"Умка" (школа будущего первоклассника)
материал (1 класс) по теме

Подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_budushchego_pervoklassnika.doc566 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании –

преемственность между дошкольным и школьным образованием

Школа будущего первоклассника

«Умка»

(программа по подготовке детей к обучению в школе)

Пояснительная записка

     Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

     И поэтому, сегодня усилия многих людей,  воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.

     По данным статистики, 45 – 50 % первоклассников приходят в начальную школу, минуя дошкольные учреждения в силу тех или иных причин. Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса, вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается  или завышается  уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться).  Поэтому мы решили организовать  школу будущего первоклассника «Умка».  

     Занятия в ней  помогут   ребенку подготовиться и начать успешное обучение в школе. В процессе работы  у  детей сложатся интеллектуальные предпосылки для начала школьного обучения. Они  приобретут опыт успешной деятельности, что придаст им уверенности в себе, укрепит  стремление к новым достижениям. Старшие дошкольники научатся общаться с взрослыми и сверстниками, усвоят основы культуры поведения.      Комплексный, специально разработанный материал поможет ребенку легко и успешно начать осваивать школьные науки, требующие сообразительности, способности рассуждать, делать выводы.  В «Школе будущего первоклассника» дошкольников обучают учителя будущих первоклассников (занятия по развитию речи и штриховке) и психолог (развивающие игры). Кроме этого, в период работы ШБП дошкольники проходят обследование психолога (на уровень готовности к школе) и логопеда (на уровень речевого развития). Психолог и логопед проводят  индивидуальные консультации для родителей.

«Школа будущего первоклассника»

позволяет  определить готовность дошкольника  к обучению в начальной школе,  увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности.

Тема: организация и планирование деятельности «Школы будущего первоклассника»

Цель: Создание максимально комфортных и социально-психологических условий, позволяющих будущим первоклассникам успешно функционировать и развиваться в новой педагогической  среде (школьной системе отношений), способствующей формированию социально-адаптированной личности.

Задачи:

  • выявление детей 5-6-летнего возраста для организации работы «Школы будущего первоклассника»
  •  взаимодействие  по программе сотрудничества с детским садом
  • Развитие познавательной активности и мотивации, интеллектуальных способностей детей.
  • Развитие основных психических функций, необходимых для успешного школьного обучения (внимание, память, мышление, воображение и т. д.).
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  • Развитие общей и мелкой моторики, подготовка к овладению навыком письма.
  • Развитие детской самостоятельности инициативности, стремление к активной деятельности и творчеству.
  • Развитие эстетических чувств детей, эмоционально – ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.

Принципы:

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Принцип всестороннего гармоничного развития личности.
  • Принцип активного обучения
  • Принцип непрерывности и последовательности.
  • Принцип активности и наглядности.

  Методы:

  • Стимулирование и мотивация
  • Коррекция и самокоррекция
  • Социальные пробы и ситуации.
  • Убеждение и самоубеждение.

Обучение в ШБП занимает  три  концептуальные позиции.

Первая концептуальная позиция: содействовать общему развитию дошкольников, а не повышать уровень их фактологических знаний. Новые знания являются лишь средством для развития у детей познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и  мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.)

Вторая концептуальная позиция: развитие речи является основной, приоритетной задачей ШБП. Решение этой задачи осуществляется на всех занятиях и в общем объёме должно занимать большую часть времени и места в обучении дошкольников. Это время увеличивается от первых занятий ШБП к концу обучения от 50 до 80% общего времени.

Третья концептуальная позиция: индивидуализация обучения. Учителя, психолог и логопед всесторонне изучают каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход в обучении. Этому также способствует организация занятий в группах с небольшим количеством детей – от 12 до 15 человек. Адаптация детей к условиям школьной жизни проходит более успешно: они без перегрузки привыкают к новым формам занятий, к учителям и их требованиям.

.

