Рабочие программы по УМК "Гармония" 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
Данные материалы содержат колендарно-тематическое планирование, пояснительные записки и "матрицы" по выполнению программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 267.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Основная общеобразовательная школа № 1
им. М.А.Погодина»
«Утверждаю»
директор школы
_________ (В.В.Сулаева)
Приказ №_______
от «____» сентября 2011 г.
Обсуждена и согласована на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____2011г.
Принята на методическом совете
Протокол №_____от «___»_____2011г.
Рабочая программа
учебного предмета
Искусство
(«Изобразительное искусство»)
4 класс
2011-2012 учебный год
(сроки реализации)
Разработчик программы: Т.П. Павлова,
учитель начальных классов
ЗАТО Александровск
2011 г.
Пояснительная записка
Главное назначение данной программы – обеспечение преемственности в преподавании изобразительного искусства и достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по данному предмету, учетом специфики местных условий и специфики контингента обучающихся.
Настоящая программа рассчитана на 34 часа и разработана на основе следующих документов:
- Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 г.
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
- Программы ОУ. В.С. Кузин и др. Изобразительное искусство, 1-9 кл.- М., изд. Дрофа, 2000. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальной школе общеобразовательных учреждений Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года и региональный учебный план».
- Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие / Сост. Т.М.Оломская, Л.А.Коренева, Л.Т.Пантелеева, Р.М.Черных и др. – Мурманск, 2006.
Содержание настоящей программы соответствует содержанию Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству
В рабочей программе использованы следующие условные обозначения:
Э – экскурсия
РК- региональный компонент.
Содержательные линии:
«Мир изобразительных (пластических) искусств» - 1
«Художественный язык изобразительного искусства»- 2
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» -3
В программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Цели и задачи учебной дисциплины
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- возможность сохранения ценностного аспекта искусства через способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства;
- показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве;
- раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала;
- деятельностное освоение изобразительного искусства через собственный эмоциональный опыт, общение ребенка с произведениями искусства.
Содержание программы
Мир изобразительных (пластических) искусств (6 ч.)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства (12 ч.)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью ( 16 ч.)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Требования к уровню усвоения дисциплины
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России.
уметь:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни :
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Учебно-тематический план.
№п/п | Тема | К-во часов | Э | РК |
1 | «В мире изобразительного искусства» | 12 | 1 | 5 |
2 | «Мы любим смотреть картины и рисовать» | 22 | 1 | 9 |
ИТОГО: | 34 | 2 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока по теме | Э | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Содержател. линии |
«В мире изобразительного искусства» | 12 | |||||
1 | 1 | РК | Красота родной природы в творчестве русских Художников .Рисунок «Летний пейзаж». | 8.09 | 1 в | |
2 | 2 | Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке».. В. Серов Октябрь. | 15.09 | 3 х | ||
3 | 3 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства И. Машков. Фрукты на блюде Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | 22.09 | 2 ж | ||
4 | 4 | Искусство натюрморта. Рисование с натуры ваза с яблоками. | 29.09 | 2 ж | ||
5 | 5. | Искусство натюрморта. Рисование с натуры ваза с яблоками. | 6.10 | 2 ж | ||
6 | 6 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. | 13.10 | 2 р | ||
7 | 7 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | 20.10 | 2 р | ||
8 | 8 | Э РК | Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор». | 27.10 | 3 Р | |
9 | 9 | РК | Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека. | 10.11 | 2р | |
10 | 10 | РК | Рисование с натуры фигуры человека. | 17.11 | 3 р | |
11 | 11 | Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта. | 24.11 | 3 д-п | ||
12 | 12 | РК | Беседа на тему: Старинные русские города в творчестве художников. П.Петровичев. Ростов Великий. | 1.12 | 1 в | |
«Мы любим смотреть картины и рисовать» | 22 | |||||
13 | 1 | РК | Рисование животных по представлению. | 8.12 | 2 д | |
14 | 2 | РК | Рисование птиц по представлению. | 15.12 | 2 д | |
15 | 3 | Сказка в декоративном искусстве. | 22.12 | 3 д | ||
16 | 4 | Беседа на тему: «Сказка в декоративном искусстве» | !! | 12.01 | 1 д | |
17 | 5 | Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | 19.01 | 3 ж | ||
18 | 6 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | 26.01 | 3 ж | ||
19 | 7 | РК | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «Пётр и Петруша». | 2.02 | 3 ж | |
20 | 8 | Беседа на тему:«В мирное время». Произведения мурманских художников | 9.02 | 1 в | ||
21 | 9 | РК | Лепка по памяти современных машин. | 16.02 | 3 с | |
22 | 10 | РК Э | Рисование на тему: «Песни нашей Родины». | !! | 1.03 | 3 |
23 | 11 | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. | 15.03 | 2 | ||
24 | 12 | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. | 22.03 | 2 | ||
25 | 13 | Рисование на тему «Мы снова рисуем животных и птиц». | 5.04 | 3 | ||
26 | 14 | Составление композиции к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». | 12.04 | 2 | ||
27 | 15 | Орнамент на одежде. Оформление изделий. | 2 | |||
28 | 16 | РК | Тематическое рисование «Закат солнца». | 3 | ||
29 | 17 | РК | Тематическое рисование «День Победы». | 3 | ||
30 | 18 | Беседа на тему: «Люди труда в изобразительном искусстве» | 1 | |||
31 | 19 | Рисование на тему:«Слава труду» | 3 | |||
32 | 20 | РК | Современные художники и их произведения. Беседа | 1 | ||
33 | 21 | Аппликация. Орнаменты народов мира. | 3 | |||
34 | 22 | Итоговый урок. Выставка рисунков. Декоративное оформление работы. | 3 |
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч1. Учись рисовать; Волшебный мир. – М.: Дрофа, 2005.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч 2. Учись рисовать; Волшебный мир. – М.: Дрофа, 2005.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
- Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/17/picture-15522.jpg)
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473341-1409157422.jpg)
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1049868-1534484696.jpg)
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...