«Современные педагогические технологии в обучении младших школьников».
методическая разработка по теме

Шылык Светлана Григорьевна

выступление на ШМО учителей начальных классов)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2012-13g.docx54.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Современные  педагогические  технологии  в  обучении  младших  школьников».

           (выступление на ШМО учителей начальных классов)

Материал  подготовила:

учитель  нач. классов

 МБОУ СОШ№3 г. Вилючинска

Камчатского края

Шылык С.Г.

                                                               2012 – 2013 уч.год                                

                                                               

Современные  педагогические  технологии  в  обучении младших  школьников.

 

Реформы, происходящие в современной  образовательной системе, задают  высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

    Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяет как цивилизационный слом. Особое место  отводится воздействию информации, роли её новых технологических систем, форм, характера и объёма влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности человека.

   Переход к информационному обществу существенно меняет требования к результатам образования. К концу 20-го века стало ясно,  что в современном информационном пространстве накапливание знаний, умений и навыков не позволит выпускнику школы быть конкурентно способным. Для современного  молодого человека очень важно уметь добыть информацию, извлекать из неё знания, легко находить своё место в обществе и чувствовать себя комфортно в динамичном и быстро изменяющимся мире. В настоящее время обновляющейся  школе потребовались такие методы обучения, которые:

Слайд 1

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Можно выделить   несколько методов и форм современного урока на начальной стадии обучения:

1

Слайд 2

  • проектное обучение;
  • информационно – коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемного диалога;
  • поисково-исследовательская деятельность
  • технология групповой и парной творческой деятельности;
  • портфолио.

                   Слайд 3

1. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

               Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

              Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

              На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

              В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Выделим несколько видов проектов:

                     Слайд 4

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.  Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой

2  

         аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в

Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

    Слайд  5

2. Информационно-коммуникационные технологии

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

         игровая деятельность;

         создание положительных эмоциональных ситуаций;

         работа в парах;

         проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в

3

один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

      Слайд 6

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

              Слайд 7

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

         на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

         обеспечивает наглядность;

         привлекает большое количество дидактического материала;

         повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

         обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

         расширяет возможность самостоятельной деятельности;

         формирует навык исследовательской деятельности;

         обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

         способствует повышению качества образования

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

4

               Слайд 8

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

         сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

         сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

         обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого используют различные методы и приемы.

  Слайд 9

Учителем используются развивающие методы и приемы:

     метод анализа

     метод сравнения

     метод обобщения

     метод классификации

     формулировка понятий

     внутренний план действий

                 Слайд 10

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

1.      мультимедийные курсы

2.      презентации к урокам

3.      логические игры

4.      тестовые оболочки

5.      ресурсы Интернет

6.      электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только

5

оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

   Слайд 11

3. Здоровьесберегающие технологии.

Урок остается организационной  формой  образовательного процесса,  которая  непосредственно  зависит  от  учителя.  Выявление  критериев здоровьесберегающего  потенциала  школьного  урока и построение урока  на  здоровьесберегающей  основе  является  важнейшим  условием  преодоления.

   Для  того,  чтобы  дети  не  уставали  на  уроке,  необходимо  регулярно  проводить физминутки и специальные упражнения для снятия  напряжения    с  мышц  опорно-двигательного аппарата,  упражнения  для  рук и пальцев,   упражнения  для формирования  правильного  дыхания,  точечный  массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц  глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

  Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет  учащимся более успешно  адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

6

      Слайд 12

4. Технология проблемного диалога.

Активность аналитического осмысления  учебного материала  младшими школьниками  быстро снижается, если ученики  на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять  однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает  выполнять одно и то же. Их работа  становится  малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того, чтобы  материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно  постигать  явления окружающей его жизни,  продуктивно мыслить и применяется проблемное обучение. Смысл технологии проблемного обучения заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала, «пропустить»  школьников через звенья научного творчества. Как при этом действует учитель?

    На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать  сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Понятно, что проделать такую работу  ученики могут только в диалоге с учителем.

Слайд 13

Побуждающий диалог провоцирует ту же мыслительную работу, которую выполняет ученый. На этапе  постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Иными словами, побуждающий диалог  ученикам отгадать противоречие и проблему, гипотезу и проверку. Эта извилистая тропа чревата ошибками.

Слайд 14

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к теме, на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию.  Иначе говоря, подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.

На этапе  воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Другими словами, от каждого школьника требуется самому  и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнить такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, схему, алгоритм, стишок).

Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке учитель  сначала

7

побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем  продуктивным заданием стимулирует школьников создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «спросил, открыл, создал». Кроме того, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную  деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на  постоянных трудностях; оно ориентирует  на комплексное использование знаний.

Слайд 14

5. Поисково-исследовательская деятельность.

Учебная исследовательская деятельность – это  специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся. По своей структуре  соответствующая  научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью. Активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.

Слайд 15

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели:

-Целенаправленность и систематичность.  Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и в неурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

-Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

-Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

8

-Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок.  Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

-Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями о подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

-Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование  быть посильны, интересным и полезным.

Слайд 16

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

    Слайд  17

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель- чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает, систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы и защита работы могут быть разными: реферат, презентация, доклад и т.д.

      Слайд  18

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

  • -изучение теоретических источников;
  • -наблюдение;
  • -поисковый эксперимент;
  • -описательный;
  • -анкетирование;

9

  • -интервьюирование.

Необходимо отметить широкий выбор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, а также возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир.

                 Слайд  19

  1. Технология групповой и парной творческой деятельности.

Особое внимание привлекает педагогическая деятельность, направленная

 На организацию групповых и парных форм учебных занятий. Чем же эти формы работы отличаются друг от друга?

Парная форма учебной деятельности предполагает, что два человека занимаются друг с другом и не с кем больше. При работе учащихся в паре может происходить сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка, но при этом ещё нет коллектива. Парную форму учебных занятий называют работой в статистической  или замкнутой.паре.

             Слайд 20

При групповой форме работы один человек (обычно учитель) учит одновременно несколько человек группы. В момент общения одного говорящего слушаем как минимум три, четыре, пять и более человек. Примером групповой формы работы может служить общеклассная работа на уроке, учебные занятия в бригадах, звеньях, консультация.

Важнейшие особенности групповой формы организации процесса обучения следующие:

 

           Слайд 21

  • каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина-слушает; минимальное количество учеников – четыре человека;
  • каждый участник является попеременно то учеником, то учителем;
  • ближайшая цель каждого учащегося – учить других всему, что знаешь сам;
  • деятельность каждого ученика является общественно полезной;
  • каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и успехи товарищей;
  • изучаемую тему ученик может излагать другим ученикам на уроке, работая с каждым  в отдельности столько раз, сколько необходимо для полного, прочного  овладения ею;
  • важнейшая задача учителя – формировать мастерство, искусство преподавания у каждого ученика.

    Все эти формы организации занятий требует перестройки  работы учителей

                                                                                                                                   10

и учащихся: нужно научиться работать в замкнутых и свободных парах, группах; вести учет, планировать свою работу и работу школьников; управлять деятельностью своих учеников; формировать педагогическое мастерство учащихся. Дело это непростое. Подготовка к таким занятиям требует от учителей серьёзной работы.  Урок с использование таких форм работы, делают его более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

         Слайд 22

  1. Портфолио.

   Особое место среди современных образовательных технологий занимает портфолио, технология которого не так давно вошла в арсенал современной практической педагогики. Это индивидуальная папка обучающегося, в которой за определенный период времени фиксируются, накапливаются и оцениваются его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, трудовой, коммуникативной и т.д.  Работа с портфолио поможет ученику :

 -организовать планирование и контроль своего обучения;

-определять образовательные цели и ставить адекватные задачи;

-решать задачи профильного выбора;

-оценивать себя;

-планировать свою деятельность на перспективу завтрашнего дня.

     Ученик в школе находится в состоянии постоянного оценивания взрослыми по школьным предметам. В процессе оформления портфолио у учащегося происходит смещение акцента с того, что он не знает и не умеет, на то, что не знает и умеет по данной теме и данному предмету, происходит перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника. В связи с этим портфолио для школьника может стать хорошим стимулом  к развитию самостоятельности и ответственности, способствовать улучшению его образовательных результатов.  

          Слайд 23

    Наиболее популярны сегодня виды портфолио:

  • портфолио достижений,
  • портфолио – отчёт,
  • портфолио – самооценка.

11

Слайд 24

   Формируя портфолио, школьник учится отбирать и оценивать информацию; точно определять цели, которые он хотел бы достичь; планировать свою деятельность; давать оценку по итогам определенной работы; контролировать самооценку; отслеживать собственные ошибки и исправлять их. Очевидно, что все эти умения являются компонентами учебных универсальных действий, качествами конкурентноспособной личности.

   

   

ЛИТЕРАТУРА:

Журналы:   «Начальная  школа», № 2, 2006 г.

                    «Начальная школа», №2, 2007 г,

                    «Начальная школа», №7, 2003 г.

                    «Начальная школа», №8,9,11, 1990 г.

 Статья    И.Ю. Грязновой, руководителя кафедры педагогики и психологии КГАОУ ДОВ      

                  «Камчатский институт ПКПК» «Современные образовательные технологии в

                    системно-деятельной парадигме».

Статья      Е. Л. Мельниковой «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства

                  обучения».

12