Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".
методическая разработка (1 класс) по теме

В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКС (К) ОУ «Козельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

Выступление на МО учителей начальных классов

по теме:

«Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников».

                                                                       Подготовила: учитель начальных              

                                                                                                классов

                                                                                                Барынина О.Н.

                                                                        Февраль 2013 г.

У детей, поступающих в речевую школу встречается нарушение произношения различных звуков: сонорных [р],[л],свистящих[с],[з],[ц], шипящих [ж],[ш],[ч],[щ] . Иногда нарушение носит характер искажения звуков. К ним относятся, например, горловое или одноударное произношение звука [р], мягкое произношение шипящих звуков при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих. Возникают эти недостатки в результате отклонений в строении артикуляционного аппарата (челюсти, зубов, языка, неба) или подражания неправильной речи.

Исправление недостатков произношения у учащихся младших классов имеет существенное значение для обучения в целом, и в первую очередь для усвоения грамоты. Дефекты произношения в своей значительной части тормозят формирование звукового анализа и полноценных навыков письма, а также могут стать причиной замкнутости и негативных реакций ребенка. Дети болезненно переживают недостатки речи: становятся молчаливыми, застенчивыми, а это влияет не только на развитие речи, но и на развитие полноценной личности.

Выявление недостатков произношения у школьников проводится логопедом в первые дни их школьной жизни. На предложенном речевом материале, включающем звуки всех фонетических групп, а также твердые и мягкие варианты согласных, логопед отмечает характер нарушения произношения: отсутствие звука (ыба-рыба); искажение звука [р] горловой; замена звука( [р]=[л]-лыба); смешение с другим звуком.

Замены и смешения звуков в устной речи приводят к нарушению письма и чтения, которое особенно ярко проявляется во 2-3 классах многочисленными ошибками на пропуск гласных и мягких согласных, взаимозамену свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных, перестановку букв и слогов. Поэтому очень важно своевременно оказать помощь детям по исправлению имеющихся в их речи недостатков произношения.

Работа по исправлению звуков включает следующие этапы: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука ( артикуляционная гимнастика); постановка звука; закрепление ( автоматизация) звука; различение ( дифференциация) звука со смешиваемым.

         Исправление недостатков произношения достигается длительной тренировкой органов артикуляционного аппарата (губ, языка) в тесной связи учителя и логопеда. С этой целью на уроках произношения обучаю детей основным подготовительным упражнениям, например:

   1.Открыть рот до обнажения зубов и удерживать его в таком положении на счет до 5-10.

   2.Складывать губы попеременно трубочкой и разтягивать их в улыбке.

   3.Высунуть язык и, похлопывая губами и произнося слоги пя-пя-пя, сделать его широким.

   4.Удерживать широкий язык за нижними, затем за верхними зубами.

   5.Дуть на широкий язык, вначале высунутый, потом опушенный за нижними или поднятый за верхними зубами.

        Основные требования к артикуляционной гимнастике.

   1.Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, так ребенок поначалу не умеет оценивать свои мышечные ощущения при выполнении того или иного упражнения. Ему помогает зрительный контроль через зеркало.

   2.Каждое движение выполняется по возможности в полном объеме. Объем движений и их точность постепенно возрастают.

   3.Все упражнения выполняются в размеренном темпе, под счет. Это приучает к удерживанию отрабатываемых движений. При четком и точном выполнении движений можно ускорить темп.

   4.При нарушении у ребенка звуков многих групп гимнастика направлена на развитие всего артикуляционного аппарата. При нарушении звуков одной фонетической группы гимнастика носит узкий, целенаправленный характер. При хороших артикуляционных возможностях звук может быть вызван на первом же занятии и необходимость в гимнастике в этих случаях отпадает.

Основные требования к постановке звуков.

  1.К постановке звука приступают тогда, когда ребенку доступен артикуляционный уклад, обеспечивающий образование данного звука. Усиленное применение средств механической помощи при постановке звука указывает на недостаточную тренировку ребенка в стадии артикуляционной гимнастики.

   2.Не рекомендуется одновременно ставить звуки, имеющие противоположный артикуляционный уклад, например [c]и[ш].

   3.Кода поставлен и закрепляется один из группы однородных звуков ( например [с]из группы свистящих), то желательно переходить к постановке звука[з], не дожидаясь закрепления звука[с] в самостоятельной речи ребенка. Иначе в речевом потоке на ребенка будут действовать две противоположные установки: звук [с] он должен произносить с новым артикуляционным укладом(т.е. правильно), а звук [з] по-старому. Обычно на стадии закрепления новых звуков в связной речи мы работаем уже одновременно над всеми звуками одной группы ([с], [з],[ц] ) при условии, чтобы ребенок не смешивал в произношении эти звуки.

        Основные требования к автоматизации поставленных звуков.

   1.Вновь поставленный звук закрепляется в звукоподражаниях, например: ссссс-свистит проколотая камера мяча, ззззз-звенит комар, шшшшш-шипят гуси, ш-ш, ш-ш, ш-ш (чередуя сильный и слабый выдох)- игра «Паровоз».

   2.Если ребенок научился произносить изолированный звук правильно ( каждый раз с первой попытки), его включают в слоги различных типов. Слоги являются как бы моделью слов, где звук окружен различными по артикуляции гласными и согласными, что требует отработки переключения речевых движений в разнообразных сочетаниях.

   3.Звук включается в слова различной слоговой структуры. Наиболее легкая позиция звука для произнесения-начало слова. Труднее -конец слова и слог со стечением согласных. Включение звука в слова удобно проводить на специально подобранных наборах предметных картинок, названия которых содержат звук в различных позициях.

   4.Закрепление звука во фразе, тексте поначалу проводится отраженно, т. е. ребенок повторяет материал за учителем, родителями. Кроме загадок, пословиц удобно использовать стихотворные сказки К. Чуковского,

 С. Михалкова и других поэтов. Строчки, содержащие по нескольку отрабатываемых звуков, ребенку приходится повторять по два-три раза, добиваясь лучшего произношения. Это удобнее делать на стихотворной строке. Так как она легче запоминается и не может быстро наскучить. На этом материале ребенок накапливает активный словарь, включающий поставленные звуки.

   5.Если ученик уже обучен грамоте, ему можно предложить сначала подчеркнуть в тексте соответствующие буквы, чтобы при чтении видеть заранее, сколько раз в строке встречаются новые звуки, и успевать во время подготовить их артикуляцию по ходу чтения.

   6.Следующие по сложности задания-введение звуков в пересказы ( подготовленный речевой материал) и в повседневную речь. Для чего необходим контроль со стороны учителя и родителей. При таком постоянном контроле у ребенка развивается самоконтроль, когда он на основе мышечных и слуховых ощущений оценивает правильность своего произношения и сам исправляет допущенное искажение звука.

   7.Если ученик удерживает все поставленные звуки на неподготовленном речевом материале ( при составлении рассказа по сюжетной картинке, при объяснении хода решения доступной задачи), учитель и родители продолжают контроль за произношением ребенка до полной автоматизации звуков во всех видах речевой деятельности.

          Основные требования к дифференциации звуков.

   1.Различение двух смешиваемых звуков начинают с сопоставления их артикуляционного уклада и звучания, затем включают их в парные слоги, слова-паронимы ( различающиеся одним звуком-типа рак-лак), слова различной структуры, содержащие один, а позже и оба смешиваемых звука. Ставится задача контроля и самоконтроля за произнесением смешиваемых звуков в связной речи.

   2.Одновременно с различением звуков в произношении следует упражнять детей в дифференциации этих звуков на слух, что имеет важное  значение для письма.

        Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения произношения звуков и основные приемы их коррекции на уроках произношения и внеурочной деятельности. При нарушении произношения свистящих звуков [с], [з], [ц] и [с’],[з’] показываем ребенку,  как следует опустить кончик языка за нижние зубы. Рассказываем, что губы при этом находятся в улыбке, зубы сближены, а боковые края языка подняты к верхним зубам, выдыхаемая струю воздуха проходит по середине языка. Полученный звук [с],[с’] ребенок повторяет до 10 раз. Итак некоторое время, пока произношение звука не станет достаточно легким.

        Затем переходим к его закреплению: сначала в слоге, затем в слове, предложении. Ученик может повторять слоги, слова, предложения, стихи, скороговорки вслед за взрослым, а также читать их из книги, предложенной карточки, на которой написано задание, например:

   1.Добавить устно слог сы или си к данным слогам так, чтобы получились слова. Составит слова из букв разрезной азбуки, прочитать и списать их.

   О-..,у-.., ко-.., но-.., ..-ну, о-..-на.

   2.Прослушать ряд называемых учителем слов и назвать слова со звуками [с],[с’].

   Колосок, колхозник, капуста, горох, ананас, вишни, сливы, земляника, цветы, брусника, груша, абрикосы, яблоко, персики.

   3.Поставить перед словом звук [с].

   .лава-Слава, .тон-стон, .тук-стук, .вой-свой.

   4.Назовите второй слог, а потом все слово.

   Ко-су-ля, по-су-да, ле-со-чек, по-сыл-ка, ко-сын-ка.

   5.Проговорить за учителем пословицу, найти в них слова с изучаемыми звуками, указать позицию звука в слове.

   Добрый совет пускай на весь свет.

   6.Выучить скороговорку. Изобразить ее с помощью схемы, указав количество слов в предложении и слогов в словах.

   Спит спокойно сытый сом.

   Смотрит сладко сотый сон.

   _______    __ __ __   __ __   ___.

   7.Выучить стихотворение со звуком [с’].

   У свинки есть ребенок-

   Веселый поросенок.

   Носит хвостик он крючком,

   Носит носик пяточком.

   Клюв- гусиный носик-

   Гуси гордо носят.

   Если дразнишь гуся-

   Берегись-укусит.

        Такие упражнения предусматривают не только закрепление вновь поставленного звука, но и предупреждению ошибок, связанных с недостатками произношения, а также ошибки на пропуски звуков в словах, на слияние слов в предложении при письме, учат слышать звук и выделять его в слове.

        Для закрепления звуков [з],[з'] подбирается соответствующий материал. Приведу примеры упражнений.

   1.Добавить устно слоги за или зы к следующим слогам так, чтобы получились слова. Составить слова из букв разрезной азбуки. Прочитать и списать их.

   Ко-.., ро-.., зано-.., та-.., Ли-.., ва-.., вок-..-лы, во-.. .

   2.Составить слова из данных букв и слогов. Записать и прочитать слова, правильно произнося звуки  [з],[з’]. Подчеркнуть букву з.

   З,а,л,п. З,о,н,т. З,в,у,к. Зве,но. Зве,ри. Зер,ка,ло. Ва,зе,лин.

   3.Отгадать загадки. В словах –отгадках найти слоги, содержащие звуки [з],[з’], записать их.

   1.Около проруби сидят белые голуби.

   2.Два соседа-непоседы день на работе, ночь на отдыхе.

   3.Если ей работу дашь-зря трудился карандаш.

   4.Кто со мной под дождик вышел, для того я- вроде крыши.

Отгадки: зубы, глаза, резинка, зонт.

   4.Проговорить вслед за учителем пословицы, найти и назвать слова, содержащие изучаемый звук.

   Зимой морозы, а летом грозы.

    5.Повторить чистоговорки.

За-за-за, за-за-за,

Зал, завод, забор, глаза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Розы, вазы и тазы.

        Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки [ш],[щ],[ч],[ж], надо попросить его поднять кончик языка за верхние зубы, сделать язык «чашечкой» или « ковшиком», подуть, отодвигая язык так, как при произношении звука [с]. Послышится шипение, которое учащийся повторяет многократно, пока не усвоит положение языка и правильный звук. Работа по введению звука в речь ведется в такой же последовательности: от слога, слова, предложения к тексту. Приведу примерные задания.

   1.К слогам ша, шу добавить другие слоги так, чтобы получились слова. Составить устно предложение с каждым словом.

   Образец. Шалаш. В шалаше хорошо отдыхать летом.

   2.Я прочитаю стихи, а если что-то перепутаю вы меня поправьте, пожалуйста.

С другом мы играли в …чашки,

Пили чай из белой…шашки!

Вылезла из норки …шишка,

На нее упала …мышка!

Мы с сестрой посуду…шили,

И наряды куклам…мыли!

   3.Назовите слово только из двух слогов.

Шапка, шило, шаль, шарик, шина, шар, шахта, шкура, шарф, шпага, шпала, шланг, шерсть.

   4.Игра «Договори слово»

Ка…(ша), ча…(ша), кры…(ша), кваку..(ша), горбу..(ша), кало…(ша), кассир…(ша), лап…(ша).  

   5.Выучить скороговорку, назвать слова со звуком [ш], записать по памяти, проверить по тексту.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

   6.Подобрать пять слов, содержащих звук [щ], записать слова, составить к ним схемы.

   7.Списать предложения, подчеркнуть в словах букву щ. Прочитать предложения, правильно произнося звук [щ].

В роще щебечет щегол. Из щетины делают щетки. Площадь ярко освещена.

   8.Выучить стихотворение, четко проговаривать шипящие звуки.

                                  Шубка.

Теплую шубку

Наденем на мишутку.

В шубке наш малышка,

Как медвежонок Мишка!

        Нарушение звука [р] имеет много разновидностей. Важно помнить, что при всех нарушениях отсутствует дрожание языка, необходимое для правильного произношения звука. Чтобы вызвать нужную вибрацию кончика языка, просим ребенка поднять широкий язык за верхние зубы и попытаться произнести такой звук, который издают комары вечером. При таком положении языка может появиться дрожание кончика, и  мы услышим з-з-з-р-р-р. Как только вызвано дрожание кончика языка, начинаем его закрепление. Умение правильно использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Необходимо проводить с учащимися большое количество упражнений.

Приведу примеры тренировочных упражнений.

   1.Заменить первый звук в слове так. Чтобы получились новые слова. Правильно произнести звук [р] в словах. Составить со словами предложения.

   Образец. Мир- пир, тир. Вар-…,… .

