Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
статья по теме

Егорова Анна Владимировна

По итогам 1 четверти в 3 «А» классе по основным предметам на  критическом уровне находится 15% уч-ся.  Одной из главных причин плохого усвоения учебного материала является неустойчивое, рассеянное внимание, неумение сосредоточиться на выполняемой работе.

 

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления материала необходимо более длительное время и больший объем заданий.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

Учитель: Егорова А.В.

По итогам 1 четверти в 3 «А» классе по основным предметам на  критическом уровне находится 15% уч-ся.  Одной из главных причин плохого усвоения учебного материала является неустойчивое, рассеянное внимание, неумение сосредоточиться на выполняемой работе.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления материала необходимо более длительное время и больший объем заданий.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность: 

  1. Разнообразить виды деятельности.
  2. Проветривать кабинет.
  3. Проводить физминутки.
  4. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками 

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Задания с выбором ответа.
  3. Деформированные задания.
  4. “Разрезные” определения.
  5. Перфокарты.
  6. Карточки - тренажеры.
  7. Творческие задания.
  8.  “карточки-информаторы”,
  9. “карточки-с образцами решения”,
  10.  “карточки-конспекты”


У  учащихся начальных классов, как правило,  преобладает зрительная память, у слабых  тем более.
Основываясь на этом, я использую прием «усиления» орфограммы.
Например, при изучении темы « Мягкий знак на конце существительных после шипящих» можно «подсказать»:
«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает, женский род – с ь, мужской род – без ь».
На этапе изучения нового материала для лучшего понимания и усвоения  использую схемы.
Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную большую роль играет многократное повторение материала (правила), постоянное «мелькание» его перед глазами, т.е. все то, что способствует длительному пребыванию материала в сознании, а значит и его непроизвольному запоминанию.

Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.

1. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
а) по «телефону» маме или товарищу;

б) игра «Поучи правилу попугая».

 Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;

в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;

г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 3 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно»
Такие формы работы, думаю, будут целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью.

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

ж) представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно;

з) рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, с сомнением, как тайну).

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти провожу слуховые и зрительные диктанты

Диктанты проводятся ежедневно и параллельно друг другу. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому.

Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1,2,3 предложения. Для лучшего восприятия текста каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа.

Слуховые диктанты можно проводить с предварительной подготовкой.

Вариант 1: С полной подготовкой.

Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее записать закрывается и проводится диктант.


Вариант 2: С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего они стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме.

Вариант 3: «Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание:
1. Отыскать ошибки и доказать их исправления;
2. Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут под диктовку.

Вариант 4: Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.

    На всех уроках стараюсь использовать разные виды работ, включать игровые моменты, т. к. это вызывает у детей интерес  и желание работать, активизирует обучающихся, заставляет быть ответственными и внимательными.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы со слабоуспевающими учащимися

Рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися....

Презентация к педсовету "Организация работы со слабоуспевающими учащимися" 2012 г.

Рассматриваются причины слабой успеваемости и рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми....

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...

Анализ организации работы со слабоуспевающими учащимися

Материал предназначен для анализа организации работы со слабоуспевающими учащимися. Может быть использован в любом классе....

Выступление на ШМО "Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке".

Этот материал может быть использован при подготовке к урокам в начальной школе или выступлению на ШМО....

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке физической культуры.

Очень часто в классах встречаются дети, нарушающие дисциплину, с проблемами в обучении и поведении. Это всегда мешает при проведении урока, как и учителю, так и учащимся. Учителю постоянно приходится ...