КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ.
статья по теме

Поросенкова Любовь Николаевна

Материал к педсовету. Очень интересная тема для обсужения. а так же для познания самого себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материал к педсовету36 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к педсовету.

Учитель: Поросенкова Любовь Николаевна.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ.

Под коммуникативной компетенцией мы подразумеваем овладение совокупностью педагогических функций, обеспечивающих смысловое восприятие информации от учителя- педагога (коммуникатора) к ученику (реципиенту) и обратно.

Структура коммуникативной компетенции достаточно сложна, имеет многоуровневый, многофакторный характер. Мы остановимся лишь на тех ее составляющих, которые имеют прямое отношение к педагогическому процессу, наиболее практически востребованы и глубоко исследованы в научно – педагогической литературе.

Первый доминирующий компонент - ценностное самоотношение педагогов, под которым подразумевается (с психолого- педагогической точки зрения) переживание личностью собственной ценности и значимости, лежащей в основе процессов воспитания и самовоспитания личности. В эту структуру следует отнести осознание себя носителем педагогической профессии, профессиональной значимости, проявляющееся в формировании ценностного отношения к детям. Только педагог, уважительно относящийся к себе, к своему труду, способен уважительно относится к детям, к их труду.

Процесс становления ценностного самоотношения проходит определенные этапы, которые следует иметь в виду, организуя профессиональное самоопределение, самовоспитание личности:

мотивационный - формирование готовности к воспитанию профессионально - ценностного самоотношения, изменению Я- концепции;

когнитивный – актуализация самопознания, развитие когнитивной сферы профессионального самопознания, осознание себя представителем педагогической профессии;

аффективный – актуализация эмоционально – оценочных структур самосознания и профессионального самосознания, переживание чувства профессиональной ценности и значимости, формирование профессиональной гордости;

поведенческий – закрепление новых способов поведения на основе актуализации когнитивно-оценочных сфер самосознания и профессионального самосознания, формирование позитивного профессионально-ценностного самоотношения.

Ценностное самоотношение педагогов можно считать с этих позиций методологической базой коммуникативной компетенции.

Вторая важнейшая ее составляющая – культура общения, под которой мы подразумеваем (с педагогической позиции) такую организацию педагогического взаимодействия, при которой его участники испытывают состояние комфорта, каждому из них создаются условия для коммуникативной самореализации, успешно координируются совместные усилия для достижения заданных или ожидаемых результатов. Одновременно идет процесс когнитивного духовно-нравственного взаимообогащения.

Воспитание культуры общения в рамках становления коммуникативной компетенции предусматривает учет возрастных периодов развития личности учащихся. Существуют следующие формы совместной деятельности, взаимодействия:

опека (дошкольный период) характеризуется максимальной ролью взрослых в определении целей и помощи ребенку, низшим уровнем осознания целей и минимальной ролью детей в оказании помощи взрослым;

наставничество (младший школьный период) отличается решающей ролью взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю;

партнерство (младший школьный, младший подростковый период), где роль взрослых доминирующая, однако сохраняется недостаточное  равенство  в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при  относительном равенстве совместных усилий;

сотрудничество (младший и старший подростковый период), где роль взрослых определена как руководящая. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу;

содружество(период старшего детства), рассматриваемое как высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливаю воедино деловые, личностные отношения на основе сотворчества.

Знание этих стадий дает возможность так организовать общение с детьми различных возрастных групп, чтобы исключить крайности в выборе педагогической позиции. Первая крайность – авторитаризм старших, директивно-предписывающий стиль взаимодействия.

Ребенок при этом превращается в послушное(или протестующие!) орудие исполнения воли старших. Вторая крайность – педоцентризм, когда ребенку предоставляется право выбора стандартов поведения, которые явно не соответст-

вуют его возможностям. У ребенка не формируется при этом представлений о пределах допустимого.

        « В наших школах не должно быть несчастных детей-детей, души которых гложет мысль, что они ни на что не способны, Успех в учении- верный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться». (В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям.).

Культура общения неразрывно связана с такой сложной и профессионально значимой категорией, как педагогический такт.

Под педагогическим тактом принято подразумевать способность педагога соблюдать меру в поступках, в проявлении чувств, в оценках, взглядах, суждениях. При этом речь идет именно о профессиональных сторонах его личности, которые служат средством формирования правильных взаимоотношений с воспитанниками, обеспечивают успех его деятельности.

Следует сразу же признать, что понятие «мера» носит слишком общий, неопределенный характер. Ее не выразить в каких-либо единицах, она часто не поддается  подведению к общему знаменателю, а тем более не может считаться универсальной в любых педагогических ситуациях.

Возьмем, например, поощрения. Их относят к методам стимулирования, следовательно, чем больше ребенка поощрять, тем более активным, более старательным он должен стать. Оказывается, избыток поощрений далеко не масло, которым не испортишь кашу.

Наступает такой момент, когда стремление получить награду, добиться общего признания становится для ребенка главным стимулом его внешне положительных, но по содержанию духовно бедных поступков. Подобная психологическая доминанта постепенно может вытеснить в ребенке благородные побуждения, формировать эгоизм, приспособленчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание на тему: «Педагогический такт родителей в общении с ребенком»

Цель и задачи:Актуализировать проблему воспитания в семье. Расширить знания родительского коллектива о педагогическом такте.Стимулировать полноценное общение родителей и детей. Привлечь  род...

Презентация по психологии общения на тему "Коммуникативные компетенции".

Презентация на тему "Коммуникативные компетенции"...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»

Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...

Педагогический такт. Культура общения.

Свой доклад я хочу начать с притчи:Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпени...

Педагогический такт как основа нравственной культуры учителя

Педагогический такт как основа нравственной культуры учителя...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...