Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста
статья (1 класс) по теме

Доклад на тему" Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_rabotayu_nad_problemoy.doc462.5 КБ

Предварительный просмотр:


     Я  работаю  над  проблемой  « Развитие  познавательных    способностей    у  детей  младшего  школьного возраста»

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие  масштабы  преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний.  Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

   Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

   Развитие  человеческих  задатков, превращение  их в способности – одна  из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить  свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные  способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать   самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

   Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста.   Данное положение определяет педагогическую целесообразность     проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы    требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

      Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования.

      Анализ педагогического опыта учителей начальных классов      показывает, что при формировании у детей интереса к познанию,       развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний       день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов школьников зачастую не используются в современной практике работы учителей или  их  применение носит ситуативный, одноразовый характер. Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизоотическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

     Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития познавательных интересов. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого начала в познавательной деятельности младших школьников.

Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: "Развитие познавательных интересов младших школьников»

Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.

Предметом исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательных младших школьников.

Цель исследования – выявить и научно обосновать оптимальные               пути развития познавательных интересов младших школьников  в        учебно-воспитательном  процессе  школы.

        Таким образом, творческая познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация я развитие индивидуальных познавательных интересов,  возможностей и способностей ребенка,  нацеленность на открытие новых и интересных знаний,  воспроизведение известных,  но новых для ребенка ценностей.

Включение младшего школьника в такую деятельность побуждает его проявлять активность в процессуальной стороне деятельности, что приводит к ярко выраженному стремлению мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения. Конечным результатом включения в творческую познавательную деятельность является приобретение мотивационной основы для выполнения обязательных   учебно-познавательных задач.

       Как показала опытно-экспериментальная работа, организация учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие познавательных интересов младших школьников, требует учета ряда факторов. Прежде   всего факторов, связанных с личностью ученика, а также факторов, связанных с деятельностью учителя по  организации творческой познавательной деятельности школьников.

Учет данных факторов требовал соблюдения следующих условий:

      1. Для организации учебного труда учащихся, способствующего        развитию интереса к изучаемому предмету и самому процессу     умственного труда, необходима деятельность, соответствующая возрастным особенностям и возможностям младшего школьника.

Учебный материал, предлагаемый ученику:

      а) должен быть трудным, но посильным, разнообразным, ярким и эмоциональным, целесообразным, связанным с предшествующим;

     б) учитывать индивидуальный уровень интеллектуального и  психического развития ребенка, дифференцированный подход                          к   организации  обучения;

     в) удовлетворять потребностям в общении и сотрудничестве                        с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

     г) формировать у учеников правильную оценку своих возможностей, побуждать и закреплять стремление к самосовершенствованию;

     д) использовать комбинацию традиционных и нетрадиционных,      групповых и индивидуальных, фронтальной и парной работы на уроке.

     2. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Существенным условием организации творческой познавательной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников является чувственная мотивация. Это прежде всего, ощущение учениками чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами; создание атмосферы, в которой дети могут применять свои знания и     умения на пользу другим и себе; учение "без опасности", способствующее развитию интеллектуальной активности, выходу за пределы заданной ситуации.

    3. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

В ходе работы я пришла к выводу, что развитию познавательных способностей детей в начальной школе может способствовать      комплексная система заданий, занятий, упражнений. В первом классе я провожу диагностику уровня познавательных способностей учащихся класса. Проводимая диагностика уровня познавательных способностей учащихся даёт возможность увидеть уровень класса и наметить дальнейшие пути в работе.

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес      к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В моей методической  копилке очень много тестов, позволяющих проводить диагностику        общих интеллектуальных способностей, мышления ,памяти, внимания, воображения, много заданий и упражнений для развития умственных способностей, различных игр, позволяющих активизировать и развивать  познавательные способности. Очень  большим подспорьем является пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам»

Я веду с 1-го по 4-ый класс факультатив «Юным умникам и умницам».         В его основу входит работа по  рабочим тетрадям О. Холодовой. Данное пособие включает систему работы по развитию познавательных способностей детей. Оно ориентировано на детей  6-10 лет и помогает         им освоить программу общеобразовательной школы. Упражнения,  выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.      Занятия построены таким образом,  что один вид деятельности сменяется  другим. Это позволяет сделать работу  детей динамичной, насыщенной          и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения         заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений    позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий. Занятия строятся по следующей модели:

  • «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных     доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе  творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
  • Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание      у ребят определённого положительного эмоционального фона, без      которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей памяти, внимания, воображения, мышления         (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только       способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют      углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы         познавательной  деятельности.
  • Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
  • Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут).     Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не    связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так                   как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и      поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и    обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на    умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной     алгоритм рассуждения.
  • Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
  • Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Дети  с великим удовольствием ходят на эти занятия, ребята настолько увлекаются занимательными задачами, что начинают сами искать их и задавать друг другу и учителям.

Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения, организую обмен мнениями при решении различных учебных задач,

пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу         со словарями и схемами, ввод интеграции, использование  групповой  работы.

Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они     учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и           не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Провожу уроки с использованием  ИТК. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития. Этот метод  также повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

     Применение всех этих приёмов и методов позволяет получать  положительные результаты по многим показателям, в том числе и                 по развитию мышления, памяти, логики, смекалки, сообразительности.
В результате обучения дети достигают высокого уровня развития мыслительных операций.  

Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Результаты тестирования показывают рост  общеинтеллектуальных умений.

Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность    и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс

Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного  мышления, воображения,  способности анализировать, обобщать. Дети могут мыслить творчески, показывают высокие результаты по олимпиадным заданиям, становятся победителями различных КВН, конкурсов.

  Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди,         способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить. Работа по развитию познавательных способностей  способствует развитию таких умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обуч...

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности

Работа по самообразованию. Развитие познавательных  способностей у детей  младшего  школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....

"Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования

quot;Развитие познавательных способностей у детей  младшего  школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...

Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный ...