) дистанционное образование;

5) организация работы с одаренными детьми;

6) внедрение в практику современных форм мониторинга педагогической деятельности;

7) использование новых форм обобщения и распространения опыта.

Об эффективности системы формирования инновационной культуры педагогов свидетельствуют следующие показатели (по результатам анкетирования учителей):

1. изменения внутренней позиции педагога:

а) появление мотивации к инновационной деятельности;

б) готовность к внедрению инноваций в свою практику;

в) развитие инновационного поведения, формирование нового педагогического мышления;

2. изменение качественных характеристик педагогов: 

а) получение высшего образования;

б) повышение категорийности;

3. изменения количественных характеристик успешности педагогов: КОУ, количества публикаций, полученных поощрений, участий и побед в конкурсах; подготовленных победителей, конкурсов, организованных для детей;

4. изменения в практической деятельности:

а) освоение СОТ;

б) обучение по новым УМК;

в) использование портфолио;

г) осуществление мониторинга.

 Разработанная и проверенная на практике система работы по формированию и развитию инновационной культуры педагога позволяет успешно решать проблему качественного состава методического объединения. По результатам муниципального конкурса  «Панорама инновационного опыта-2010» объединение признано лучшей моделью профессиональных объединений педагогов образовательных учреждений города.

Библиографический список

1. Немова Н. Цель – повышение квалификации [Текст] // Директор школы. — 1998. — № 6.

2. Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации [Текст] — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что современный период в образовании - время смены ценностных ориентиров. В последние годы прошлого столет...

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО

Тема моей работы: Реализация творческого потенциала педагога в сфере педагогической деятельности. В работе мы найдем значения и важность проявления творческого мышления в процессе работы учителя. Мы у...

Выступление на школьном методическом объединении учителей младших классов. Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях ГПД.

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И развивать творческие способности необходимо целенаправленно и осознанно. В противном случае, тот ребёнок, в котором были заложены большие тв...

Тест Формирование и развитие общепользовательской ИКТ педагога

Тест Формирование и развитие общепользовательской ИКТ педагога...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...