Ожидаемые результаты:

  • Ребенок готов к успешному обучению в школе: интеллектуально, эмоционально и социально.
  • Ему  нравится учиться, он с удовольствием принимает участие в выполнении всех заданий предложенных педагогом.
  • Он уверен в своих силах. У него высокая самооценка.
  • Может длительно концентрироваться на выполнении заданий и доводить начатое дело до конца.
  • Владеет навыками общения с детьми разного возраста и взрослыми.
  • Умеет продуктивно работать в группе детей, соблюдая правила и не отвлекаясь.
  • У ребенка активная жизненная позиция он умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выбор.

ПОЛОЖЕНИЕ

о школе  будущего первоклассника

Общие положения

        1. Школа будущего первоклассника организуется на основании Письма МО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», письма Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального развития при подготовке детей к школе», Санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», утверждённых приказом МЗ РФ № 44 от 28.11.2002 г. (СП 2.4.2.1178-02).

        Далее в тексте «Школа  будущего первоклассника» сокращённо именуется «ШБП».

        Цель: обеспечение оптимального уровня адаптации детей к обучению.

Задачи:

1. Организация комплексного процесса  целенаправленного развития

     у ребёнка школьно-значимых функций.

                2. Освоение программы «Ступеньки к школе».

Организация и режим работы «ШБП»

        1. «ШБП» работает по субботам с 10.30, три занятия в день по 25 минут с перерывами для отдыха по 10 минут.

        2. «ШБП» располагается в кабинетах, где обучаются  начальные классы.

        3. Занятия в «ШБП» организует заместитель директора, проводят учителя начальных классов, педагог - психолог школы в соответствии с приказом директора и заключённым договором между МКОУ СОШ и педагогами.

        4. Для обеспечения комплексной целенаправленной подготовки ребёнка к школе и развития школьно-значимых функций заместителем директора, учителями составляется программно-методическое обеспечение, учебный план, календарно-тематическое планирование, расписание занятий и звонков. Всё это утверждается директором школы.

        5. Ведущей деятельностью в «ШБП» является игра: сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная, а также дидактическая и продуктивная деятельность: рисование, конструирование и т.д.

           Обучение идёт на основе УМК «Планета знаний». Данный комплекс одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ, включён в состав федерального перечня учебников.

Учащиеся школы

        1. Учащимися «Школы подготовки будущего первоклассника» являются дети, проживающие в микрорайоне школы (или другом микрорайоне), по возрасту подходящие к приёму в первый класс с 01 сентября.  

        2. Интересы детей представляют родители, которые добровольно заключают договор с МКОУ СОШ о предоставлении их детям дополнительных платных услуг по подготовке к школе.

        3. Зачисление учащихся в «ШБП» производится приказом директора на основании заявлений и заключенных с родителями – законными представителями учащихся договоров.

Обязанности школы

        1. Создать необходимые условия для занятий с соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.

        2. Нести ответственность за сохранность жизни и здоровья ребёнка во время занятий.

        3. Сохранить место за ребёнком в случае пропуска им занятий по уважительной причине, восполнить материал занятий, пройденный за время отсутствия ребёнка по уважительной причине.

        4. Для родителей по субботам проводятся консультации по вопросам подготовки детей к школе.

        5. Произвести расчёт стоимости подготовки будущих первоклассников.

Обязанности родителей учащихся «ШБП»

        1. Обеспечить посещение ребёнком занятий в соответствии с расписанием;

        2. Извещать МКОУ СОШ об уважительной причине пропуска занятий по телефону

        3. Проявлять уважение к педагогическому и техническому персоналу школы;

        4. Бережно относиться к имуществу, методическим пособиям и вспомогательным материалам «ШБП».

        5. Посещать занятия Школы родителей будущих первоклассников, которые проводятся одновременно с занятиями в «ШБП».

        6. Своевременно вносить плату за предоставляемые услуги в соответствии с договором.

Учащиеся (родители) «ШБП» имеют право:

        1. Запрашивать у школы МОУ СОШ информацию по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг;

           2. Пользоваться имуществом, методическими пособиями и вспомогательными материалами школы;

        3. Обращаться с вопросами и за консультацией к педагогам, психологу «ШБП», заместителю директора по УВР (1-4 кл.) директору, МОУ СОШ

Школа МКОУ СОШ имеет право:

        1. Самостоятельно осуществлять образовательный процесс, программу подготовки будущего первоклассника.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ лиц, обеспечивающих жизнедеятельность

школы  будущего первоклассника

Директор МОУ СОШ:

        1. Издаёт приказы по деятельности школы (приём учащихся, назначение учителей, работающего персонала и т.д.).

        2. Организует разработку необходимых локальных актов.

        3. Заключает договоры с родителями учащихся в соответствии с их заявлениями.

        4. Заключает договоры с работниками «ШБЛ».

           5. Контролирует исполнение приказов.

        6. Разрабатывает расчёт стоимости обучения в «ШБП», утверждает варианты оплаты, смету расходов полученных средств, контролирует их расходование.

Зам. директора по УВР (1 – 4 кл.) (Руководитель «ШБП»):

        1. Комплектует нормативно-правовую базу «ШБП». Ведёт документацию школы: всё, что перечислено в п.2., а также журнал «ШБП», контролирует правильность ведения журнала.

2. Занимается подготовкой  программно-методического обеспечения, составлением учебного плана, расписанием занятий и звонков, циклограммой работы с родителями, табеля работы учителей. Всё это предоставляет для утверждения директору школы.

3. Посещает занятия «ШБП» для оценки эффективности работы «ШБП».

4. Ведёт разъяснительную, просветительскую и консультационную работу с родителями учащихся «ШБП».

5. Готовит экземпляры договоров с родителями (на каждого – 2 экземпляра), оформляет их, знакомит родителей и организует  заключение договоров.

6. Принимает заявления родителей.

7. Проводит педагогический анализ деятельности ШБП, в оформленном виде сдаёт его директору МОУ СОШ

Учитель:

        1. Составляет и сдаёт на утверждение календарно-тематический план занятий.

        2. Организует и проводит занятия в соответствии с утверждённой программой и тематическим планом, ведёт журнал «ШБП», в котором отмечает посещаемость занятий детьми и темы занятий.

        3. Несёт ответственность за сохранность жизни и здоровья детей во время занятий и перерывов между ними.

        4. Даёт аналитическую информацию завучу начальной школы для педагогического анализа работы ШБП.

Технический работник:

        1. Проводит влажную уборку в помещениях, где проходит занятие «ШБП», коридоров, туалетов до и после занятий.

Заместитель директора по АХЧ:

        1. Контролирует своевременность и  качество уборки.

Заместитель директора по охране труда и технике безопасности:

  1. Контролирует деятельность «ШБП» в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического режима. 

Участники реализации  программы.

«Школа не должна вносить резкого перелома в  жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А. Сухомлинский)

Организация учебных занятий

Развитие дошкольника

Занятия, проводимые с детьми

Инновационные технологии, применяемые в работе c будущими первоклассниками

развивающее обучение

технологии использования в обучении игровых методов

здоровьесберегающие технологии

проблемное обучение

разноуровневое обучение

информационно-коммуникационные   технологии

технология использования в обучении игровых методов:     ролевых, деловых и других видов обучающих игр

коллективные творческие дела

обучение в сотрудничестве

(командная, групповая работа)

Перспективный план реализации целей  и задач

№п/п

мероприятия

сроки

ответственные


1


Объявление о наборе в «Школу будущего первоклассника» (СМИ)

2

Утверждение нормативной документации на педсовете:

1.   Положение об оказании дополнительных образовательных платных услуг;

2.  Положение «О школе будущего первоклассника»;

3.  Положение «О школе раннего развития»

3


Подготовка документации:

1.     Штатное расписание.

2.    Приказы:

  • о наборе в «Школу будущего первоклассника»
  • об организации платных дополнительных образовательных услугах.
  • о функциональных обязанностях куратора групп.
  • учебный план;
  • тарифы на платные образовательные услуги;
  • тематическое планирование по предметам;
  • расписание занятий;
  • смета доходов и расходов по платным образовательным услугам;
  • тетрадь замечаний и предложений по «Школе будущего первоклассника»

4

Комплектование групп.

5

Организационное родительское собрание.

6

Организация и проведение занятий

7

Методическая планёрка кураторов групп с целью анализа проведенного дня.

8

Консультации педагога-психолога по запросу родителей.

9

Комплектование первых классов.

10

Анализ результатов работы «Школы будущего первоклассника»

Программа курса

«Школа будущего первоклассника.

 

         Седьмой год жизни ребёнка относится к переходным возрастным периодам, что характеризуется особо быстрыми изменениями как в физическом, так и в психическом развитии. Чувствительность ребёнка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена. В это время закладываются переживания, на многие года определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями, к самому пребыванию в школе. В последние годы много пишется и говорится о том, как, не причиняя телесного и душевного вреда, укрепить в будущем первокласснике веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни.

Программа обучения и воспитания в «Школе подготовки будущего первоклассника» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей, речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель курса по подготовке детей к школе заключается в том, что в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь каждому ребёнку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой, ввести их в мир отдельных учебных предметов через специфические способы действия в каждой из четырёх предлагаемых дисциплин:

  1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
  2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.
  4. Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.

      Программа рассчитана на 28 недель, на 4 часа в неделю (академический час – 25 минут). Общее количество часов - 112.

   Знакомство ребёнка с новым школьным миром организовано на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. Особое место уделено развитию речи, так как это основа дальнейшей успешной учебной деятельности. С этой целью все занятия сгруппированы по определенным темам: «Моя любимая игрушка», «Чудо рядом», «Ждём гостей» и другие. Основная часть заданий предлагается в занимательной форме. Большое внимание уделяется развитию любознательности, внимания, логического мышления.  

   Наша программа имеет несколько отличительных особенностей:

  1. основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются;
  2. характерной особенностью программы является комплексность, т.е. каждые 4 или 8 часов занятий объединены одной темой;
  3. большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей;
  4. большое внимание уделяется развитию общеучебных навыков и навыков совместной учебной деятельности родителей и детей;

Сквозные темы программы:

«Давайте познакомимся» (4ч)

«Моя любимая игрушка» (4ч)

«То берёзка, то рябинка» (4ч)

«Братья наши меньшие» (4ч)

«Времена года» (8ч)

«Кто кому кто» (4ч)

«Папа, мама, я – дружная семья» (4ч)

«Все профессии нужны, все профессии важны» (4ч)

«К нам прилетели снегири» (4ч)

«Дом, в котором я живу» (4ч)

«Город, в котором я живу» (4ч)

«Каждому предмету своё место» (4ч)

«Чудо рядом» (4ч)

«День и ночь – сутки прочь» (4ч)

«Наши забавы» (4ч)

«Ждём гостей» (4ч)

«Моя улица» (4ч)

«Защитники Отечества» (4ч)

«Моя любимая мама» (4ч)

«Внимание, дорога» (8ч)

«Во саду ли, в огороде» (4ч)

«Дикие и домашние животные» (4ч)

«Какие бывают растения?» (4ч)

«Любимый мир сказок» (4ч)

«Мои увлечения» (4ч)

«Здравствуй, лето красное!» (4ч)

   Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором  качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
  7. Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

        Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

      Данные принципы  отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению здоровья детей.

   

Содержание программы

  1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.

  Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

Общие понятия

   Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

   Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

   Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.

   Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков  в слове по порядку.

   Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).

   Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

   1. Овладение звуковым синтезом слов.

   2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

   3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

   4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

   5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

   6. Воспитание чуткости  к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

   7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

   8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

   9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей

темой,  небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

  10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,

чистоговорок, скороговорок.

   11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

 12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Путешествие золотой рыбки

2

2

Русские народные сказки

1

3

Любимые сказки

1

4

Русские народные сказки

1

5

Сказки по-новому

2

6

Игра «Найди ошибку»

1

7

Стихи для заучивания

1

8

Игра «Новое слово»

1

9

Рассказ-описание: «Мышки», «Лиса Патрикеевна»

2

10

Рассказы с элементами размышления и драматизации: «Находка», «Косточка», «Старый дед и внучек»

2

  1. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.

При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

   Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

   Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   В данный раздел включены следующие упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Штриховка.
  3. Лепка.
  4. Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

   Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

    Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.

   Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической  деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • запоминать конфигурацию букв;
  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
  • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков.

                               ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Аналогии

1

2

Кружева доброй феи

2

3

Значки и люди

1

4

Самолеты за облаками

1

5

Узнай, кто я

2

6

Ателье

1

7

Урок-фантазия

1

8

Пирамида

2

9

Слушай и исполняй

1

10

Игры на внимание

1

11

Я самый меткий

1

12

Звери из забавного зоопарка

1

13

Про овощи

2

14

Играем в прятки

1

15

Лесные музыканты

1

16

Слушай и исполняй

2

3. Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

         Общие понятия

     Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

     Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.

     Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равества и неравенства.

     Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

    Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

     Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

     Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.

     Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

     Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции с ними

     Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.

     Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

     Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.

     Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

     Число 0 и его свойства.

     Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

     Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

     Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

     Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины

     Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб.

     Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

     Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах.

     Сравнение предметов по длине, массе, объему.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

  1. выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  2. объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
  3. находить части целого и целое по известным частям;
  4. сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
  5. считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  6. сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
  7. называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  8. определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
  9. соотносить цифру с количеством предметов;
  10. измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
  11. узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
  12. разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  13. выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  14. называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
  15. использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц
  16. записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Признаки предметов

1

2

Признаки предметов

1

3

Путешествие в подводное царство

1

4

Слева, справа, посередине

2

5

Где тут ошибка?

2

6

Дома зверей

1

7

Графический диктант

1

8

Игра в камешки

1

9

Помоги маме накрыть на стол

1

10

Геометрические фигуры, игры на внимание

1

11

Починим коврик

1

12

Построим поезд

2

13

Было – будет

1

14

Секреты

2

15

Разноцветные цепочки

1

16

Зверюшки на дорожках

2

4.Развитие конструкторских способностей. Рисование.

   Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е.  умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.

   Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника, будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

  • овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
  • развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
  •  производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;
  • умение быстро и легко останавливать движение рисующей,  режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие «ручной умелости» ребёнка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Мы знакомимся с волшебными красками

1

2

Изображение фантастических деревьев

1

3

Узоры на стекле

1

4

Какого цвета весна

1

5

Наша мета о лете

1

 Окружающий мир

Цель:

  • раскрытие некоторых доступных для этого возраста взаимосвязей предметов и явлений природы;
  • формирование знаний о значении охраны природы;
  • формирование гуманного отношения детей к окружающей природе;
  • воспитание чувства необходимости, бережного отношения к предметам природы; чувство милосердия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Руки людей

1

2

Для чего людям ноги

2

3

Профессии людей

1

4

Люди строят города

1

5

Люди умеют отдыхать

2

Уроки здоровья

Цель:

  • формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психологического саморазвития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Дружи  с водой

2

2

Руки – главные помощники человека

1

3

Глаза человека

1

Занятия по физкультуре

Цель:

  • укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому развитию;
  • овладение основами движений;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, смелости во время  выполнения физических упражнений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Правильная осанка. Игры - перебежки.

1

2

Утренняя гигиеническая гимнастика. Игры с прыжками.

1

3

Общеразвивающие упражнения в движении. Игры с мячом

1

4

Общеразвивающие упражнения на месте. Игры с мячом.

1

5

Элементы гимнастики. Эстафеты.

