Единый орфографический режим в начальной школе.
методическая разработка по теме

Акежева Луиза Хезировна

Данный  материал для  учителей  начальных  классов( порядок  ведения  тетрадей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единый орфографический режим.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Единый

орфографический

режим.


 Единый орфографический режим.

Одним из требований единого орфографического режима является унифицированы; грамотное оформление школьной документации

Порядок ведения тетрадей учащимися.

Дети должны:

  1. писать аккуратным, разборчивым почерком;
  2. единообразно выполнять надписи на обложках тетради для 1-4 кл. по образцу:

 

________

тетради прописи) уч-ся 1кл. надписываются только учителем со 2 класса

- учениками;

соблюдать поля, в 1 кл. тоже;

в 1 кл. в Iполугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется.

Со IIполугодия в 1кл, а также во 2 и 3 кл проставляется дата исполнения

работы: число арабской цифрой, название месяца  —  прописью (Пр.— 2 марта.)

В 4 класс дата выполнения работы (число и название) пишется прописью —

По русскому языку;

не писать название темы урока в 1, 2, 3 кл., писать тему урока с 4 класса.

Писать названия письменных работ (изложения, сочинения и др.);

слова: «контрольная работа», «упражнение», «задача», «пример) не писать,

не писать также и знак «№»;'

обозначать номер упражнения, задачи арабской цифрой и указывать вид

выполняемой работы , где  выполняется работа (классная или домашняя);

соблюдать красную строку;

учащиеся 1—4 классов текст каждой новой работы должны начинать писать

с красной строки на той же странице тетради, где написана дата и наименование

работы.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. По математике пропускать только 1—2 клетки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике — 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);

выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом, с применением линейки;

 —исправлять ошибки следующим образом:


неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать, косой линией; вместо зачеркнутой надписывать буквы, слова, предложения. Не заключать неверны написания в скобки;

учителя должны прописывать образцы написания цифр и букв в рабочих тетрадях по математике и русскому языку с 1 по 4 класс включительно;

Тетради проверяются

по русскому и математике в 1—4кл и в Iполугодии 5кл. после урока у всех учащихся;

изложения и сочинения по русскому языку, также все виды контрольных работ по предметам к следующему уроку.

Сроки:

контрольные диктанты и работы по математике в 1—4 классах проверяются и возвращаются уч-ся к следующему уроку;

изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются   учащимся к следующему уроку, чтобы провести анализ и работу над ошибка ми;

подчёркивания и исправление ошибок —  только красной пастой. На поля выносят номер орфограммы для орфографических ошибок и номер из памятки по стилистике.

Считать однотипной ошибкой одну и ту же ошибку в одном слове, даже если она повторяется несколько раз, считать её за одну ошибку.

 Если ошибка на одно и тоже правило, но допущена в разных словах, то она однотипной не считается и в каждом слове засчитывается за ошибку.

Работа над ошибками:

проводится в тех тетрадях, где выполнялись письменные работы.

По рабочим тетрадям:

получив тетради, дети дома (в случае массовой ошибки учитель планирует и корректирует работу в классе) после указания даты выполнения работы и слов: «Работа над ошибками» выполняют её, оставляют строчку или 2 клетки для пометки учителя и пишут: «Домашняя работа».

  1. по русскому языку — по памяткам: по орфографии и стилистике (особенно
    для творческих работ);
  2. по математике: учитель при исправлении ошибок после работы записывает
    аналогичный пример, ученик решает  ошибочный и данный учителем.
    (По математике в школе возможны свои варианты).

В рабочих тетрадях детей выставляются две оценки:

1—за грамотность;

2— за общее впечатление от работы.

Вторая оценка в журнал не заносится, в дневник ее выставлять нужно.

Оценки в журнал за домашние и классные письменные работы выставляются за наиболее значимые работы (по усмотрению учителя).

За сочинение и изложение в 2 и 3кл. выставляется только одна оценка — за содержание и грамотность (и в журнал, и в тетрадь), в 4 классе - две.

В 3 классе — одно контрольное изложение в конце года.

