РП "Любознайка" II часть
рабочая программа по теме

Щербакова Ольга Владимировна

Предлагается рабочая программа по "Предшколе" для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx54.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №77 п.Казачьи Лагери

РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического                                             Директор МБОУ СОШ №77

объединения                                                                      

                                                                                             

протокол №______________                                            _________Н.И. Симонова

от «____»___________2012 г.                                         «_____»___________2012 г.

Развивающая программа

«Любознайка» для детей 6 – 7 лет

                                                                         Составитель:Щербакова О.В.

                                                                 педагог-психолог

                                                                                               учитель нач. классов

                                                                                               I квалификационной категории

Введение

                Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникновением многовариативного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешности дошкольного обучения, а главное сохраняет «радость детства». В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.

С другой стороны – школа как приемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования не должна пониматься  только как подготовка детей к обучению.

Вступление ребенка в школьную жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться.

Актуальность программы

«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. 

Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся.

Задачи:

  1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
  2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
  3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;
  4. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.
  5. Научить детей элементарным нормам общения.
  6. Расширить представление детей об окружающей действительности.
  7. Формировать личностные качества с учетом эмоционально – чувственной сферы.
  8. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  9. Развивать устную речь.

10.Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную  координацию.

11.Обогатить словарный запас у детей.

Программа составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.,

Гербовой В.В., Комаровой Т.С., а также с опорой на программу «Предшкольная пора» (ХХI век) под редакцией Виноградовой Н.Ф.

        Программа рассчитана на 54 часа. Режим проведения занятий: 1 раз в неделю, ежедневно проводятся 3 занятия по 30 минут каждое. Сроки реализации программы: с января по май.

Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут выполнять требования учителя, сотрудничать с одноклассниками.

Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, викторины, рассказы, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.

Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

        Группы предшкольной подготовки создаются при школе для детей, не посещающих дошкольные учреждения и живущие на микроучастке школы.

       

Пояснительная записка по математике.

             Основой процесса обучения математике в системе, направленной на общее развитие школьников, являются ее дидактические принципы и типические свойства, что выражается, в первую очередь, в самостоятельном - коллективном и индивидуальном - добывании знаний самими учениками на основе использования их опыта, результатов их практической деятельности, проведенных наблюдений, высказанных предположений, их сравнения и доказательного отбора.

              Таким образом, основным в обучении математике является индуктивный путь познания этого предмета, особенно в начале обучения, что не исключает использования и дедуктивного пути в тех случаях, когда это диктуется особенностями рассматриваемого вопроса и возможностями детей. Общая тенденция заключается в постепенном увеличении удельного веса дедуктивного подхода по мере взросления детей.

Максимальное внимание к личности ученика, выявление и использование всех его потенциальных возможностей служит психолого-педагогической основой, как для его развития, так и для полноценного усвоения знаний, умений и навыков.

Цель: оптимальное развитие каждого ребенка.

Задачи:

- способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;

- дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;

- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.

             

Содержание программы.

Основным содержанием программы предшкольной подготовки детей по математике являются понятия натурального числа и действий с этими числами.

Первоначальной основой знакомства с натуральными числами является теоретико-множественный подход, который позволяет максимально использовать дошкольный опыт учеников, сложившиеся у них представления о механизме возникновения чисел как результата пересчета предметов.

       Таким образом, натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а основным инструментом познания отношений между ними становится установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств, имеющих соответствующие числовые характеристики. На этой основе формируются понятия об отношениях "больше", "меньше", "равно", "не равно" как между множествами, так и между соответствующими им числами.

Изучение концентра однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и свойствами этого ряда.

Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами) как в виде их изображений на рисунках, так и составленных из раздаточного материала. Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) таких групп в одну, вычитание - как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить учебную деятельность детей на наиболее близких для данной возрастной группы наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления, связать изучаемые действия с образной моделью, а с другой стороны, с первых шагов знакомства установить связь между сложением и вычитанием.

В дальнейшем понятие о сложении и вычитании становится более разносторонним и глубоким за счет рассмотрения их с других точек зрения: сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц; вычитание - как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, позволяющее установить количественную разницу между двумя числами, т.е. ответить на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого.

Одним из центральных вопросов при изучении этих действий является составление таблицы сложения, которая возникает на основе состава однозначных чисел.

          Процесс усвоения содержания программы обучения (18 часов) осуществляется на основе материала Л.Г. Петерсон. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу курса обучения

 по предшкольной подготовке детей.

По разделу "Изучение чисел"

Иметь представление:

- о натуральном числе как характеристике класса равномощных конечных множеств;

- о натуральном ряде чисел и его свойствах;

- об отрезке натурального ряда, о сходстве и различии между ним и натуральным рядом.

Знать:

- цифры, при помощи которых записываются числа;

- знаки больше ( > ), меньше ( < ), равно ( =);

- названия всех однозначных чисел.

Уметь:

- прочитать и записать любое однозначное число;

- установить отношения между любыми изученными числами и записать эти отношения при помощи знаков.

По разделу "Изучение действий"

Иметь представление:

- о смысле операций сложения и вычитания;

Знать:

- знаки  ( + , - )

- таблицу сложения в пределах получения числа 9.

Уметь:

- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка.

По разделу "Изучение элементов геометрии"

Иметь представление:

- о линиях - прямой, кривой, ломанной, отрезке;

- о замкнутых и незамкнутых линиях;

- о взаимном расположении линий и точек на плоскости;

- о многоугольниках и их классификации по числу углов;

- о разнице между плоскостными и объемными предметами;

- об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.

Знать:

- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломанная, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Уметь:

- чертить прямые, отрезки, ломаные;

- строить отрезки, равные данным;

- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

Обучение чтению

Пояснительная записка

Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают  участие  различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл  в  прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из  главных условий успешного   развития личности. Ребёнок, который начал читать в  дошкольном   возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение   читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

             Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование  на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

               Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так   как  является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка,  обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников. А также учитываются  положения общеразвивающей программы «Программа воспитания и обучения в детском саду  под редакцией М. А Васильевой.

Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

 Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических                принципах:

принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Структурная организация занятий

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия 30 минут для детей 6 - 7 лет. Объем материала рассчитан на 18 часов.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были  пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а  ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У дошкольников будут сформированы:

интерес к отдельным заданиям;

представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Они получат возможность для формирования:

-        интереса к занятиям по чтению;

-        представления о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения;

-        представление о своей семейной и этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Дошкольники научатся:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством педагога.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, представленные в рисунках;

- сравнивать рисунки с опорой на выделенные педагогом критерии.

Обучающийся получит возможность научиться:

в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; речь устная и письменная; звуки и буквы; звуки гласные-согласные, согласные мягкие - твердые;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать мнение сверстников, родителей о «считывании» информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей.

Обучающийся получит возможность научиться:

правилам общения в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей;

основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

1

«Знакомство: Слыш»

«Встреча Слыша и Буковки»

развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

2

«Звук и буква «А»»

«Звук и буква «У»»

«Сочетание «АУ»»

«Сочетание «УА»»

знакомство дошкольников с буквой «А»

формирование у детей стойких представлений о букве «У».

развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Чтение сочетания «АУ»

Синтез звуков [У] и [А]

3

«Звук и буква «О»»

«Звук и буква «И»»

«Сочетание «ИА»»

знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

Синтез звуков

[И] и [А]

4

«Звук и буква «Ы»»

познакомить дошкольников с буквой «Ы»

Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

«Звук и буква «Э»

сформировать представления у  детей о звуке и букве «Э»

5

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

6

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов:  папа, пума, пимы

Чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

7

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

8

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н»

Чтение слогов:  да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

Синтез слогов:  ан, он, ун, ын, эн, ин

Синтез слов:  Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

9

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов:  Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

Синтез слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

10

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

Синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов:  совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

11

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

«Звук  и буква «Ш»»

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

Чтение слогов:  за, зу зо, зы, зэ, зи

Чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

Синтез слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

12

«Звук и буква «Ж»»

«Звук и буква «Ч»»

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

Чтение слогов:  жа, жу, жо, жи, жэ

Синтез слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

13

«Звук и буква «Ц»»

«Звук и буква «Щ»»

познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

Синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

14

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

Чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов:  лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

Синтез слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

15

«Звук и буква «Й»»

Буква «Е»

Буква «Ё»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

познакомить детей со звуком и буквой «Е»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё»

Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

16

17

Буквы «Я»

Буква «Ю»

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»

научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Буква: «Я»

Чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

няня, ястреб.

Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

18

Обобщающее занятие

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

Чтение слов и коротких фраз.

Для обучения чтению  используется материал рабочей тетради

Е.В. Колесниковой

Обучение письму

Пояснительная записка

В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.

