Выпуск творческого журнала «Росинка»
статья

Cысоева Светлана Геннадьевна

Развитие российского общества вызвало - возрастающую потребность в личностях творческих, профессиональных, компетентных, социально- мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях. Только такие люди могут реализовывать себя в любой сфере деятельности. Развитие же творческих способностей начинается в детстве. Отсюда, чтобы подготовить специалиста, обладающего  творческими способностями, необходимо развивать последние уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку в этот период дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом для подражания, полны желания создавать собственный, творческий продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch_sposob.rar18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая деятельность младших школьников

   ( Выпуск творческого журнала «Росинка»)

            Актуальность темы исследования. 

      Развитие российского общества вызвало - возрастающую потребность в личностях творческих, профессиональных, компетентных, социально- мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях. Только такие люди могут реализовывать себя в любой сфере деятельности. Развитие же творческих способностей начинается в детстве. Отсюда, чтобы подготовить специалиста, обладающего  творческими способностями, необходимо развивать последние уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку в этот период дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом для подражания, полны желания создавать собственный, творческий продукт.

     Всё вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме развития творческих способности младших школьников.  

Объект исследования: творческие способности младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности

Цель исследования: выявить  особенности развития творческих способностей младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности, определить механизмы, эффективно влияющие на данный процесс.

 Гипотеза исследования: развитие и использование творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности будет продуктивным при реализации специально разработанной программы включающей, методы активного обучения, актуализирующей психологические механизмы подражания творческому взрослому, принятия и освоения ролей и самооценки.

        В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи: 

  1. замечать любые творческие и исследовательские способности учеников;
  2. создавать условия для развития творческих способностей и исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе;
  3.  развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности;
  4. создавать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере.
  5. разработать и апробировать программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы исследования:

  Анализ методической литературы, синтез, опрос( беседа, интервью, анкетирование), наблюдение, исследование, проектирование.

                                          План работы:

  І. Введение.

  ІІ. Учебная деятельность.

       1. Сочинение.

       2. Уроки литературного чтения.

  ІІІ. Внеурочная деятельность.

       1. Кружковая работа (ФГОС).

       2. Работа с библиотекой.

       3. Работа с родителями

   ІV. Выпуск журнала «Росинка».

    V.   Исследовательские работы.

   VІ. Вывод.

   

                                                    Содержание.

    І.  Введение

 Организацию работы в этом направлении можно представить в виде схемы:

 

        Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации – все больше. Вот только удивляются и восхищаются все меньше.  Ограничили себя в круге интересов: игровые приставки, компьютеры, телевизор.  Тенденция к равнодушию страшная. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни. 

       Важное условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в школьном коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам.

ІІ. Учебная деятельность.

       Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников,  помогает развитию творческих способностей последних.

    1) сочинение

     Особое место в учебном процессе отвожу  работе над сочинением, так как  считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.    

      Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

       2) уроки литературного чтения                                                                                                                         

     Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, использую  на уроках литературного чтения различные методы и формы работы, сочетаю различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На занятиях дети рисуют, сочиняют, драматизируют. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Вся система занятий направлена на пробуждение творческой активности. На разных этапах урока чтения широко использую  упражнения и задания творческого характера. Даю  детям право выбора домашнего задания. Многие дети выбирают творческое задание: не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. Через творческие задания активизирую  мыслительную деятельность детей, развиваю  их образное мышление. Научившись на уроках чтения во 2 классе пользоваться набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист, форзац, оглавление), дети с интересом занимаются творчеством - выпускают свои книжки-малышки. В третьем классе умеют выделять языковые средства: сравнение, эпитет, олицетворение, знают художественные особенности сказок, их структуру. Опираясь на полученные знания, сочиняют свои сказки, дают им характеристику. Выполнение творческих заданий ускоряет процесс перехода знаний в умения и навыки, пробуждает интерес к чтению.

 ІІІ. Внеурочная деятельность

     Преимущество внеурочной деятельности по сравнению с учебной в развитии творческих способностей учащихся заключается в том, что

  1. во-первых, она строится на принципе добровольности (дети сами выбирают занятие по интересам);
  2. во-вторых, в ней заключаются возможности использования синтеза искусств (музыки, живописи, литературы);
  3. в-третьих, в рамках этой деятельности возможна реализация специально разработанной программы развития творческих способностей детей. Последняя позволяет, используя методы активного обучения, активизировать психологические механизмы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.

