Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»
учебно-методический материал по теме

Скирденко Мария Николаевна

Цели:

1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 

2)    создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;

3)    содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Скирденко М.Н.

учитель начальных классов высшей  

квалификационной категории

МОУ «Ракитянская СОШ №2 имени А.И.Цыбулева»

Цели:

  1. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  
  2. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;
  3. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.  

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся».

     Эпиграфом к нему я хочу взять слова Анатолия Александровича Гина, одного из разработчиков теории ТРИЗ: «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».

Презентация педагогического опыта

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленные на решение жизненных задач».

ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это  значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
                   ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,
 воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Основные  принципы ТРИЗ

  1. Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  2. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  3. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ:

  1. решение творческих задач любой сложности и направленности;
  2. решение научных и исследовательских задач;
  3. систематизация знаний в любых областях деятельности;
  4. развитие творческого воображения и мышления;
  5. развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
  6. развитие творческих коллективов.

    Специалистами по ТРИЗ Злотиным Борисом Львовичем, Зусман Аллой Вениаминовной были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:

«Взрослое» мышление

«Детское» мышление

«Тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

Синкретизм, стремление связывать «все со всем»

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

«Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

«Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Традиционно  выделяют три вида логических умозаключений: дедукция (от общего к частному), индукция (от частного к общему) и трансдукция- различные виды логических умозаключений.  

Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.

Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности.

Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, побуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.

Представление системы учебных заданий (приемы )

Названия методов, приемов.

Краткая характеристика

Метод «Да-нетка»

метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод

 синектика

Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

Метод фокальных объектов

Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

Методика сочинений по картине

Цель метода: активизация словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике

«Морфологический анализ»

Суть данного метода – построение таблицы, 

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

Модель «Системный лифт»

для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта

Механизм решения изобретательных задач

В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:

-умение увидеть, выявить противоречие;

-формулирование противоречия;

« если  действие  есть  «х»,  то  имеем «+»,  но  «-»;

 -преодоление противоречия.

Метод системного оператора

В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Модель «Создай паспорт»

для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

Модель «Составление плана/раскадровка

для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения

Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков

для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов

Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Модель «Элемент – имя признака – значение признака»

Для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.

Метод мозгового штурма

Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ

1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

-1.  Использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала.

- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде.  Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На слайде геометрические фигуры: отрезок, луч, прямая, окружность, ломаная линия, многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и др.

Возможные вопросы учащихся:

- о количестве углов

- о количестве звеньев

- об ограничении концов

-  о бесконечности линии

Загаданное слово – прямая. 

2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. На уроке окружающего мира по теме «Первые русские князья» обучающиеся создали паспорт князей (таблица прилагается)

 3. «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. На уроке окружающего мира при изучении свойств воды, предлагаю учащимся задание: посмотрите  на каплю на оконном стекле.

- Представьте себе, что это маленький человечек.

- Какими ещё способами человечек из воды может двигаться, путешествовать? (вместе с каким-то сосудом, по реке)

- Могут ли у водяного человечка быть дети? (может разделиться на более мелкие капли)

- Во что он может превратиться? (в пар, в лед, в снежинку)

Чем питается? (дождем, веществами, которые в нем растворяются и т.д.)

- Какие у него могут быть друзья? (дождик, речка, снежинки и т.п.)

- А кого он боится? (солнце, огонь, грязь, человек - может каплю проглотить и т.п.)

- Как сможет спрятаться (сольётся с дождевой водой, впитается в землю, испариться.)

- А теперь давайте сочиним сказку о его приключениях.

4. Методика сочинений по картине И.Н. Мурашковской отличается от традиционной, прежде всего активизацией словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике. Рассмотрим этапы работы по картине на примере урока развития речи (сочинение) по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Состав картины 

-  Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель записывает на доске в виде символических рисунков или словами).

Грач, березы, темное небо, низкие серые тучи, потемневший снег, талая вода, церквушка с колокольней, сельские домики.

Восприятие объектов через разные органы чувств

- Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины.

- Какие звуки вы бы могли услышать? (крики грачей, шум крыльев, воды)

 -Какие бы уловили запахи? (запах талой воды, оттаявшей земли, сырости, свежести, запах весны)

- Что почувствуете, если дотронетесь до березы, земли, снега и т.д.

Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор).

- Придумайте, на что похожи деревья, грачи, снег, стволы, ветви  деревьев,
- С чем можно сравнить небо, березы, грачей, снег, сельские домики, даль неба, небольшую церквушку.
- Назовите, какие признаки есть у снега, воды, грачей, неба, воды и т.д.
-Что может делать со снегом, с водой, с упавшими у берез ветвями.

Преобразование сюжета во времени

-Что могло быть перед тем, растаял снег? прилетели грачи? (называется ситуации, изображенные на картине).
- Что произойдет после того, как грачи построят гнезда? весь снег растает? выглянет солнышко?

Восприятие сюжета с разных точек зрения

- Придумайте рассказ от лица мальчишек, играющих возле сельских дворов,  грачей, священника из церкви, солнышка (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект).
- Опишите, что думает одинокий, сидящий у корней берёзки грач, если он сейчас (грустит, радуется  или торопится и т.п.)

Смысловая характеристика картины

- Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины.

Грач на горе — весна на дворе.

Герасим - грачевник грачей пригнал.

Грач на горе - весна на дворе.

Увидел грача - весну встречай.

Грач зиму расклевал.

Если грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.

Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно начинать сев.

4. Морфологический анализ. Суть данного метода – построение таблицы, в которой должны быть охвачены всевозможные варианты (подобие таблицы Пифагора). Например: безударные гласные встречаются в приставке? Да!

Так постепенно заполняется вся таблица.

 

 

 

 

приставка

корень

суффикс

окончание

Безударные гласные

Звонкие и глухие согл.

Непроизносимые согл.

Моделирование:

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме ТРИЗ (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

  1. Задание по группам разработать этапы уроков с применением ТРИЗ .
  2. 1 группа этап актуализации знаний учащихся, 2 группа- введение нового знания, 3 группа – этап применения новых знаний.

2) Обсуждение авторских моделей урока.

Результативность: 

В аспекте обучения: одним из показателей успешности применения технологии ТРИЗ является позитивная динамика качественной успеваемости учащихся по предметам.

2011 - 2012 учебный год – 66,6%

2012 – 2013учебный год     -  1 полугодие – 68,7%

В аспекте развития: в  период работы      использования ТРИЗ – технологии проводилось    изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности Торранса). Результаты  приведены  в таблице:

 

Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010-2011

11%

19%

70%

2011-2012

23%

46%

31%

Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.

Показателем развития творческого мышления учащихся являются достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах: Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»: Кондратенко Александр - 2 место в районе, Крамарова Ольга – 3 место в районе, Кондратенко Александр, стал победителем районного конкурса «Покормите птиц зимой», в номинации «Как я кормлю птиц», победителями международного игры-конкурса «Инфознайка – 2012» стали Кондратенко Александр, Крамарова Ольга. В текущем учебном году Гончарова Анастасия стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

Рефлексия:

  1. Составление паспорта технологии ТРИЗ

Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Родина

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю

2. Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять  технологию ТРИЗ,  не знаю, пусть прилетят бабочки белого  цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.