В 4 классе — по полугодиям (одно изложение и одно сочинение).

Частота проведения творческих работ: 2,3,4 классах -1 раз 14 дней.

За контрольное изложение и сочинение «2» ставить в журнал; все остальные

изложения и сочинения начальной школы обучающие.

За обучающие изложения и сочинения «2» не ставить. Если таковая случится, то с этим учеником подработать и поставить оценку.

Один раз в десять дней должен проводиться словарный диктант, двойки за него не выставляются. Словарный диктант выполняется в рабочей тетради.

Контрольное списывание и контрольные словарные диктанты проводятся в тетрадях для контрольных работ по русскому языку. Со IIполугодия 2 класса проводится 1 раз в полугодие контрольный словарный диктант

Тетради для творческих работ должны быть у каждого ученика.

За диктант выставляются две оценки, только в том случае, если он был сграмматическим заданием, но это помечается в журнале. Для проверки выполнения грамматических разборов предлагается не более 3 видов грамматического разбора, а не 4 — 5 зданий подобного рода, что бывает в некоторых школах И только хорошо успевающим уч-ся можно предложить дополнительное задание повышенной трудности требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Дополнительное задание оценивается отдельно, оценка выставляется в свободную клетку.

При выставлении оценок за диктант с грамматическим заданием должно быть чёткое разграничение: за диктант - отдельная; за грамматическое задание также выставляется отдельная оценка.

Контрольное списывание может быть с грамматическим заданием — также помечать в журнале и тогда выставлять две оценки.  Во 2 классе по 1—4 контрольного списывания нет — замечание ИУУ. Как таковой вид работы есть, но в журнал не ставить отрицательной оценки. В журнале делать запись: «Контрольное списывание (обучающее)».

Оценки за словарный диктант и арифметические диктанты выставляются с момента оценивания, во 2 классе, в случае получения отрицательных оценок оставлять пустые клеточки.

По математике:

— арифметический диктант по математике проводится один раз в 10—14 дней, «двойки» за него не выставляются.

За контрольный устный счёт «2» выставлять. Он проводится 1 раз в месяц. Контрольный устный счёт начинается с четвертой четверти Iкласса.

 Устный контрольный счёт проводится в контрольных тетрадях по математике. Оценки выставляются за устный контрольный счёт с момента оценивания детей (со П четверти 2 класса).

Объем заданий устного контрольного счёта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I полугодие

-

6-8заданий

8-10заданий

10-12заданий

II полугодие

6-8заданий

8-10заданий

10-12заданий

12-14заданий

Самостоятельные работы проводятся на стадии формирования навыка и закрепления. Особенно, если тема большая и сложная, если небольшая, несложная, то можно и одну, но не позднее, чем за 2-3 урока до контрольной  работы.

По труду, изо, музыке, физкультуре задания на дом не давать и в журнал не записывать. Записи тем по этим предметам должны быть только в графе «Тема урока». За ведение тетради по музыке оценки не выставляются в журнал. Там, где безоценочная система, оценки не выставлять нигде (1 класс и Iчетверть 2 класса);

Домашние задания не давать и не записывать их в журнал в 1 классе. Со 2 класса согласно СанПина от 28112002года №44 д\з записывать в журнал с 1 сентября.

Все школы района с прошлого учебного года оценивают уч-ся 2 класса со 2четверти по решению педсовета.

При безоценочной системе оценки за поведение не выставляются.

Вообще, оценки по поведению бывают: «удовлетворительные», «хорошие»,«неудовлетворительные» — но не «4» и «5».

При записи в журнале сочинения, изложения перед этими словами написать:«Развитие речи(р/р)», слово «изложение» или «сочинение» и тему.

Наименование предмета «Чтение» — не писать — «Литературное чтение».

Внеклассное чтение записывать вместе с литературным чтением, в названии предмета Литературное чтение» особых пометок не делать, В записи тем уроков делать пометку «Внеклассное чтение».

