Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе
статья по теме

Новоселова Марина Евгеньевна

Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов Организация научно-исследовательской деятельности на уроке в начальной школе

Слайд 2

Суть исследования Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В основе метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.

Слайд 3

Педагогу на память Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности детей, Темы детских работ должны соответствовать содержанию учебного материала или быть близкими к ним, Ограничивать длительность проекта до 1-2 недели в режиме урочно-внеурочной деятельности, Помнить о возможности использования сдвоенных уроков, Целесообразно включать прогулки, экскурсии-наблюдения, социальные акции, Использовать в работе различные текстовые источники, Учить подготавливать значимые продукты исследования( презентации), Формировать умение выступать на общественных конференциях

Слайд 4

Уровни реализации исследовательского обучения Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно. Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск. На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Слайд 5

Этапы выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.); защита проекта.

Слайд 6

Группы тем фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений; эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов; теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Слайд 7

Выбор темы Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что: 1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Слайд 8

Общие направления иссследований Живая природа (растения, животные), Человек (происхождение, организм, медицина, выдающиеся мыслители), Общество (цивилизации, государства и страны, история, государственные деятели), Культура (языки, искусство, образование), Земля (география, климат, строение Земли), Вселенная (галактика, Солнце, звезды, планеты, инопланетные цивилизации), Наука ( математика, физика, химия, астрономия), Техника ( транспорт, конструирование, архитектура), Экономика ( деньги, торговля, банки).

Слайд 9

Вопросы Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь». 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим) 3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время? 4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? 5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Слайд 10

Как провести исследование Подумать самостоятельно, Посмотреть в книгах (нужна помощь взрослых) , Посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме, Обратиться к компьютеру (в Интернете), Спросить у других людей, Понаблюдать, Провести эксперимент.

Слайд 11

От чего зависит успех ? Не ограничивай собственных исследований, познавай все, что тебя окружает, Внимательно анализируй факты и делай поспешных выводов (они часто неверны), Не бойся допускать ошибки! Будь смел в принятии решений, Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений, Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и желание добиться хороших результатов.

Слайд 12

Подготовка к защите Почему избрана эта тема. Какую цель преследовало исследование. Какие решены задачи. Какие гипотезы проверялись. Какие использованы методы и средства исследования. Как проводилось исследование. Какие результаты получены. Какие выводы сделаны по итогам исследования. Что можно исследовать в этом направлении дальше.

Слайд 13

Защита Последовательность изложения материала Грамотность Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы ( для слушателей или уточняющие обстоятельства) Оценивание лучше проводить в бальной системе по трем уровням – необходимый, достаточный (программный), максимальный

Слайд 14

Результативность уроки «Про себя, и для себя», занятия клуба «Почемучка», познавательные игры «Что? Где? Когда?», интеллектуальные конкурсы, участие в конкурсах - Марафон Знаний, выступления на школьной конференции «Мир вокруг нас» Выступление на городской конференции «Мой дебют»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...

Презентация для педсовета на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе".

Презентация о проектно-исследовательской деятельностии учащихся начальной школы...

Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».

Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе». Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальн...