Методика работы с одаренными детьми по математике.
учебно-методический материал по теме

Курбатова Юлия Викторовна

В предлагаемой методике работы с одаренными детьми по математике главной задачей является  раскрытие принципов действия, решение задачи ради способа получения точного ответа, логических рассуждений. Реализация скрытых имманентных задатков, развитие способностей ребёнка в процессе обучения и воспитания – главная задача педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat-ka_s_odar.detmi_ponizh.um_.tr_.rar18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с одаренными детьми по математике

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Если деятельность репродуктивная – ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Цель такой деятельности – формирование знаний, умений и навыков.

Если деятельность продуктивная – происходит активная работа мышления, связанная с логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения. Задумываясь над основанием собственных умений (рефлексируя), ребенок овладевает обобщенными способами действий, лежащими в основе этого умения, и тем самым приобретает знания, которые может конкретизировать при решении целого класса частных задач. В общем случае появлению конкретных знаний предшествует овладение методом получения этих знаний.

Проанализировав имеющиеся в распоряжении педагогов пособия по работе с одаренными детьми по математике и подготовке их к олимпиадам, мы сделали вывод, что обычно их содержание организовано следующим образом: это сборники заданий для учащихся повышенной сложности и на смекалку с прилагаемыми ответами или, в лучшем случае, коротким решением. При этом основным методом обучения детей остается репродуктивный: запоминание способа решения заданной конкретной задачи и тренинг (повторение способа решения при многократном выполнении однотипных заданий). При таком методе следующим этапом работы учителя является предложение детям карточек с набором заданий разных типов с целью идентификации ребенком по внешним признакам известных типов заданий и извлечения из памяти заученных способов их решения.

Но “развитая память еще не есть образованность, точная информация еще не есть знания” (У. Глассер). За счет усвоения готовых способов решения разнообразных частных задач невозможно получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения. Поэтому учащийся, столкнувшись с задачей нового типа или более повышенной сложности, терпит неудачу при ее решении или отказывается от решения сразу.

В предлагаемой методике работы с одаренными детьми по математике главной задачей является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему. Для осуществления технологического процесса при данном подходе к обучению необходима строгая логика построения учебного содержания. Для его наполнения нами отбирались задания, которые, во-первых, не могли быть использованы на уроках в рамках учебного курса математики:

а) задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей;

б) задания, требующие нестандартного подхода к их решению;

во-вторых (и это главное), могли быть систематизированы по общему способу их решения и представлены в виде модели (знаковой, геометрической, диаграммы, алгоритма действий и т.д.)

Речь идет о моделировании как особом общем способе познания и важнейшем учебном действии, являющимся составным элементом учебной деятельности. С одной стороны, моделирование выступает целью обучения, а с другой – средством самостоятельного решения учащимися конкретных математических задач. Учащиеся в процессе особо организованного обучения овладевают действием моделирования, нарабатывая его как способ или даже метод продвижения в системе понятий.

Основные принципы такой организации работы с одаренными детьми:

- В ходе использования моделирования нецелесообразно предлагать детям модель в готовом виде. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании моделей. В противном случае учащиеся не видят их в модели, и она не становится для них наглядной.

- Для того, чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха, можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способ либо приводит к неудаче, либо нерационально. Ребенок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу, нужно конструировать новый вид модели. Следовательно, у детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности.

- Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах. Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо сначала обсуждают способы решения, а затем каждый самостоятельно пытается выполнить задание, либо сначала каждый пробует выполнить задание, а потом сравнивает свой способ решения со способами других детей. В качестве доказательства правильности решения задачи используется все та же модель. В данном случае она является средством для обоснования точки зрения.

Разобравшись и проанализировав то многообразие текстовых задач, которое есть в школьном курсе математики (включая и нестандартные задачи), можно классифицировать модели, которыми может пользоваться учащийся. Для различных исследований в математике разработаны методы теории графов, теории вероятностей и математической статистики, математической логики и комбинаторики, аксиоматический метод, методы исследования элементарных функций, решения уравнений, доказательства утверждений, построения геометрических фигур, измерения величин и т.д. В начальной школе учащиеся вполне могут моделировать комбинаторные и логические задачи, задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, графов, уравнений, задачи на измерение величин.

Как пример описанной выше работы, рассмотрим технологию организации работы с арифметическими ребусами.

При работе с такими типами заданий следует учитывать несколько технологичных приемов:

1. Следует предлагать детям обратные преобразования: сначала обычный пример сделать арифметическим ребусом, заменив цифры буквами; затем ребус превратить в обычный пример, разгадав числа. Тогда дети будут понимать, откуда берутся одинаковые цифры на месте одинаковых букв, лишний старший разряд, разная цифра в суммах одинаковых слагаемых и т.д.

2. Различные “секреты” ребусов не задавать одновременно, это следует делать поочередно, причем после введения каждого “секрета” и его подробного обсуждения предлагать детям самим придумать ребус с таким “секретом”.

3. Следует учитывать возрастные особенности детей: ребусы с буквами требуют умения учащихся абстрагироваться, выполнять в уме большую часть вычислительных операций, что трудно для малышей, легче дается 3-4-хклассникам.

4. Примеры со * решаются проще, чем ребусы с буквами. Они построены по принципу “распутай клубок”. Поэтому начинать работу следует именно с таких примеров.

Все арифметические ребусы можно разделить на 2 группы:

I группа. Задания, где в примерах цифры частично заменены на * (либо другие значки), нужно восстановить вместо * недостающие цифры и выполнить действие. Эти задания выполняются по общему принципу “распутай клубок”.

II группа. Задания, где примеры либо математические выражения состоят только из * либо из букв (обычных и “сказочных”).

Устранение  причин понижения эффективности учебного труда одарённых учащихся

  1. Диагностирование и оценка уровня сформированности основных умственных операций необходимых для успешного осуществления учебной деятельности.
  2. Анализ, обобщение и сравнение результатов диагностики.
  3. Комплектование коррекционно-развивающих ученических групп по устранению отдельных дефектов формирования умственных операций, необходимых для учебной деятельности.
  4. Организация курсов и консультаций для учителей с целью ознакомления их со способами устранения этих дефектов, а также методиками использования диагностической информации в обучении школьников.
  5. Организация работы коррекционно-развивающих ученических групп.
  6. Проработка выбранного школой направления воспитательной работы, направленной на формирование культуры умственного труда (составление плана воспитательной работы школы и отдельных классов, учитывающих это направление, разработка рекомендуемой тематики воспитательных мероприятий, планов работы классных руководителей и др.)
  1. Наработка конспектов развивающих занятий, уроков с развивающей направленностью, конспектов воспитательных мероприятий, накопление опыта работы в этом направлении.
  2. Проведение соответственно ориентированных родительских собраний, ознакомление родителей с информацией о познавательных возможностях и затруднениях детей, способами оказания помощи ребенку в домашних условиях.
  3. Организация консультационного пункта для родителей по проблемам повышения познавательных возможностей детей, привлечение их к диагностике и осуществлению системы индивидуального развития ребенка.

  1. Организация обмена опытом развивающей деятельности учителей лицея, проведение циклов тематических "открытых" уроков и мероприятий выставок работ и др.
  2. Переход на работу в системе гибких классов и режимов обучения, позволяющей индивидуализировать работу учащихся по темпу или глубине изучения предмета.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЯВНЫХ

И СКРЫТЫХ ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оцени необходимые для осуществления творческой деятельности по твоему предмету и реально наблюдаемые проявления умственной одаренности учащихся. Для этого в оценочных графах, где проставлено наименование преподаваемого тобой предмета, поставь двойную оценку в 5-ти балльной системе: в числителе -насколько этот показатель одаренности необходим, в знаменателе - насколько он проявляется у данного ученика. По окончании тестирования сумма всех оценок складывается и делится на их общее количество.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

КЛАСС:

Наименование

ПРЕДМЕТЫ

признаков

геом

алг.

литер.

ист.

1.

1,

1.

1.

1.

1.

1.

2.

индивидуальность;

3.

многомерное, предсказательное, гибкое, широкое, эвристическое_мышление;

4.

высокий уровень развития психофизиологических возможностей;

5.

разнообразное и даже противоречивое сочетание когнитивных и эмоциональных качеств;

6.

умение видеть проблемы в известных явлениях;

7.

независимость и некомформность;

8.

способность получать новую информацию путем синтезирования целого и воссоздания недостающих деталей путем инсайтал

9.

способность   к   свертыванию   промежуточных действий и умственных   операций, опусканию несущественного и выделению главного;

10

способность к обобщению частностей;

11

способность конкретизации общего;

12

способность к одновременному охвату общего, абстрактного смысла явлений и его конкретных особенностей;

13.

оригинальность подходов и решений;

14.

способность применять в новых ситуациях известные приемы;

15.

способность самостоятельно изобретать приемы деятельности;

16.

способность    использовать    предметы     в несвойственных им функциях.,

17.

способность идентифицировать себя с другими личностями и легко менять роли;

18.

способность к прогнозам;

19.

способность видеть "много в одном";

20.

способность "впустить" в сознание и зафиксировать словом, знаком или образом различные детали свойства, признаки предмета или явления, его особенности и сходство с уже известным;

21.

способность видеть " во многом одно",

22.

способность выделять признаки, необходимые для решения   данной задачи;

23.

способность отсекать несущественные признаки,

24.

способность передавать информацию в разных формах;

25.

способность информацию, переданную разными способами;

26.

способность перекодировать информацию из одного вида в другой;

27.

способность к членению материала на логически законченные части, выделению его смысловых пунктов, построению алгоритмов решений;

28.

ранее освоение и использование богатого словарного запаса;

29.

меткие наблюдения и любопытство;

30.

усвоение разнообразной информации;

31.

периоды интенсивной сосредоточенности;

32.

способность осознавать сложные понятия, улавливать отношения, думать абстрактно;

33.

широкий и изменяющийся спектр интересов;

34.

сильно развитые навыки критического мышления и самокритичность;

35.

раннее   проявление   способностей   к   музыке, искусствам, спорту, исполнительским искусствам; готовность пойти на эксперимент и склонность к риску;

36.

внутреннюю целеустремленность и положительное мнение о себе.

37.

влечение к разрешаемому беспорядку и сложности; терпимость к неопределенности;

38.

выбирает целесообразные, а не эмоциональные решения;

39.

предпочитает   действия    в    одиночку    и неструктурированные рабочие ситуации;

40.

использует непонятные слова и теряет статус сверстника;

41.

среди них меньший процент правонарушений;

42.

предпочитает  занятая   с   преимущественно самостоятельным изучением материала, обсуждением и анализом

43.

у него очень рано начинает складываться индивидуальная избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала, которая со временем исчезает или усиливается

44.

он осознает не только результат, но и процесс_работы он отличается не только по степени,   но и по своеобразию своего интеллекта

45.

у него повышенная умственная восприимчивость; ему присуща постоянная готовность прилагать усилия

46.

ему нравится напрягать ум

47

он стремятся к проявлению инициативы, к не испробованным йодам мысли, к творческим попыткам

48.

его неустанная умственная активность непрерывно связана с саморегуляцией

49.

он не упускает из виду принятую цель

50.

он стремятся управлять своими действиями


51.

ему присуща расположенность к метким схемам и классификациям

52.

он с легкостью переходят от одного увлечения к другому

53.

изобретателен в занятиях

54.

усвоение нового   вызывает у него встречную активность

55.

у него рано и ярко выражена способность к подражанию, усвоению того, как говорят и мыслят старшие

56.

впитывая уже в раннем возрасте огромный объем информации, он улавливает не столько ее содержание, сколько более доступную ему характерна   необычная   познавательная активность;

57.

проявляет ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе

58.

-может скорее сказать "Я не знаю", чем повторять давно известную информацию

59.

испытывает часто неосознанную тягу к определенным видам деятельности;

60.

иногда старается скрывать свои способности, чтобы избежать дополнительной работы или зависти одноклассников;

61.

иногда проявляет     привычку небрежной и неаккуратной работы

62.

может откладывать необходимые дела,

63.

которые ему не нравятся

64.

не всегда имеет правильное представление о том, что он на самом деле знает;

65.

не привык серьезно работать

66.

может, став взрослым, быть недостаточно развитым эмоционально,   увеличивать   оторванность   от сверстников, чувства и интересы которых они не могут разделить

67.

уже в раннем возрасте был способен расширять каналы своего внимания, руководствуясь даже смутными подсознательными ощущениями



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Методика воспитательной работы с одаренными детьми"

Что же такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее част...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одаренными детьми "Любимая математика"

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей. В программе у...

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. ...

Статья "Методика подготовки чтецов художественного текста, работа с одаренными детьми"

Проблема одаренности взывает большой интерес. Что такое одаренность? Что влияет на умственное развитие личности?Роль семьи и школы в вопросах выявления и развития способностей ребенка....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...