Какой урок считать эффективным?
учебно-методический материал на тему

Мигунова Ольга Николаевна

Материал использовался на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 111.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Какой урок считать эффективным?

    Это оригинальность, новизна в приемах работы, но главное – результат. Отсутствие новизны, многократное повторение уже известного: все это снижает эффективность урока и интерес к предмету. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство, и вопрос в том, насколько они целесообразны, должен решаться в конкретных условиях обучения. Бывает так, что выбор форм и методов в одном классе может оказаться нецелесообразным в другом. Это зависит и от учебного материала, и от подготовленности учащихся, и от их умения работать самостоятельно.

1.     Организационно – методические пути эффективности урока.

                                    I.      Постановка учебно – воспитательных задач.

Учитель должен сказать детям:

-  где и когда они смогут применить свои знания; привести примеры;

-  связь данного материала с жизнью;

-  что должны усвоить, чему научиться, какие навыки приобрести.

                                 II.      Опрос учащихся.

Проверка домашнего задания и опрос не только проверяет знания учащихся и закрепляет материал, служит средством контроля, но и носит характер обучения и воспитания.

     Не всегда на уроке есть возможность выслушивать полные ответы всех учащихся, тогда можно ограничиваться короткими ответами по основным, узловым вопросам темы. Если из ответа видно, что учащийся знает материал, нет смысла выслушивать его до конца, лучше предоставить слово другому.

    Таким образом, один и тот же вопрос могут освещать 2-3 учащихся. Привлекая к освещению одного вопроса несколько учащихся (исправление ответа, дополнение и др.) и оценивая их знания, учитель получает полное представление об усвоении материала каждым из них.

                             III.      Объяснение материала.

При каких условиях объяснение на уроке дает наиболее высокие результаты? Это прежде всего:

  1. четкость объяснения нового материала;
  2. конкретность;
  3. доступность;
  4. последовательность (хорошо познакомить с планом объяснения);
  5. понимание новых терминов (они должны быть раскрыты, объяснены).

Объяснение материала следует проводить при активном участии класса. Один из эффективных путей активизации учащихся применение проблемного и программированного обучения.

Объясненный материал необходимо обобщить, а затем проверить, как он усвоен учащимися.    

                              IV.      Закрепление материала.

    Новый материал должен быть закреплен в классе. Если знание изучаемого материала нужно для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями.

    Постановка конкретных вопросов, требующих пусть кратких, но осмысленных ответов, подбор учащимся характерных примеров, связь изучаемого с жизнью, практикой – таковы основные пути закрепления материала на уроке.

                                 V.      Домашнее задание

    Знания, полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкреплять домашними заданиями. Давая домашнее задание, необходимо разъяснить учащимся что и как нужно делать, т.е. конкретизировать задание и тем самым облегчить его выполнение.

                  VI.      Подведение итога урока (рефлексия)

    Важным этапом учебно – воспитательной работы на уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи? Над чем надо еще поработать?  На эти вопросы в конце урока учитель и учащиеся должны получить ясные ответы. Итог урока можно подвести с помощью различных методов.

Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.

VII    Индивидуальная работа на уроке.

Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Нужно вскрыть перед учащимися причины отставания и указать пути ликвидации пробелов. Важно, чтобы учащийся постоянно чувствовал свое продвижение вперед; объем и трудность заданий следует увеличивать постепенно.

   Чтобы индивидуальная работа на уроке достигла цели, нужно соблюдать такие основные условия:

  1. работу следует проводить регулярно;
  2. индивидуальные задания должны быть небольшими;
  3. индивидуальные задания должны проверяться и оцениваться.

К высокой эффективности  урока ведут многие пути. Секрет в том, чтобы выбрать наиболее целесообразные методы и приемы, чтобы они отвечали духу времени, были востребованы и актуальны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок русского языка в 1 классе "Слова отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?"

·             Урок знакомства с новой темой. В игровой форме дети знакомятся с признаками прилагательных, учатся их распознавать ви применят...

Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2 класс УМК «Школа 2100»

Урок русского языка 2 класс в ТДМ, УМК «Школа 2100»  Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому я...

Урок русского языка в 1 классе.Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Урок русского языка. 1 класс (УМК "Начальная школа XXI век" Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»....

урок русского языка в 1 классе "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", какое?", "какие?""

Урок русского языка в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы проблемно-диалогическое обучение, мультимедийная поддержка, ЦОР,...

Неделя математики. Открытый урок. «СЧИТАЕМ, ПУТЕШЕСТВУЕМ ИГРАЕМ. СТРАНА «МАТЕМАТИКА» .

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.1 УЧЕНИЦА:Вот и прозвенел звонок,Пригласив нас на урок.Станем мы решать, считатьСкладывать и вычитатьВсё делить и умножатьПостараться всё понять.Уравненья все решимИ решим за...