Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия
статья на тему

Щербинина Элеонора Владимировна

 

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий.

                                     Регулятивные учебные  действия

Я ,Щербинина Элеонора Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы, как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать у ребёнка универсальные учебные действия. Я   расскажу о регулятивных универсальных учебных действиях.

Итак, что же такое регулятивные универсальные учебные действия?

Вообще, регуляция - это ничто  иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.

В состав регулятивных универсальных учебных  действий входят следующие действия:

  • постановка цели или целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • волевая саморегуляции

Важно отметить, что всё то, о чём мы сегодня говорим не является для нас чем-то новым, работая по образовательной системе «школа 2100» все эти действия мы формировали и формируем, но если говорим о регулятивных универсальных учебных действиях, то ранее мы называли их организационными.

На примере диагностики, проведённой в моём классе, мне удалось сделать некоторые выводы о сформированности этих действий на момент поступления в 1 класс, затем по окончании 1 и 2 классов.

Целью диагностики было выявление уровня развития организационных действий.

 Из 20 учащихся хороший уровень был у 6 ребят, у 4 детей удовлетворительный уровень сформированности, и 10 человек это ребята с недостаточным уровнем сформированности организационных действий.

Подробно проанализировав  полученные результаты, образовательный процесс был выстроен с целью повышения  уровня сформированности организационных действий.

Практически на всех уроках эти действия можно формировать, используя  УМК образовательной системы «Школа 2100».  Огромную роль в  формировании  регулятивных учебных действий  играет использование ИКТ. Практически на каждом уроке, я работала с электронными учебными материалами, которые нам были предоставлены новосибирскими учёными Молоковыми А.В. и  Ю.Г.  Эти пособия помогли  нам успешно работать с учащимися в безотметочный период в первом классе. На уроках математики, обучения грамоте, учащиеся могли поработать как вместе с учителем, так и самостоятельно, при этом оценивает детей не только учитель, но и  компьютер.

Мне бы хотелось кратко рассказать об одном из  регулятивных универсальных   учебных действии – об  оценке.

Оценка предполагает выделение учащимися того. Что уже усвоено, осознание того в какой мере это усвоено.

Очень часто дети путают оценку и отметку.

Отметка 2, 3, 4. 5, хорошо, отлично, удовлетворительно - это как бы некая итоговая интегрирующая характеристика,   учебной деятельности учащихся, но она не говорит о том, что сделано, не правильно, где нужно внести исправления, поэтому отметка должна сопровождаться оценкой - развёрнутым описанием, того, что уже хорошо сделано, что не очень, а что находится в зоне ближайшего действия. Вот такой оценке ребёнка нужно учить и он должен понимать критерии оценивания. Причём работа с ИКТ позволила создать условия  для формирования самооценки и самоконтроля.

Дети, начиная с 1 класса учились работать, оценивая себя сами.

Для каждого года обучения был составлен определённый алгоритм самооценки.

Мною были разработаны листы самооценки для учащихся на каждый урок, в которых дети оценивали сами себя, свою деятельность на уроке. Причём важно отметить, что оценивали себя к концу первого класса адекватно, т.к. дети  уже познакомились с рядом способов оценивания. Наша задача,    научить детей отмечать успех   и  адекватно относиться к своим неудачам.

Кроме того у каждого ребёнка был собственный дневник, который так и назывался « Я научился», где ребёнок  отмечал свои успехи и мог продемонстрировать их окружающим.

Успешность каждого ребёнка– это ,то над чем нам важно работать на каждом уроке. Поэтому  я разработала во 2 полугодие 1 класса листы успеха по каждому предмету на определённый месяц, где ребёнок также отмечал свои достижения .

(Лист     успеха)

 Поэтому и на уроках завершив работу учащийся ставит себе отметку, полагаясь на свои знания, а учитель за ту же работу ставит свою отметку. И, наконец, во 2 классе в конце года проведена была ещё одна из диагностик, которая показала в очередной раз степень сформированности универсальных учебных действий.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Аналогичная диагностика была проведена в конце учебного года в 1 классе результаты, которой позволили мне увидеть некий рост уровня сформированности учебных действий. У 10 человек уровень сформированности действий был хороший, у 6 удовлетворительный и у 4 человек  недостаточно сформированный.

Т.е. мы смогли увидеть  рост уровня показателей в нашем   классе: из 20 человек у 16 хорошо сформированы учебные действия, а у 4 удовлетворительно – неудовлетворительных результатов обнаружено не было. Можно говорить о том, что организационные действия  у детей формируются.

В 3 классе я в своей работе уже опираюсь на те теоретические знания о регулятивных учебных действиях, которые предусматривают стандарты второго поколения.

Считаю, что учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечивать условия для развития личности, сделать этот прооцесс отлаженым и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субьектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. Психологически мы готовы к реализации стандартов второго поколения. Методически есть время для подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...