Рабочие программы по УМК "Гармония" 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Павлова Татьяна Петровна

Данные материалы содержат колендарно-тематическое планирование, пояснительные записки и "матрицы" по выполнению программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_garmoniya_4_klass.rar267.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 1

 им. М.А.Погодина»

«Утверждаю»        

                                                                                                         директор школы

                                                                                                                                _________ (В.В.Сулаева)

                                                                                            Приказ №_______

от «____» сентября 2011 г.

                                                                                                                                                                   

Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №_____от «___»_____2011г.

Принята на методическом совете

Протокол №_____от  «___»_____2011г.

Рабочая программа

учебного предмета

Искусство

 («Изобразительное искусство»)

4 класс

2011-2012 учебный год

(сроки реализации)

Разработчик программы: Т.П. Павлова,

учитель начальных классов

ЗАТО Александровск

2011 г.

Пояснительная записка

Главное назначение данной программы – обеспечение преемственности в преподавании изобразительного искусства и достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по данному предмету, учетом специфики местных условий и специфики контингента обучающихся.

Настоящая программа рассчитана на 34 часа и разработана на основе следующих документов:

  1. Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 г.
  2. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
  3. Программы ОУ. В.С. Кузин и др. Изобразительное искусство, 1-9 кл.- М., изд. Дрофа, 2000. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
  4. Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальной школе общеобразовательных учреждений Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года и региональный учебный план».
  5. Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие / Сост. Т.М.Оломская, Л.А.Коренева, Л.Т.Пантелеева, Р.М.Черных и др. – Мурманск, 2006.  

Содержание настоящей  программы соответствует содержанию Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству  

В рабочей программе использованы следующие условные обозначения:

Э – экскурсия  

РК- региональный компонент.

Содержательные линии:

«Мир изобразительных (пластических) искусств» - 1

«Художественный язык изобразительного искусства»- 2

«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» -3

В программе  курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Цели и задачи учебной дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  1. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  2. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  1. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

- возможность сохранения  ценностного аспекта искусства через способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства;

- показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве;

- раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала;

- деятельностное освоение изобразительного искусства через собственный эмоциональный опыт,  общение ребенка с произведениями искусства.

Содержание программы

Мир изобразительных (пластических) искусств  (6 ч.)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства (12 ч.)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью ( 16 ч.)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Требования к уровню усвоения дисциплины

знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремёсел России;
  3. ведущие художественные музеи России.

уметь:

  1. различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  1. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.;
  2. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  3. использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  4. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни :

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  4. овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Учебно-тематический план.

№п/п

Тема

К-во часов

Э

РК

1

«В мире изобразительного искусства»

12

1

5

2

«Мы любим смотреть картины и рисовать»

22

1

9

ИТОГО:

34

2

14

Календарно-тематическое планирование

№ урока в году

№ урока по теме

Э

                             



Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Содержател. линии

«В мире изобразительного искусства»

12

1

1

РК

Красота родной природы в творчестве русских

Художников .Рисунок «Летний пейзаж».

8.09

1 в

2

2

Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке».. В. Серов Октябрь.

15.09

3 х

3

3

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства И. Машков. Фрукты на блюде Рисование с

 натуры натюрморта из фруктов и овощей.

22.09

2 ж

4

4

Искусство натюрморта. Рисование с натуры ваза с

яблоками.

29.09

2 ж

5

5.

Искусство натюрморта. Рисование с натуры ваза с

яблоками.

6.10

2 ж

6

6

Изучаем азбуку изобразительного искусства.

Рисование с натуры коробки.

13.10

2 р

7

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства.

Рисование с натуры шара.

20.10

2 р

8

8

Э

РК

Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор».

27.10

3 Р

9

9

РК

Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека.

10.11

10

10

РК

Рисование с натуры фигуры человека.

17.11

3 р

11

11

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или

спорта.

24.11

3 д-п

12

12

РК

Беседа на тему: Старинные русские города в творчестве художников. П.Петровичев. Ростов Великий.

1.12

1 в


«Мы любим смотреть картины и рисовать»

22

13

1

РК

Рисование животных по представлению.

8.12

2 д

14

2

РК

Рисование птиц по представлению.

15.12

2  д

15

3

Сказка в декоративном искусстве.

22.12

3 д

16

4

Беседа на тему: «Сказка в декоративном искусстве»

!!

12.01

1 д

17

5

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкина.

19.01

3  ж

18

6

Составление сюжетной аппликации русской

 народной сказки

«По щучьему велению».

26.01

3 ж

19

7

РК

Составление сюжетной аппликации русской

народной сказки

«Пётр и Петруша».

2.02

3 ж

20

8

РК

Беседа  на тему:«В мирное время». Произведения мурманских художников

9.02

1 в

21

9

РК

Лепка по памяти современных машин.

16.02

3 с

22

10

РК

Э

Рисование на тему: «Песни нашей Родины».

!!

1.03

3

23

11

Эскиз лепного пряника  и роспись готового изделия.

15.03

2

24

12

Эскиз лепного пряника  и роспись готового изделия.

22.03

2

25

13

Рисование на тему «Мы снова рисуем животных и

птиц».

5.04

3

26

14

Составление композиции к басне И.А.Крылова

 «Ворона и Лисица».

12.04

2

27

15

Орнамент на одежде. Оформление изделий.

2

28

16

РК

Тематическое рисование «Закат солнца».

3

29

17

РК

Тематическое рисование «День Победы».

3

30

18

Беседа на тему: «Люди труда в изобразительном

искусстве»

1

31

19

Рисование на тему:«Слава труду»

3

32

20

РК

Современные художники и их произведения. Беседа

1

33

21

Аппликация. Орнаменты народов мира.

3

34

22

Итоговый урок. Выставка рисунков. Декоративное оформление работы.

3

Учебно-методическое обеспечение программы  и перечень рекомендуемой литературы

  1. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
  2. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
  3. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч1. Учись рисовать; Волшебный мир.  – М.: Дрофа, 2005.
  4. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2 части: Ч 2. Учись рисовать; Волшебный мир.  – М.: Дрофа, 2005.
  5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
  6. Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...