Главные вкладки

    Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
    статья по теме

    Харитонова Ирина Анатольевна

    В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление по теме «Система работы с родителями в начальной школе»

    (Из опыта работы)

    Так как я работаю в школе не первый год, постепенно сложилась система работы с родителями.

    С 2010г. работаю по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «По ступенькам взросления», целью которой является воспитание  и  социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного  развития  личности  младшего  школьника.

    Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

    • формирование   патриотических  ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм;

    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    • развитие  трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала;

    • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

    Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей считаю необходимым использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

    Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на этапе предшкольной подготовки, организованной в нашей школе, и первом собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения. Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который включаю различные мероприятия с участием родителей.

    Формы работы с родителями можно разделить на индивидуальные и групповые.

    1. Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.

    Остановлюсь на групповых, которые имеют место в моем классе. Они представлены на слайде.

    1. Родительские собрания
    2. Заседания родительского комитета
    3. Совместные классные часы, праздники
    4. Подготовка КТД
    5. Выезды на экскурсии
    6. Походы
    7. Участие с детьми в творческих конкурсах
    8. Консультации по предметам
    9. Проектная деятельность

    Новые для меня формы работы – это Консультации по предметам и Проектная деятельность

    Родительские собрания провожу разные по содержанию. (на слайде их виды)

    1. Организационные «Права и обязанности родителей»
    2.  Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»
    3.  Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»  
    4.  Беседа с элементами  игры «О детской агрессии»
    5.  Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»
    6.  Деловая  игра «Поговорим о дружбе»  
    7.  Круглый стол «Методы воспитания»  «Поощрения и наказания в семье»

    Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно. Для подготовки к собраниям использую книгу Н.И.Дереклеевой «Новые родительские собрания».

    Провожу собрания 1 раз в четверть, но в1 классе бывает и чаще. На собрании в 1 четверти назначаю родительский комитет по списку учеников (по 6 человек) и предлагаю присоединиться желающих (таких бывает мало), после собрания остаемся с комитетом, определяем план работы и ответственных. В конце года заслушиваем отчет.

    Провожу совместные классные часы к Дню матери, на которых выступают дети, готовят и дарят подарки мамам. К праздникам родители готовят конкурсы и чаепития, мы с ребятами – концерт, подарки.

    Помощь

    Неоднократно родители оказывали спонсорскую помощь (проводили Ремонт пола в каб.№10,  приобретение жалюзи)

    Сопровождение детей при выездах в театр кукол, цирк, на экскурсии по городу.

    Хорошо проходят КТД и становятся традиционными.

    1 класс - КТД «Вот и стали мы на год взрослей»

    2 класс - КТД «День семьи» Изготовление плакатов с пословицами о Семье совместно с родителями.

    3 класс - КТД «День семьи. Моя родословная» (создание проектов)

    4 класс - КТД Праздник «Прощание с начальной школой»

    Родители участвуют вместе с ребятами в школьных, городских и областных творческих конкурсах.

    Школьные конкурсы: «Кулинарный поединок», «ПОРТФОЛИО ученика»

    Городские и областные творческие конкурсы: к Юбилею Ломоносова, по пожарной безопасности

    Со 2 класса по просьбе родителей проводила Консультации по предметам 2 раза в месяц (был определен день и время); в 3 классе - по мере необходимости (предлагаю время)

    Также с 3 класса начинаем учиться вместе с родителями создавать проекты. Первый проект на тему «Моя родословная»

    Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.

    Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в урочной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

    Хочу закончить свое выступление словами нашего земляка Ф. Абрамова: «Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту».

    Памятка классному руководителю по взаимодействию с родителями обучающихся

    1. Создайте условия для общения с родителями, так как им нужна поддержка, помощь, добрый совет.

    2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

    3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном.

    4. Умейте терпеливо слушать родителей.

    5. Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали.

    6. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

    7. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.

    8. Активные родители должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Система работы с родителями в начальной школе Архангельск 2013 МБОУ СОШ № 37

    Слайд 2

    «По ступенькам взросления» Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Срок реализации 2010 – 2014 г. Цель: воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности младшего школьника

    Слайд 3

    «По ступенькам взросления» Задачи : • формирование патриотических ценностей, способности к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, реализации творческого потенциала; • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками , родителями , старшими детьми в решении общих проблем.

    Слайд 4

    «Предшкольная подготовка» Первое знакомство с родителями

    Слайд 5

    Формы работы с родителями Родительские собрания Заседания родительского комитета Совместные классные часы, праздники Подготовка КТД Выезды на экскурсии Походы Участие с детьми в творческих конкурсах Индивидуальные консультации Консультации по предметам Проектная деятельность

    Слайд 6

    Родительские собрания Организационные Тематические Обмен мнениями Беседа с элементами игры Собрание-практикум Деловая игра Круглый стол

    Слайд 7

    Р одительский комитет Назначается на год по списку детей Отвечает за поздравление именинников Принимает участие в подготовке к различным мероприятиям

    Слайд 8

    Совместные классные часы

    Слайд 9

    Классные праздники

    Слайд 10

    Классные праздники

    Слайд 11

    Подготовка КТД

    Слайд 12

    Выезды на экскурсии

    Слайд 13

    Походы

    Слайд 14

    Участие в творческих конкурсах

    Слайд 15

    Участие в творческих конкурсах Школьных Городских Областных

    Слайд 16

    Проектная деятельность Портфолио Моя семья Моя родословная

    Слайд 17

    Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту. Ф. Абрамов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с родителями в начальной школе

    Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...

    Что приобрести к новому учебному году. Рекомендации для родителей учеников начальной школы (из опыта работы).

    Много забот ложиться на плечи мам, пап, бабушек и дедушек перед школой. Для того чтобы все успеть и  расходы были значительно меньше,  начинайте покупки заранее. Так как в авгус...

    Система работы с родителями в начальной школе.

    Формы работы с родителями. Важность привлечения родителей во внешкольные и классные мероприятия....

    Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)

    Подробное содержание действий обоих субъектов  образовательного процесса при работе над проектом....

    Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы (Из опыта работы)

    В работе обобщен опыт работы тесного струдничества с детьми детского сада и младших школьников....

    Система работы с родителями в начальной школе (Обобщение опыта)

    laquo;Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»  В.А.Сухомлинский...

    Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

    Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...