Частота проведения внеклассного чтения: 1 класс—Iраз в неделю 10—15 мин. от урока; 2 класс —1 раз в неделю; если в 3 и 4 классе по 5 часов литературного чтения, то внеклассное — Iраз а неделю, если по 4 часа — то 1 раз в две недели.

Если вводится чистописание во 2 классе, то записывать темы раздел «Русский язык», помечая, что это чистописание, аналогично внеклассному чтению.

Не делать в журнале запись «Контрольный срез знаний», а только «Самостоятельна работа» или «Контрольная работа».

При проведении контрольного чтения такую запись в журнал не делать и оценки в отдельную графу не выставлять, а вразброс. Делать запись и выставлять оценки в отдельную графу только при полугодовом и годовом контроле. Темы уроков должны соответствовать учебным темам, искажения недопустимы. Тему «Подготовка к контрольной работе» не писать; не писать

также «Повторение», «Повторение пройденного», «Закрепление», 'Закрепление пройденного». Если идет повторение, то тему, по которой производится повторение, писать.

При оформлении записи в журнале писать

по русскому языку: Контрольный диктант по теме (какой0),

 по математике: Контрольная работа по теме: (какой?).

Оценки за четверть выставляются сразу за последним столбцом. Ниже списка уч-ся после окончания четверти надо писать:

но плану положено провести уроков.

проведено и подпись учителя.

Писать не там, где находятся темы уроков, а ниже списка учащихся.

 Если на уроках труда изготовлялись какие-либо поделки, то сначала писать: «Работа с бумагой» (с тканью и т. д.) и что делали конкретно. «Окружающий мир» и ОБЖ писать в журнал совместно: при записи темы писать сначала тему «Окружающего мира», затем ОБЖ и тему по ОБЖ.

■ .

В журнал: название предмета: «Окружающий мир. ОБЖ.» (1—2 кл.) или«Природоведение, ОБЖ.» (3-4 кл.).

Самостоятельные и контрольные работы в 1 классе, диктанты, устный контрольный счёт должны вписываться в журнал. Итоговые контрольные работы поIклассу — 20—25апреля.

После проведения контрольной работы, диктантов и их анализов задавать д\з и записывать его в журнал. 

Определить сроки проведения контрольных работ с 15-22 мая во 2-4 классах.

Перегрузки: по русскому языку не писать на двух уроках подряд диктант, сочинение, изложение

по математике — самостоятельные и контрольные работы .

При составлении календарно-тематического планирования развести виды контроля хотя бы через 1-2 урока.

Математика: контрольная работа, самостоятельная, устный контрольный счёт, арифметический диктант.

Русский язык: диктант, словарный диктант, изложение, сочинение, контрольное списывание.

Оформление классовОбязательно;

-классный уголок;

 календарь природы (ввести фенологические наблюдения по временам года,вместо «Труд людей в городе» или др. не несущей информации рубрики. Разбить класс на группы и по неделям — что именно видели. Учить наблюдать за природой- сначала «замечать», «видеть», потом «любить»

уголок труда + безопасность;

уголок чтения, где со 2 класса начинает накапливаться материал «Моё мнение о прочитанном произведении»;

уголок для родителей (со сменным материалом), выставка детских работ

(работы должны быть подписаны). Уголок для родителей лучше сделать общим в рекреации и вести его по очереди;

  1. образцы прописей, осанки, алфавит (образец прописи);
  2. график контрольных работ должен быть вывешен на четверть, но не на год.

Названия и порядок для записи предметов в классный журнал*

«Русскийязык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»,«Математика», «Введение

в историю»,«Окружающим мир. ОБЖ.» (1—2 кл.), «Природоведение ОБЖ» (3—4 кл.),

«Музыка»,«Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Трудовое обучение»

или «технология»(в зависимости по какой программе работаете).

«Письмо»  «Обучение грамоте» — в период изучения азбуки в 1 классе, после этого

писать (наследующей странице соответственно): «Русский язык» и «Литературное чтение».

«День знаний» писать на те уроки, которые будут по расписанию, и написать урок в нетрадиционной форме — экскурсия, беседа, диспут, на одном уроке (чтение).