   2.Прослушать ряд называемых учителем слов и поднять руку. Если в слове есть звук [р].

   Роза, лилия, ромашка, пионы, ирис, ландыш, сирень, лютик, черемуха, астра, георгин, гладиолус, нарцисс, флоксы, незабудки.

   3.Отгадать загадки, в словах отгадках найти слоги со звуком [р], записать их.

   Мне зеленый кипяток ноги голые обжег. У заборов он бывает, никогда не остывает.

   На кустах в саду растет, запах сладкий, словно мед, но нередко льются слезы тех, кто рвет руками.

   Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки.

   Отгадки: крапива, розы, помидоры.

   4.Составьте из слова КАРТОШКА новые слова, в которых есть звук [р] .

(Карта, рак, тара, шар, крошка, рот, крот, штора).

   5.Выложите из букв слово ТОЧКА. Я буду называть слог, который вы должны поставить перед этим словом, назовите слово, которое получится.

Кар…(точка), кур…, р…, фор…, трос… .

6.Выучить скороговорку, записать по памяти слова со звуком [р], подчеркнуть букву р.

У нас в реке живут бобры,

Бобры бодры, бобры добры.

Мудры плотин строители

Бобры-речные жители.

        Тренировочными упражнениями может быть программный материал, который содержится в букваре, в учебниках «Русский язык», «Родная речь». Для работы над ними не потребуется много времени, надо только использовать программный материал с учетом произносительных возможностей ребенка. Можно предложить ребенку выписать слова с закрепляемыми звуками из любого текста учебника «Родная речь». Задание выполняется дома. Выписывая слова, он подчеркивает в словах соответствующие закрепляемым звукам буквы цветными карандашами. Затем учащийся читает слова, правильно произнося закрепляемый звук.

        При исправлении произношения, особенно в случае замены одних звуков другими, после постановки звуков и их автоматизации необходимо провести их дифференциацию, т.е. научить различать поставленный звук и его бывший заменитель в самостоятельной речи, так как в ней еще встречаются ошибки произношения данного звука. Ребенку необходимо вновь напомнить правильное произношение поставленных звуков и отличие их от звуков, которыми он их раньше заменял. Нужно научить его произносить эти звуки в сопоставлении: [р]-[л],[с]-[ш],[з]-[ж].Усложняя эту задачу, предлагается сопоставление звуков в слогах: ра-ла, ро-ло, са-ша, со-шо, за-жа, зо-жо, затем в словах: лак-рак, коса-коза, уши-ужи.

        Приведу примеры упражнений.

   1.Прослушать слово. Определить, какой звук в слове- [ч] или [ц]. Показать соответствующую букву.

   Цапля, чайка, речка, цветы, гусеница, бабочка, грач, ласточка, летчик, мотоцикл, кузнечик, кузнец, птичка, птица, заяц, зайчик.

   2.Прочитать правильно слова, содержащие звуки [ч] и [ц]. Устно составить с ними предложения.

   Цепочка, волчица, черепица.

   3.Выучить наизусть скороговорку, записать ее по памяти. Подчеркнуть цветными карандашами слова с буквами ч и ц.

   На кочке квочка, под кочкой цветочек.

   4.Записать под диктовку в один столбик слова с буквой ш, в другой- с буквой щ.

   Плащи, ерши, вещи, щепка, шейка, щеки, пища, шуба, кошка.

   5.Сравнить слова-паронимы по звучанию и смыслу. Устно составить предложение с каждым словом.

   Челка-щелка, плач-плащ.

   6.Дополнить предложения словами. Списать, подчеркивая цветными карандашами в словах буквы с и щ.

   Соня собирает в роще… .Свиная щетина идет на… .В костер подбросили сухие … .

   Слова для справок: щетки, щавель, щепки.

        Эти упражнения не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим составом слова. Благодаря этим упражнениям ребенок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это-главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Такие и подобные им упражнения, особенно включающие пословицы, загадки, скороговорки, будут способствовать не только закреплению вновь поставленных звуков и дифференциации их, но и обогащению словарного запаса детей, обучению их яркой, краткой, образной речи, развитию их сообразительности. Работа над пословицами загадками-это упражнение, развивающее самостоятельное мышление детей, их воображения. Пословицы и загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. И чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли устно и письменно, тем шире его возможности познавать действительность, легче и успешнее учиться.

        

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Р...

нарушения чтения и письма у младших школьников

1. Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых,...

нарушения чтения и письма у младших школьников

1. Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых,...

нарушения чтения и письма у младших школьников

ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.Задачи:Образовательные: познакомить родителей с терминами «дис...

нарушения чтения и письма у младших школьников

ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.Задачи:Образовательные: познакомить родителей с терминами «дис...

Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников

В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....

Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...