Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности
план-конспект урока по теме

Дёгина Ольга Викторовна

       Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Падунская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида   

                     ДОКЛАД  

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности.

                                                                    Выполнила: Дёгина О.В.

                                     2012-2013 уч.год

       Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с  детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у  умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Данные выводы определяют цель  работы - развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

       Каково же значение  коммуникативной компетенции для школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

 Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

 В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.

Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков  школьников  провожу  наблюдения за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень  речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом  ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности (на самоподготовке), на внеклассных занятиях  и мероприятиях с помощью игр. Я выделила основные компоненты развивающих игр:

1.ЦЕЛЕВОЙ – целевые установки на предстоящее усвоение материала.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ – включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ – дети являются помощниками воспитателя в проведении мероприятия, а также его активными участниками, где происходит актуализация жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

4.ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ – в  качестве критериев оценки результативности занятия вступают проявление и обогащение жизненного опыта воспитанников, индивидуально-личностное значение полученной  информации.

           Формы игровых занятий  различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем.

По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми в неурочное время есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы общение было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов:

- развитие определённых особенностей мышления и речи воспитанников, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств.

К средствам коммуникации:

в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции:

- выразительная (с помощью, которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта),

-апелляционная (посредством которой "другой" побуждается к действия           изобразительная  (посредством её "другому"  изображается, сообщается положение вещей).

Общение во время проведения игрового занятия –это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники  ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении тем, интересующих их. Я стараюсь создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.

Я предложила детям правила общения во время игр:

1.С уважением относиться друг к другу;

2.У каждого есть право быть выслушанным и понятым

3. Пока один говорит , все его слушают.

      В ежедневной работе по развитию коммуникативных  навыков я отдаю предпочтение таким формам проведения  занятий как:

-ролевая  игра

-беседы

-викторины

-дискуссии.

   В ходе воспитательной работы лучше  всего развивать коммуникативные навыки у детей  школьного возраста,  на занятиях  посредством  игровой деятельности.  Творческие игры проводятся с целью воспитания и развития  воспитанников,  «творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт детям  возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события». Коммуникативные навыки  воспитанников особенно развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений.  М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра - это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.

      При решении  задач развития коммуникативных навыков через игровую деятельность, я выделила следующие шесть организационных  форм игровой деятельности:

 одиночная,коллективная,парная,массовая,групповая,индивидуальная.

 

 

Специфика педагогических технологий, используемых в реабилитационной работе с воспитанниками.

 

Совместная деятельность

Специально организованное обучение

Самостоятельная деятельность

Диагностика

 

Экскурсия

 

Беседа-лекция

 

Дискуссия

Круглый стол

 

Досуги

 

Викторины

 

Конкурсы

 

Комплексные занятия.

 

 

Игровые занятия, требующие длительной подготовки

 

Практические занятия по обучению детей правилам поведения в обществе.

 

Работа по формированию речевой деятельности.

 

 

 

Чтение художественной литературы.

 

 

Рассматривание иллюстраций.

 

 

 

Просмотр художественных фильмов.

 

Сюжетно – ролевые игры.

Участие в конкурсах.

  

1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликты.

2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.

3.Самостоятельная деятельность детей-метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.

 

Игра рождается по мере развития и усложнения у ребёнка процессов познания и общения через разнообразные формы в условиях воспитания (непосредственные наблюдения за предметами  и людьми, взаимодействия с объектами и человеческим окружением, различные продуктивные занятия, знакомства с миром через книги, телепередачи и т.д.) В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных  психологических форм.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений труда.

        Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих моральных качеств личности ребёнка.

При проведении диагностики выяснилось, что специально  организованные и систематически проводимые  занятия способствуют повышению уровня коммуникативных  навыков у детей школьного возраста. Как показывает опыт, наиболее результативными являются специальные занятия, завуалированные в виде игр, куда приглашаются все желающие и обязательно привлекаются неконтактные дети. Особенно, если игра имела название, которое интриговала детей, помогало привлечь малоинициативных, «настороженных». Кроме того, нейтральное название помогает сделать игру достаточно гибкой и разнообразной. Во время проведения  игры дети не подозревают, что их учат способам общения.

 

                         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Весна" с элементами художественной деятельности (оригами).

Занятие по ознакомлению с природными явлениями (весна) комбинированного типа с элементами художественной деятельности (оригами) для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная шко...

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Весна" с элементами художественной деятельности (оригами).

Занятие по ознакомлению с природными явлениями (весна) комбинированного типа с элементами художественной деятельности (оригами) для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная шко...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В коррекционной педагогике нет материалов, в которых бы мы нашли рекомендации по организации исследовательской работы с детьми с ОВЗ. Для этих детей важен отработанный алгоритм действий, все новые дей...

Формирование экологических знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка....