Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
статья по теме

Ахпателова Виктория Владимировна

 

Каждый новый учебный год требует    от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здоровые дети. Как же сохранить и приумножить столь необходимые в этом походе за знаниями силы?  Иной учитель утешает себя мыслью: родителям не дано, чтобы их ребёнок вырос полноценным человеком, а мне что? Но кто же, поможет этим детям, если не мы? Назрела необходимость новых форм обучения с параллельным оздоровлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberagayushchie_faktory.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие факторы учебно-воспитательного процесса

«Забота о здоровье детей – важнейший труд педагога …»

В.А.Сухомлинский

Какие дети сегодня приходят в школу? Попробуем ответить на этот вопрос: более развитые; информированные (часто бессистемно); гиперактивные; с разным уровнем подготовки к школе; с проблемами дисграфии и (или)  дислексии; являются носителями различных культур; не очень здоровые.

Проблемы здоровья особенно актуальны для России, где в силу  происходящих   социальных преобразований, а также низкой культуры  отношения к своему здоровью, оно ухудшается не только у взрослых, но и у детей, причём особенно в школьный период.  Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова  замечательного педагога В. А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что   примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Специалисты считают, что от 20% до 40% негативных влияний,   ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По мнению медиков 75% всех болезней заложено в детские годы. По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы  лишь 10 – 25 %    школьников. Причин для этого много: и повышенные перегрузки, обусловленные требованиями современного мира, и несоответствие оборудования и мебели  ГОСТам и медицинским требованиям, и отсутствие так называемых специальных  здоровьесберегающих  технологий,  и обеспечивающих их технических средств.

Ещё в начале ХIХ века (1805 г.) Г.Песталоцци указывал, что «…при  традиционно закладывающихся принципах обучения происходит  непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья». Причём в то время ещё была достаточно чистая среда, чистые  продукты питания.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или  физических дефектов.

Факторы, формирующие здоровье: экология -  10-15%; наследственность - 15-20%; медицина -  10-15%; образ жизни -  50-55%.  Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля  жизни. Он определяется социально – экономическими факторами,  историческими, национальными и религиозными традициями,  убеждениями, личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни предполагает следующее: благоприятное социальное окружение; духовно – нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.  Культура здорового образа жизни личности – это часть общей  культуры  человека. «Забота о здоровье детей, – писал В.А.Сухомлинский, – важнейший труд педагога …». Сотворить своё индивидуальное здоровье без чьей – то помощи, маленький человек, к сожалению, ещё не может. Наша задача помочь ему в этом.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему сохранения  здоровья детей.  Здоровьесберегающие  технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и  развития.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических  возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.

Здоровьесберегающие  технологии реализуются  на основе личностно- ориентированного подхода.  Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие  природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с  людьми, природой, искусством.

Личностно ориентированное обучение предполагает: поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление каждому ученику возможности

работать в присущем ему темпе; успешность деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития»; предоставление права выбора деятельности партнёра, средств обучения; создание возможностей для реализации творческих способностей; демократический стиль взаимоотношений.

Каждый новый учебный год требует    от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здоровые дети. Как же сохранить и приумножить столь необходимые в этом походе за знаниями силы?  Иной учитель утешает себя мыслью: родителям не дано, чтобы их ребёнок вырос полноценным человеком, а мне что? Но кто же, поможет этим детям, если не мы? Назрела необходимость новых форм обучения с параллельным оздоровлением.

При проведении уроков и в работе с классом следует учитывать следующие требования: санитарно – гигиенические; психологические; дидактические требования к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

Содержание: Актуальность использования метода проектов в начальной школе Проект, как метод обучения 2.1. Метод учебных проектов Виды проектов и особенности видаЭтапы работы над пр...

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Материал о том, что такое игра и как ее использовать....

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Материал о том, что такое игра и как ее использовать....

статья "Использование игровых технологий в начальной школе"

Статья о том, что такое игра и как ее использовать....

Статья по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

Эта статья предназначена для учителей начальных классов с целью обобщить опыт по здоровьесберегающей технологии...

Статья «Использование проектных технологий в начальной школе»

«Использование проектных технологий в начальной школе»...