"Игровые технологии как средство активизации учебного процесса"
статья по теме

Яркеева Галина Алексеевна

   Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций.  Данный материал будет полезен учителям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aprel_yarkeeva.rar9.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса

Яркеева Г.А.

  МАОУ СОШ №54 г.Томска

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. 

Й. Хейзинг

 Игровые технологии занимают важное место в учебно образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций.

  Игровые технологии я использую с 1 по 4 классы.   Важно сделать   ежедневные встречи с учениками не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка, Математики, Окружающего мира. Разумно и уместно,  используя подобного рода уроки, наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.   Безусловно,  на таких уроках ученики работают более активно, даже те, которые учатся неохотно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

 При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

 Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании.         Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование  универсальных учебных действий учащихся.  Например, игра «Найди соответствие» позволяет формировать познавательные УУД (проанализировать ситуацию и выявить проблему,  извлечь информацию из различных источников, структурировать имеющуюся информацию); регулятивные УУД (выполнить задание по инструкции); коммуникативные (уметь представлять и отстаивать свою точку зрения, использовать ресурсы других людей).

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

Используемая литература:

  1. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, С.3
  2. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29 .
  3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998, С.14-15,50-60

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках математики

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе-явление не новое, между тем они так и остаются инновационными в системе образования, т.к. способны создать условия для  формирова...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На на...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса

Одной из педагогических проблем, решаемых данным опытом, является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что ...

Учебно-методическая разработка Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

Данная разработка дает понятие игры - как важной технологии в обучении младших школьников.Примеры игровых моментов на уроке будут полезными  в работе учителям начальных классов....