Здоровьесберегающие технологии на уроках
статья по теме

Коржикова  Анастасия Сергеевна

Главной задачей современной школы является  «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Чтобы умело реагировать на разные жизненные ситуации, ученики должны иметь крепкое здоровье, а «сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха», - сказано в этой же национальной образовательной инициативе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zd.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках

Главной задачей современной школы является  «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Чтобы умело реагировать на разные жизненные ситуации, ученики должны иметь крепкое здоровье, а «сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха», - сказано в этой же национальной образовательной инициативе.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психологического здоровья учащихся. Под психологическим здоровьем  понимается совокупность физического, социального и психического здоровья, что  определяет гармоничный процесс развития внутреннего мира человека, его согласие с самим собой, когда он понимает, принимает, анализирует, контролирует, любит и строит позитивные  взаимоотношения  с окружающими,  умеет адаптироваться в социуме.

Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Все факторы, имеющие отношение к «здоровьесбережению» ученика, можно разделить на три группы:

Гигиенические факторы (освещенность, воздушная среда, дизайн стен и т.д.)

Учебно-организационные факторы, зависящие в большей степени от администрации школы,- объем учебной нагрузки, расписание уроков, организационно-педагогические условия проведения уроков, психологический климат педагогического коллектива и многое другое.

Психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от учителя,- психологический климат в классе, на уроке, стиль педагогического общения учителя с учащимися, индивидуальный подход к ученикам, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника и др.

        Любая образовательная технология является психосберегающей (а значит, и здоровьесберегающей), если выполняет 4 требования:

1) Учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.) особенностей учащихся, их темперамента, характера функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.д.

2) Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиваться оптимальных (наилучших) результатов обучения вообще, а обязательно при минимальных затратах времени и сил учащихся (в том числе и домашнее, задание). Всякая экономия сил, средств, ресурсов, в конечном счете, сводится к экономии времени.

3) Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата на уроке; безусловное сохранение, поддержание, укрепление психического здоровья; исключение любых факторов, могущих негативно повлиять на психическое состояние ребенка (авторитарное давление, грубость, едкая" и обидная ирония, бестактность и т.д.)

4) По мере развития гуманистических тенденций в организации осуществления образовательного процесса акцент делать не только на подходе, не приносящем вреда, но и на том, чтобы научить его средствам психологической самозащиты.

Кроме развития интереса к предмету и использования активных форм обучения на уроках  необходимо соблюдать следующие правила, ведущие к здоровьесбережению:

  1. разнообразие видов учебной деятельности в норме 4-7 за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников и, наоборот, слишком частая череда смен одной деятельности другой' потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. Сочинение - творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.
  2. Ориентировочная средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: 7-10 минут.
  3. Разнообразие видов преподавания, в зависимости от 3-х типов модальности детей по входу информации, хранению, воспроизведению (визуальных, кинестических каналов прохождения информации): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма не менее трех. Это не только повышает эффективность процесса обучения, но и способствует снижению психического напряжения ребенка до оптимального уровня.

•        Наличие и выбор места на уроке методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

  1. Поза учащихся, чередование позы.
  2. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Норма на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3- 4 повторениями каждого.
  3. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество-авторитарность, индивидуальные-фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный-недостаточный); между учениками (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность).
  4. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известные высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.
  5. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80 %.
  6. Темп окончания урока: спокойное завершение, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

           

Выполнение данных требований будет способствовать решению актуальной задачи сбережения здоровья учащихся.

Структурными элементами здоровьесбережения на уроках могут выступают:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, можно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение его комфортными условиями развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как, понимание, любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. При этом появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

        Если проанализировать другие технологии, то можно увидеть, что каждая из них имеет факторы здоровьесбережения.

Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Эти поговорки тоже можно использовать в качестве дидактического материала на уроках. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести урок интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно- тематическому планированию.

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий и важный момент формирования здорового сознания.

 Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

Ведь, что такое человек?

                               Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат. И восход.

И четыре в нём времени года.

И особый в нём музыки ход.

И особое таинство цвета

То с жестоким, то с добрым огнём.

Человек – он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождём

Всё вместил в себя. Вёрсты и время.

И от атомных бурь не ослеп.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств? И встреч?

Человек – он ведь тоже природа.

 Так давайте природу беречь!

Литература

  1. Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения» М. .-Педагогика, 1997.
  2. Киколов А.И. «Обучение и здоровье»: Методическое пособие.-М.,1983.
  3. Методика преподавания литературы. -М., 1978.
  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»-М.,: Народное образование, 1998.
  5. Смирнов Н.К. «Основы педагогической психотерапии». -М.:Человек,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Урок. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Совершенствование умений практического владения английским языком по теме “The Seasons of the year”, формирование лексических, фонетических, грамматических навыков, умений письма, чтения, аудирования,...