1. Кружковая работа.  

     Большие возможности для становления личности ученика имеет внедрение в школы программы ФГОС.  Уже в 1 классе на кружке дети знакомятся с играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие фантазии, воображения, творческого мышления, обучаются простейшим навыкам поэтического мастерства. У нас в школе создан кружок «Волшебный сундучок». В нём занимаются все учащиеся, которые хотят создавать творческие работы, участвовать в литературных конкурсах. Для того, чтобы каждый мог познакомиться с творческими успехами одноклассников, был создан творческий журнал «Проба пера». Дети пробуют свои силы  в разных жанрах литературного творчества.  

       Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является характерным для школьного возраста. Хорошо известно, что в раннем возрасте все дети проходят через несколько стадий рисования.                        

      Рисование и является типичным творчеством раннего возраста. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не пробуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно самого легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование. В эту пору рисование -  любимое занятие детей.  Творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно. Именно рисование предоставляет ребёнку наиболее легко выразить то,  что им владеет. К началу школьного возраста любовь и интерес к рисованию начинает ослабевать, а у многих детей  пропадает вовсе. Очень важно не упустить этот момент  и пробуждать в детях  интерес к рисованию. Очень часто на занятиях ребятам даются задания: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, нарисовать экологические знаки и т.д.  Ребенок рисует и одновременно  рассказывает о том, что он рисует.

 Поэтому они с удовольствием посещают кружок «Искусство" и художественную школу.  

  2. Работа с библиотекой

    Развитие интереса к чтению и привлечение детей к литературной творческой деятельности я осуществляю  также через сотрудничество со школьной библиотекой. Занятия проводятся неформально – в атмосфере доверия и постоянного поиска новых, интересных форм приобщения детей к чтению через собственное литературное творчество. Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость встречи с доброжелательными людьми и новыми книгами. Общение детей организуется в ходе викторин, работе кружка «Эрудит», театральных представлений, путешествий, литературных праздников.

     3. Работа с родителями.  Дополнительное образование.

      Задачу приобщения детей к ценностям культуры, к искусству слова мы решаем сообща: учитель, библиотекарь и родители. Именно семья сегодня становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. Начиная с 1 класса, я  привлекаю  к сотрудничеству родителей. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей, а также помогают оформить творческую работу ребёнка.

       В систему дополнительного образования дети приходят добровольно по своему собственному желанию. В нашей школе уже много лет  работает художественная школа.  В ней создана  творческая атмосфера для коллективной и индивидуальной  деятельности. Погружаясь в мир совместного творчества во время групповых занятий, дети от 6 до 8 лет взаимодействуют между собой. Творческие задания в группе становятся  импульсом к самостоятельному  индивидуальному творческому решению. Результатом занятия является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами. Каждое занятие заканчивается выставкой-просмотром и анализом работы.

      Дети, занимающиеся в этой студии, принимают активное участие в создании журнала «Росинка», а также участвуют в городских конкурсах рисунков.  В  прошлом учебном году ученицы Помелова Яна и Абросимова Анастасия заняли 1 место в городском конкурсе рисунков на тему: «Жизнь прекрасна и удивительна».

       

    Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей- гарантия того, что ребёнок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности, поскольку для творческого труда недостаточно узкоспециальных умений, необходимо свободное, раскованное воображение, желание ребенка творить прекрасное в повседневной жизни.

       ІV. Выпуск журнал «Росинка»

        Вот уже четвёртый  год в нашей школе выпускается детский творческий журнал «Росинка». За это время выпущено 3 сборника детских творческих работ. Каждый журнал  посвящен определенной тематике: «Времена года», «История поселка», «История нашей школы». Сейчас  вместе с детьми работаем над выпуском журнала по теме «Это очень интересно…» - где каждый может рассказать свою интересную историю, немного пофантазировать, сочиняя сказку или стихотворение.

   

       

    В этих журналах каждый ребенок может проявить свои творческие способности. Кто-то сочиняет сказки, стихи,  кто-то пишет статьи, рассказы, составляет кроссворды, рисует  иллюстрации к своим произведениям. Творческой работой дети занимаются дома, в группе продленного дня и в кружках.              