            При обучении письму детей дошкольного возраста очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:

1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.

2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.

3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.

5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

6. Письмо под счет.

7. Прием показа ошибочного написания.

            Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.

           "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.

В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв.

Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.

Задачи обучения письму

Дети дошкольного возраста в процессе обучения овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время дошкольники должны:

а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;

б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные.

Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, а на уроке письма» пишут эту букву.

            Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма,

Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.

Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе — лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели.

           Следовательно, чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель — передачу на письме собственных мыслей,— тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи.  

            Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.

                 Велико значение как для письма, так и для чтения также и общего речевого развития будущего школьника: богатства словаря, умения строить предложения, разнообразия используемых синтаксических конструкций, логических связей в связной речи. Позднее, когда дети уже овладеют более или менее устойчивым навыком письменного выражения собственных мыслей, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, на мышление, на процесс выражения мыслей в речевых формах.

Вернемся, однако, к двигательной стороне письменного навыка. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);

в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;

г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой.

Но в период обучения грамоте учитель не может еще ставить перед учащимися такой задачи. Здесь зрительный образ каждой буквы определяет порядок ее начертания. Прежде чем писать букву, ученик мысленно представляет себе, как он ее напишет, а нередко делает нужные движения рукой без бумаги — «обводит» букву в воздухе. Ученик копирует образцы букв, анализирует их состав, устно говорит, в каком порядке он «чертит» букву; учительница садится рядом с учеником, берет его руку в свою и пишет букву (или буквы) его рукой, передавая таким образом ему свое умение.

                                        Календарно-тематическое планирование по подготовке к письму

Цель: развитие основных движений, мелкой моторики, формирование грамматических навыков, координацию движений мелких мышц, составляющих кисть руки.

        Содержание раздела: раскрашивание, рисование узоров, штриховку, восприятие графических узоров по клеточкам, обведение контуров. Все упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки, развитие интеллектуальных способностей.

Умения и навыки к концу года:

  • Уметь рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.
  • Уметь рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.
  • Уметь штриховать фигуры в заданном направлении.
  • Уметь находить  рабочую строку.
  • Уметь правильно держать ручку, карандаш.

Методическое обеспечение работы:

  1. Диагностический метод
  2. Наблюдение;
  3. Беседа;
  4. Сказкотерапия;
  5. Психологические игры и упражнения.

Средства:

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.

Основные принципы организации занятий:

  • Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  • Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
  • Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Формы контроля:

  • Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
  • Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
  • Результаты выполнения диагностических заданий.

Формы подведения итогов:

Обратная связь.

Открытое занятие с детьми и их родителями.

Родительские лектории.

Ожидаемые результаты

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

Литература

  1. Гавурина, С.Е. Развиваем математические способности [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-16с.
  2. Раз-ступенька, два-ступенька.. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина-изд. «Ювета», 2006г.
  3. Гавурина, С.Е. Развиваем память [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-24с.
  4. Гавурина, С.Е. Учимся решать задачи [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ООО «Росмен-Пресс», 2004.- 24с.
  5. Козырева, Л.М. Как стать внимательным [Текст] / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2002.- 32с.
  6. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети3-7лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.
  7. Колесникова, Е.В. Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь № 2 для детей 6-7 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 32 с.
  8. Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовеи детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 102с.
  9. Упражнения на каждый день.6-7 лет[Текст] / Перевод с французского В.В.Тах. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-80с.
  10. Я готовлюсь к школе [Текст] / Сост. С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. Ярославль: Академия развития, 2002.- 34с.
  11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"

Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме часте...

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Рабочие программы по информатике 3 (часть 1), 3-4 (часть 2), 4 (часть 3) классы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко

Рабочая программа  3, 3-4, 4 классы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко (начальная школа)...

Презентация "Башни Кремля"-1часть, ( есть 2 часть, 3 часть,4 часть)

В этих презентациях я даю подробную информацию о всех башнях Московского Кремля. Презентация в четырех  частях....

Презентация "Башни Кремля"-2 часть, ( есть 1 часть, 3 часть,4 часть)

В этих презентациях я даю подробную информацию о всех башнях Московского Кремля. Презентация в четырех  частях....

Презентация "Башни Кремля"-3часть, ( есть 2 часть, 1 часть,4 часть)

В этих презентациях я даю подробную информацию о всех башнях Московского Кремля. Презентация в четырех  частях....