Портфолио ученика как система оценивания достижений учащихся
статья по теме

Акулова Наталья Геннадьевна

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_uch.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика как система оценивания достижений учащихся

                                                                                   

           Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

          Портфолио ученика:

·   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

·   реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

·   позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

·   предполагает активное вовлечение учащихся  в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

           Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.

         Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

           Основные цели и задачи портфолио:

-  Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

-  Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

- Приобретение навыков саморефлексии,

 формирование умения анализировать собственные интересы,

 склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

           Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  -  направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

 -   учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

-  позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

          Работая с портфолио, школьник:

-  формирует навык самоконтроля и самооценки;

-  видеть своё продвижение.

        Учитель:

-  наглядно видит  процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную  и  целенаправленную коррекцию;

-  делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;

-  делать оценку работы оптимистичной.

         Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и  идеологии  практико-ориентированного обучения.

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное

Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Технология «Портфолио» наиболее актуальна в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Впервые возникает потребность в создании  так называемого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых»  работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

        Задача – совместными усилиями  разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать:

- Выяснить, на какие группы можно разделить все  материалы « дневника» и как эти группы назвать.

- Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.

- Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и по отдельному учебному предмету.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио.  Продумала оформление индивидуальной папки обучающегося, объяснила детям, для чего они будут вести учебное портфолио. Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам, а также проинструктировала их, как правильно начать работу:

« Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше ».

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов пусть придумывают сами дети.

 Они остановились на следующих разделах:

♦ Мой мир.  Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Это может быть

- "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

-"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье или родословное дерево.

- "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

- "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

- "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Можно обьеденить с разделом «Мое творчество».

      Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

 Мое творчество. В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

        Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

           

Мои впечатления. В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

♦ Мои достижения. Здесь размещаются         грамоты,сертификаты, дипломы,    благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

        Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 

            В конце учебной четверти, полугодия или года учащийся может презентовать содержание своего портфолио на родительском собрании или классном собрании или на конференции и т.п. На презентацию учащийся выходит с комментарием своего портфолио.

            Оценка материалов и документов в рамках школы не проводится. Материалы портфолио могут учитываться администрацией школы при зачислении ученика в профильные классы на 3 ступени (полного) общего образования как подтверждение выбранного профиля.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

         Рахмановская  средняя общеобразовательная школа  им. Е.Ф. Кошенкова

             Павлово-Посадского  муниципального района  Московская область

               142520 Московская область                                тел.(49643) 77-133

               Павлово-Посадский район

               с. Рахманово, д.115

Выступление на заседании творческой группы

учителей начальной школы по теме:

 «Портфолио ученика как система оценивания достижений учащихся»

Подготовила: учитель начальных классов

                                                             Степанова Н.Г.

2013-2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Система оценивания достижений учащихся по русскому языку ФГОС 2 класс

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной шко...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи   между учителем, учеником и родителями  по поводу успешности образовательного процесса,   равно как и самостоят...

система оценивания достижений учащихся 4 класса

В помощь учителю начальных классов...

Система оценивания достижений учащихся начальной школы

Система оценивания достижений учащихся начальной школы...