    Перед тем, как  творческая работа  будет  помещена на страницы журнала, она выставляется на выставочные стенды для ознакомления жюри, учащихся и родителей. Эти работы привлекают внимание не только учащихся начальной школы, но и старшеклассников. Как только дети увидят несколько работ на стенде, активность  детей значительно повышается. И в течение короткого промежутка времени на стенде не остаётся свободного места.

      При отборе лучших работ в журнал жюри учитывает мнение всех детей начальной школы. Применяются методы опроса и анкетирования.

   

                                 

         Например, при выпуске журнала по теме «История поселка» по результатам анкетирования лучшими были признаны  статья Макарова Егора об истории завода «МордовАгроМаш» «История и современность», работа Рыжайкиной Анны об истории поселка, интервью с жителями поселка Старкина Ильи.

         Оценивание работ товарищей способствует развитию умения высказывать свою точку зрения, размышлять, наблюдать, а главное понимать окружающих, замечать все доброе и светлое в жизни.

   

        Лучшие работы подшиваются в сборник и являются достоянием школьного музея. Самые интересные работы отправлялись в республиканскую газету «Родничок». Работы, не попавшие в журнал «Росинка», остаются в классных творческих журналах.

       V. Исследовательская деятельность.

      Важнейшим фактором развития творческих способностей является самостоятельная исследовательская деятельность. Дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовали себя учебные исследования в работе с одаренными детьми.

   Ученица   Тарасова Елена заняла 1 место в республиканском интеллектуально-творческом конкурсе «Флот в судьбе России», а Рыжайкина Анна участвовала в городской выставке-ярмарке проектов и исследовательских работ «Школьники города - науке ХХІ века». Ученик  класса Старкин Илья награжден грамотой за участие в городском конкурсе исследовательских работ «Растим патриотов».

      VІ. Вывод.

     Занятие литературным творчеством помогает детям обращаться к настоящей литературе, создает потребность в духовном и интеллектуальном росте, а главное в самообразовании. В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, творческая личность, и наша задача - не дать угаснуть этой искорке.

        Постоянное участие детей в школьных творческих конкурсах дают уверенность и вызывают желание участвовать в городских мероприятиях, где они могут реализовать своё «Я».  Дети принимали участие в городском эколого-литературном конкурсе «Экологические сказки». На конкурс было представлено 9 работ. Шелудякова Анастасия за работу «Опасное приключение Мотылька» стала призером конкурса. Орлов Александр занял 1 место в номинации «АПЛОДИСМЕНТЫ» Городского конкурса авторского стихотворения «Душой рождённые стихи» (2011 г.) В прошлом учебном году        

принимали участие в дистанционном Республиканском конкурсе поэтического мастерства, среди школьников и студентов «Золотое перо» в номинациях: «Поэзия», «Проза».

       Детское творчество неисчерпаемо, питательная среда — чувство тайны, которую так хочется разгадать. Чтобы пробудить в детях  творчество и поиск, нужно создать эту питательную среду, посеять в  душах детей семена творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы. Необходимо стать для своих учеников товарищем и другом, так как  командные методы не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул  творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

журнал для родителей "Советы логопеда" выпуск 1

Уважаемые родители! Для того чтобы ответить на ваши вопросы и помочь Вам в преодолении трудностей с вашими детьми при поступлении в школу, я решила выпускать такие небольшие справочники как « Сов...

журнал для родителей "Советы логопеда" выпуск 2

журнал для родителей "Советы логопеда" выпуск2...

Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.

Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.Цель: познакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”.Задачи. Обучающая – учить выделять логические части текста и озаг...

Творческий фотоотчет о проделанной работе.Выпуск 2011 - 2015 гг.

Данный фотоотчет содержит сведения о проделанной работе как в урочной, так и во внеурочной деятельности....

Устный журнал Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.

Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности....

классный журнал " Ужасно интересно, все то что неизвестно", выпуск 4 "Каким он был тот Пушкинский Лицей ..."

К Ассамблее посвященной Пушкинскому лицею был выпущен номер, в котором рассказывается о Лицее , в котором учился А.С.Пушкин; о его преподавателях и знаменитых выпускниках....