Рабочие программы по УМК "Гармония" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Павлова Татьяна Петровна

Данный материал содержит пояснительные записки, колендарно-тематическиое планирование и "матрицы" по выполнению программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_garmoniya_3_klass_pavlova.rar209.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»        

                                                                                                         директор школы

                                                                                                                                _________ (

                                                                                            Приказ №_______

от «____» сентября 20г.

                                                                                                                                                                   

Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №_____от «___»_____20     г.

Принята на методическом совете

Протокол №_____от  «___»_____20       г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

3 класс

2010-2011 учебный год

(сроки реализации)

Разработчик программы: Т.П.Павлова,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Главное назначение данной программы – обеспечение преемственности в преподавании «Изобразительного искусства» и достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по данному предмету, учетом специфики местных условий и специфики контингента обучающихся.

Настоящая программа рассчитана на 34 часа и разработана на основе следующих документов:

  1. Стандарт начального общего образования по искусству. Изобразительное искусство, 2004;
  2. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, 2004;
  3. Программы ОУ. В.С.Кузин и др. Изобразительное искусство, 1-9 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
  4. Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальной школе общеобразовательных учреждений Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года и региональный учебный план».

В рабочей программе использованы следующие условные обозначения:

Э – экскурсия  

РК- региональный компонент.

Содержательные линии:        

1 – мир изобразительных (пластических искусств)

2  – художественный язык изобразительного искусства

3 – художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

В программе  курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Цели и задачи учебной дисциплины

     

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной

Основные задачи действующей программы:

  1. овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  2. развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Содержание программы

Мир изобразительных (пластических) искусств (6 ч.)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, ); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А. Шишкина, И.И.Левитана, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем.(заочные путешествия по музеям и выставочным залам с помощью ИКТ)

Художественный язык изобразительного искусства (17 ч.)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
 (11 ч.)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, животные). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель,карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик 3 класса должен:

знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремёсел России;
  3. ведущие художественные музеи России.

Уметь:

  1. различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  2. различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  3. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  6. пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  7. выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  4. овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Учебно-тематический план



№ П/П







Тема

Колич. часов

уроки

Э

РК

1

БЕСЕДЫ ОБ ИЗО И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС

4

4

2

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ)

10

10

1

3

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ.

8

6

2

1

4

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

7

7

2

5

ЛЕПКА

3

3

6

АППЛИКАЦИЯ

2

2



                                                         ИТОГО:


34


32


2


4

Календарно-тематическое планирование.

№ урока в году

№ урока по теме

Э

                             



Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Содержательные линии

1

1

БЕСЕДЫ ОБ ИЗО И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС,

Беседа на тему: «Красота родной природы в творчестве русских художников.» И Левитан Озеро.

4

3.09

1

2

1

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ)

Рисование с натуры  осенних листьев сложной формы. В. Серов Октябрь.

10

10.09

2

3

1

Э

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ.

Рисование на тему: « Осень в саду»

П Сезанн Фрукты

8

17.09

2

4

1

ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА

Русская матрёшка в осеннем уборе

И.  Репин Отдых

7

24.09

2

5

1.

ЛЕПКА

Лепка сложных по форме листьев.

И. Машков. Фрукты на блюде.

3

1.10

3

6

2

Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»

А Кареев. Натюрморт с балалайкой.

8.10

2

7

2

Беседа на тему: « Великая Отечественная война в произведениях советских художников». Художники-плакатисты.

15.10

1

8

2

Э

Рисование на тему. Городские и сельские стройки

П Синьяк Гавань в Марселе.

22.10

2

9

2

Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме»

Репродукция Т.Н.Яблонской

29.10

2

10

3

Рисование на тему: «Мы рисуем сказку»

Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко»,

12.11

2

11

4

Рисование на тему: «Труд людей зимой ».

Репродукция картины А.А. Дейнеки.

19.11

2

12

3

Беседа на тему: Старинные русские города в творчестве художников.

П.Петровичев. Ростов Великий.

26.11

1

13

1

АППЛИКАЦИЯ

Составление сюжетных аппликаций на тему: «Басни И.А.Крылова». Ф. Толстой. Стрекоза.

2

3.12

3

14

2

Лепка  тематических композиций по теме: «За цветами в зимний лес »

.И. Шишкин Лес зимой.

10.12

3

15

3

Рисование с натуры игрушки золотая рыбка

В Ватагин.  Наброски животных

17.12

2

16

3

Декоративное рисование» Сказочный букет»

Ф Толстой. Ветка липы в цвету.

24.12

2

17

5

Рисование на тему: «Полет на другую планету»

Фотографии и рисунки на тему космоса

10.01

2

18

4

Рисование с натуры: «Орудия труда человека»

Ф Васильев Мокрый луг.

17.01

3

19

6

РК

Работа над тематической композицией по собственным наблюдениям «Праздник Севера».


24.01

3

20

5

РК

Рисование с натуры (по памяти). Наброски птиц или животных Кольского полуострова.

31.01

3

21

4

Беседа на тему: « Тема материнской любви и нежности в творчестве художников.

Рафаэль. Сикстинская мадонна.

7.02

1

22

3

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек несложной формы.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам.

14.02

3

23

4

РК

Декоративное рисование. Образ родной природы в узорах саамского костюма. Беседа на тему: «Из истории саамского костюма»

1

24

5

Декоративная работа.  Весёлые игрушки.   В. Серов Рисунки животных

2

25

6

Рисование  с натуры. Ветка сирени

3

26

7

Рисование на тему Иллюстрирование произведений литературы. К Чуковский «Федорино горе».

2

27

7

Рисование  с натуры.  Рисование групп геометрических тел

2

28

6

РК

Декоративная работа. «Красота в умелых руках Импровизация по мотивам национальной одежды в декоративно-сюжетной композиции «Поморочка» или «Саамская красавица».

2

29

8

 Рисование  с натуры.  Птица с натуры (птицы нашего края) Беседа на тему: « Птицы нашего края»

1

30

7

Декоративная роспись « Золотые рыбки»

2

31

9

Рисование  с натуры.  Выполнение графических и живописных упражнений. «Прекрасное вокруг нас»

(натюрморты А. Матисс, А. Карев).

2

32

7

Аппликация Составление декоративной росписи « Сказочная птица».

3

33

10

Рисование с натуры  Дары лета.

А Куинджи. Полдень

3

34

8

Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце»

Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора»,

3

Учебно-методическое обеспечение программы  и перечень рекомендуемой литературы.

  1. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
  2. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
  3. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч1. Учись рисовать; Волшебный мир.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч 2. Учись рисовать; Волшебный мир.  – М.: Дрофа, 2004.
  5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
  6. Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...