Рабочие программы по УМК "Гармония" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Данный материал содержит пояснительные записки, колендарно-тематическиое планирование и "матрицы" по выполнению программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_garmoniya_3_klass_pavlova.rar | 209.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
директор школы
_________ (
Приказ №_______
от «____» сентября 20г.
Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____20 г.
Принята на методическом совете
Протокол №_____от «___»_____20 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
3 класс
2010-2011 учебный год
(сроки реализации)
Разработчик программы: Т.П.Павлова,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Главное назначение данной программы – обеспечение преемственности в преподавании «Изобразительного искусства» и достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по данному предмету, учетом специфики местных условий и специфики контингента обучающихся.
Настоящая программа рассчитана на 34 часа и разработана на основе следующих документов:
- Стандарт начального общего образования по искусству. Изобразительное искусство, 2004;
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, 2004;
- Программы ОУ. В.С.Кузин и др. Изобразительное искусство, 1-9 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальной школе общеобразовательных учреждений Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года и региональный учебный план».
В рабочей программе использованы следующие условные обозначения:
Э – экскурсия
РК- региональный компонент.
Содержательные линии:
1 – мир изобразительных (пластических искусств)
2 – художественный язык изобразительного искусства
3 – художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
В программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Цели и задачи учебной дисциплины
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
Основные задачи действующей программы:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Содержание программы
Мир изобразительных (пластических) искусств (6 ч.)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, ); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А. Шишкина, И.И.Левитана, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем.(заочные путешествия по музеям и выставочным залам с помощью ИКТ)
Художественный язык изобразительного искусства (17 ч.)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью (11 ч.)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, животные). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель,карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения изобразительного искусства ученик 3 класса должен:
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь:
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Учебно-тематический план
№ П/П | Тема | Колич. часов | уроки | Э | РК |
1 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗО И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС | 4 | 4 | ||
2 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) | 10 | 10 | 1 | |
3 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ. | 8 | 6 | 2 | 1 |
4 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | 7 | 7 | 2 | |
5 | ЛЕПКА | 3 | 3 | ||
6 | АППЛИКАЦИЯ | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 34 | 32 | 2 | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока в году | № урока по теме | Э | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Содержательные линии |
1 | 1 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗО И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС, Беседа на тему: «Красота родной природы в творчестве русских художников.» И Левитан Озеро. | 4 | 3.09 | 1 | |
2 | 1 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) Рисование с натуры осенних листьев сложной формы. В. Серов Октябрь. | 10 | 10.09 | 2 | |
3 | 1 | Э | РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ. Рисование на тему: « Осень в саду» П Сезанн Фрукты | 8 | 17.09 | 2 |
4 | 1 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА Русская матрёшка в осеннем уборе И. Репин Отдых | 7 | 24.09 | 2 | |
5 | 1. | ЛЕПКА Лепка сложных по форме листьев. И. Машков. Фрукты на блюде. | 3 | 1.10 | 3 | |
6 | 2 | Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» А Кареев. Натюрморт с балалайкой. | 8.10 | 2 | ||
7 | 2 | Беседа на тему: « Великая Отечественная война в произведениях советских художников». Художники-плакатисты. | 15.10 | 1 | ||
8 | 2 | Э | Рисование на тему. Городские и сельские стройки П Синьяк Гавань в Марселе. | 22.10 | 2 | |
9 | 2 | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» Репродукция Т.Н.Яблонской | 29.10 | 2 | ||
10 | 3 | Рисование на тему: «Мы рисуем сказку» Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко», | 12.11 | 2 | ||
11 | 4 | Рисование на тему: «Труд людей зимой ». Репродукция картины А.А. Дейнеки. | 19.11 | 2 | ||
12 | 3 | Беседа на тему: Старинные русские города в творчестве художников. П.Петровичев. Ростов Великий. | 26.11 | 1 | ||
13 | 1 | АППЛИКАЦИЯ Составление сюжетных аппликаций на тему: «Басни И.А.Крылова». Ф. Толстой. Стрекоза. | 2 | 3.12 | 3 | |
14 | 2 | Лепка тематических композиций по теме: «За цветами в зимний лес » .И. Шишкин Лес зимой. | 10.12 | 3 | ||
15 | 3 | Рисование с натуры игрушки золотая рыбка В Ватагин. Наброски животных | 17.12 | 2 | ||
16 | 3 | Декоративное рисование» Сказочный букет» Ф Толстой. Ветка липы в цвету. | 24.12 | 2 | ||
17 | 5 | Рисование на тему: «Полет на другую планету» Фотографии и рисунки на тему космоса | 10.01 | 2 | ||
18 | 4 | Рисование с натуры: «Орудия труда человека» Ф Васильев Мокрый луг. | 17.01 | 3 | ||
19 | 6 | РК | Работа над тематической композицией по собственным наблюдениям «Праздник Севера». | 24.01 | 3 | |
20 | 5 | РК | Рисование с натуры (по памяти). Наброски птиц или животных Кольского полуострова. | 31.01 | 3 | |
21 | 4 | Беседа на тему: « Тема материнской любви и нежности в творчестве художников. Рафаэль. Сикстинская мадонна. | 7.02 | 1 | ||
22 | 3 | Лепка фигурок по мотивам народных игрушек несложной формы. Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам. | 14.02 | 3 | ||
23 | 4 | РК | Декоративное рисование. Образ родной природы в узорах саамского костюма. Беседа на тему: «Из истории саамского костюма» | 1 | ||
24 | 5 | Декоративная работа. Весёлые игрушки. В. Серов Рисунки животных | 2 | |||
25 | 6 | Рисование с натуры. Ветка сирени | 3 | |||
26 | 7 | Рисование на тему Иллюстрирование произведений литературы. К Чуковский «Федорино горе». | 2 | |||
27 | 7 | Рисование с натуры. Рисование групп геометрических тел | 2 | |||
28 | 6 | РК | Декоративная работа. «Красота в умелых руках Импровизация по мотивам национальной одежды в декоративно-сюжетной композиции «Поморочка» или «Саамская красавица». | 2 | ||
29 | 8 | Рисование с натуры. Птица с натуры (птицы нашего края) Беседа на тему: « Птицы нашего края» | 1 | |||
30 | 7 | Декоративная роспись « Золотые рыбки» | 2 | |||
31 | 9 | Рисование с натуры. Выполнение графических и живописных упражнений. «Прекрасное вокруг нас» (натюрморты А. Матисс, А. Карев). | 2 | |||
32 | 7 | Аппликация Составление декоративной росписи « Сказочная птица». | 3 | |||
33 | 10 | Рисование с натуры Дары лета. А Куинджи. Полдень | 3 | |||
34 | 8 | Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце» Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора», | 3 |
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч1. Учись рисовать; Волшебный мир. – М.: Дрофа, 2004.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч 2. Учись рисовать; Волшебный мир. – М.: Дрофа, 2004.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
- Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...