1

Игровые занятия

Цель:

  • знакомство с миром разнообразных игр;
  • развитие познавательных способностей;
  • разучивание песен, стихов;
  • воспитание стремления проявить свою индивидуальность, доброжелательного отношения  к другим людям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Счастливый случай

2

2

Два Мороза

1

3

Быстрее мяча

1

4

Игры-путешествия

2

Занятия по технологии

Цель:

  • формирование умения составлять аппликацию из различных по форме деталей, располагая их на листе бумаги;
  • обучение правилам безопасной работы с ножницами, клеем;
  • обучение приемам работы с пластилином;
  • формирование умения изготовления изделий в технике оригами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Обрывная аппликация «Осеннее дерево»

2

2

Оригами «Дед Мороз»

2

3

Открытка «23 февраля»

1

4

Лепка «Моя любимая игрушка»

1

5

Выпуклая аппликация «Весенний цветок»

2

Музыкальные занятия

Цель:

  • учить детей понимать музыкальное произведение, вслушиваться и анализировать его;
  • развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству;
  • воспитание у детей музыкальной культуры как части  их общей духовной культуры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Встреча с волшебной музыкой  

1

2

Мы солдаты бравые

1

3

Музыка в зимней природе

1

4

Я пою, танцую, сочиняю

1

Занятия с психологом

цель:

  • развитие чувства единства и сплоченности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие познавательной сферы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Знакомство. Мое настроение

2

2

Что я могу и чего не могу

2

Занятие с логопедом

Цель:

  • развитие фонематического восприятия;
  • накопление активного словаря;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • формирование коммуникативных навыков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Мои любимые сказки

2

2

Раз словечко, два словечко.

2

Требования к знаниям, умениям учащихся 

     Дошкольник, прошедший обучение в школе по подготовке будущих первоклассников должен соответствовать требованиям, отражённым в портрете дошкольника, готового к обучению в первом классе.

Портрет дошкольника, готового к обучению в 1-м  классе.

  • Дошкольник, поступающий в 1-й класс должен уметь общаться с детьми и взрослыми и регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами;
  • У дошкольника, поступающего в 1-й класс, должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности: восприятие инструкций, планирование деятельности, умение выполнять задание до конца, способность выполнять задание сосредоточенно в течение определённого времени.
  • У дошкольника, поступающего в 1-й класс, должна быть сформирована познавательная сфера в соответствии с возрастом.
  • Дошкольник должен иметь специальную (предметную) готовность к обучению в 1-м классе в соответствии с требованиями программы подготовительной группы ДОУ.

                                        

Психология дошкольного и младшего школьного возраста:

  • доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
  • преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.);
  • анатомические и физиологические особенности;
  • приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;
  • необходимость успешности любой деятельности;
  • снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.

Эмоциональная сфера и навыки общения будущего первоклассника

Вялость, медлительность, заторможенность, скованность, неуверенность, тревожность, пассивность, неспособность к волевому напряжению.

Импульсивность, расторможенность, повышенная агрессивность, высокая двигательная активность, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.

Работоспособность.

Усидчивость, чувство ответственности.

Ослабленность, утомляемость

Высокая истощаемость ребенка.

Недисциплинированность.                                                                                                                               В школе по подготовке будущих первоклассников  необходимо медико-психолого-педагогическое сопровождение детей, сопровождающее следующими мероприятиями:

    1. На первом этапе, в октябре – ноябре, проводится предварительное обследование дошкольников с целью выявления уровня развития речевых и психических процессов на момент поступления в субботнюю школу.

    Данная диагностика позволяет выявить детей, у которых дошкольное развитие не соответствует возрастным нормам,  взять их на особый контроль,  совместно с воспитателями ДОУ и родителями проанализировать причины  возникновения индивидуальных пробелов в развитии, а также наметить  совместную работу по коррекции.    

   2. На втором этапе проводится  коррекция тематического планирования занятий субботней школы с учетом данных предварительного обследования. В данный период времени происходит деление детей на группы. Первую группу составляют  дети с более высоким уровнем  познавательных способностей,  вторую - с низким уровнем познавательных способностей. Каждая группа имеет  собственную траекторию обучения, с каждой группой работает отдельный учитель начальных классов.

         3. На третьем этапе проводится комплексная диагностика детей по выявлению готовности к школьному обучению (март – май). Результаты обследования позволяют определить  уровень готовности каждого ребёнка к школьному обучению и провести предварительное деление детей  по классам с учетом индивидуальных особенностей каждого, а также дать рекомендации родителям о ликвидации пробелов в подготовке детей.

Психологическая готовность  к школе включает в себя:

  • желание узнавать новое;
  • способность преодолевать трудности;
  • способность доводить начатое дело до конца;
  • умение вступать в контакт с новыми людьми;
  • умение организовать своё  рабочее место и поддерживать порядок на нем;
  • сформированность навыков самообслуживания
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие речи;
  • развитие моторики и координаций движения всего тела и особенно рук.

Элементарные знания   и умения ребёнка:

  • как зовут ребёнка (имя, фамилия, отчество)
  • сколько ему лет;
  • когда день рождения (год);
  • как зовут родителей;
  • где живёт (улица, дом, квартира, город)
  • в какой стране живёт (столица);
  • знание животных (диких, домашних)
  • знание растений (которые растут в нашей местности)
  • об охране природы
  • отвечать на вопросы и задавать их;
  • строить рассказы по картинке;
  • сочинять сказки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • составлять предложения;
  • членить слова на слоги;
  • пересказывать небольшие литературные произведения;
  • знать цифры от 0 до 20;
  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их;
  • ориентировать на листе бумаги в клетку;
  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • рисовать как отдельные образы, так и сюжетные картинки;
  • лепить как отдельные образы, так и целые композиции;
  • изготавливать самые разные аппликации из бумаги разной фактуры;
  • знать дни недели (последовательно и вразброс)
  • знать месяцы.

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

  • Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

  • Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

  • Игра на развитие памяти

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

  • Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

  • Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

  • Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;

- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

- как зовут твоих родителей?

- утром ты завтракаешь, а днем...?

- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?

- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?

- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

- береза, дуб, осина - это...?

- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?

- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

  • Тест Керна-Йирасека

Он состоит из трех заданий:

- нарисовать фигуру человека;

- скопировать небольшую фразу;

- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

  • Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

  • Шуточный тест для первоклассников (ведущий читает четверостишия, первоклассники произносят"и я" там, где это уместно.

Все домашние заданья 

Буду четко выполнять.

На урок без опозданья

Буду утром прибегать.

Дома ручку не забуду

И тетрадь, и карандаш.

А забыл - реветь я буду

На весь класс, на весь этаж.

На уроках обещаю

Не шуметь и не болтать.

Если и ответ не знаю,

Буду руку поднимать.         

А во время перемены

Обещаю не шуметь,

Не сбивать людей и стены,

Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым,

Буду я в футбол играть.

Значит, буду то и дело

Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым,

Делать добрые дела,

Чтоб меня родная школа

Как родного, приняла.

Задания для использования на занятиях в школе будущего первоклассника

  • Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:

1. Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)

2. Рано утром я встаю,

Звонким голосом пою.

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю... и т.д.

(Различные движения)

3. Ира, Инна и Иван

Весело плясали.

Покружились, поклонились,

На местах остановились.

(Соответствующие движения)

4. Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

5. Жу - жу - жу,

(3 хлопка)

На лужок хожу

(Шаги с высоким поднятием ног)

На жуков гляжу

(Присесть, ладони поднести к глазам)

Жу - жу - жу

(3 хлопка)

  • Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки и задания такого типа: произнесите на одном дыхании:

ВДОХ -СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ- ВЫДОХ

ВДОХ -ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ

  • Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием изучения «пения»:

На доске нарисован вот такой треугольник:

И Ы У

Э О

А

Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень, лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.

Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные звуки.

Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и дети называют этот звук «широким».

Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок.

  • В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания:

1. Чтение слоговой таблицы

(в быстром и медленном темпе)

КОР

УТ

НОР

СЫР КИ

МЫШ

МОШ

2. ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ЦЕПОЧКИ:

СА СИ ША

ЛИ ЛО МА РЫ

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ И СЛОВ В ТЕМПЕ, ЗАДАННОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

СО ВЫ ВЫ

СЫ РО ЛО

НА ТА КА

КО ВА РО

Сорока Вова ворона совы высота сова волосы косы корова росы

       ПА РЫ

ЦА РИ

ЦЕ НЫ

Пары пари царица цари цены рыцари паны

4. Преобразуй слово путем замены букв:

ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова:

ФИ... лин ФЕ... дя ФА... я ФО... мА Ло... шадь Ле... та То... ня Те... тя

6. Игра со словом КОЛОБОК

(кол, лоб, бок, око)

7. Отвечай быстро!

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Вкусный, алый, сочный ... (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ... (листья)

8. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:

Верь - дверь - зверь

Езда - звезда - поезда

Сети - дети, Лена – Лина

9. «Где цифры, где буквы?»

Выбрать только буквы.

Составь из них слово

И 1 8 Г 6

Р 10 У 5 Ш

4 К 2 А 7

  • Игра «Заметь все!»

На наборном полотне выставлены, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».

  • Игры на развитие внимания

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

  • Игры на развитие воображения

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

  • Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

  • Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам.
  • Серия 1.

Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

  • Серия 2.

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:

круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;

прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;

овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Серия З.

Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и подбирает предметы такого же цвета.

  • Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, учитель говорить: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

                                               

  • Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт», «Самый быстрый почтальон», «Глаз -фотограф», «Каждой игрушке - свое место» и другие.

  • «Математическая рыбалка»

Котенок

Поставить точку в любом углу клетки;

7 клеток вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

2 клетки вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

6 клеток вверх

1 клетка вправо

1 клетка вверх

2 клетки влево

3 клетки вниз

4 клетки влево

3 клетки вверх

3 клетки влево

Глядя на образец, выполнить рисунок до конца

Занимательные задачи в стихотворной форме

При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

* * *

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

* * *

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

* * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

* * *

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидали мы тогда.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андрющенко А.В. Готовимся к школе. – М., 1999.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  3. Безруких М.М. Тестовый буклет и демонстрационные карточки. М., 1996.
  4. Брэдвей Л. Ребёнок от трёх до семи. Как подготовиться к школе. – М., 1997.
  5. Васильева Т.В. Ты меня понимаешь? С.-П., 1994.
  6. Гаврина С.Е. Азбука настроений. – Ярославль, 1997.
  7. Гаврина С.Е. Развиваем память. – М., 2006.
  8. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребёнка. – М., 2001.
  9. Ёлкина В.И. Развиваем способности ребёнка. – М., 2002.
  10. Зак А.З. Как ребёнку стать умнее. – М., 1997.
  11. Клюева Н.В. Общение детей. – Ярославль, 2001.
  12. Колбанова В.В. Уроки Мойдодыра. – С.-П., 1999.
  13. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М., 2000.

возрастные физиологические возможности детей

постепенность подачи материала          (от простого к сложному)

чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой

наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий

гигиенические требования к помещению и материалам

полноценная игра

творческая предметно – практическая деятельность

опыт музыкальных, художественно – изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.

интеллектуальная готовность

социальная позиция школьника

развита волевая сфера

умственное развитие

учебная мотивация

коммуникативный

тренинг,

 

Родители первоклассников

Школьный библиотекарь

Учителя

начальных

классов

       Хореограф

 Школьный врач

         Учителя

музыки,

изо,

физической культуры

        Логопед

      Психолог

Будущие первоклассники

ручной труд

коммуникативный

тренинг,

игроритмика

развитие речи

подготовка

руки к письму

математика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...